3.Документальное оформление и изменение розничных цен.
1. Розничная цена формируется на основе оптовой цены производителя или первого оптового покупателя (импортера), осуществившего ввоз товара в Республику Беларусь с добавлением оптовой и торговой (либо только торговой) надбавки.
Розничные цены рассчитываются по формулам:
ОЦ + ОН + ТН = РЦ
РЦ + НДС = РЦ С НДС
ОЦ + ОН + ТН = РЦ
РЦ + НДС + НП = РЦ С НП
ОЦ + ТН = РЦ
РЦ + НДС = РЦ С НДС
ОЦ + ОН + ТН = РЦ
РЦ + НДС + НП = РЦ С НП
Где ОЦ – отпускная цена без НДС производителя или импортера
ОН – оптовая надбавка
ТН – торговая надбавка
НП – налог с продаж (установлен по всем товарам).
НДС и налог с продаж взимается с покупателя сверх розничной цены. Если на товар установлена фиксированная прейскурантная розничная цена, то в ее структуру входит вместо торговой надбавки торговая скидка (ТС), расчет будет следующий:
ОЦ + ТС = РЦ
РЦ + НП = РЦ С НП
Оптовая и торговая надбавки устанавливаются в процентах к отпускной цене производителя или импортера без НДС, а торговая скидка – в процентах к розничной цене. Оптовая и торговая надбавки, торговая скидка предназначены для покрытия издержек обращения торговых организаций, уплаты налогов и платежей, получения прибыли.
Прейскурантные розничные цены сохранены на табачные изделия, белую водку, сахар-песок. Например, фиксированные розничные цены на табачные изделия отечественного и импортного производства утверждается по двум категориям цен:
1) розничные цены с НДС (при расчетах поставщиков за поставляемую и реализуемую продукцию покупателям);
2) розничные цены с налогом на продажу, сбором за услуги ресторанов, кафе, баров (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при реализации населению).
Торговая скидка устанавливается для организации торговли и потребительской кооперации, осуществляющих торговую деятельность индивидуальных предпринимателей в размере, не превышающем 25%.
Размер скидки на сахар – 15 – 15,2 %, по условиях франкировки, для потребительской кооперации и других торговых организаций сельской местности – 19 - 19,2 % к розничной цене.
Скидки на водку установлены в прейскуранте в зависимости от условий франкировки и оплате в интервале от 12 до 13,7 % к розничной цене. Для потребительской кооперации – 18 – 19,7 %.
Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов № 43 не запрещено согласование между производителями и розничными продавцами конечных розничных цен (где торговые скидки в размере, не превышающем 30 % торговой надбавки).
Единые розничные цены и скидки применяются в соответствии с Положением № 43 в трех случаях:
1) при розничной продаже самой организацией-изготовителем в фирменные магазины;
2) при продаже либо передаче по договору комиссии субъектам хозяйствования, осуществляющим розничную торговлю;
3) при продаже либо передаче по договору комиссии субъектам хозяйствования оптовой торговли, с целью дальнейшей продажи в розничной торговле.
Расходы по уценке товаров при таком варианте, т.е. товар не нашел сбыта в оговоренный срок, производится по соглашению сторон, при не достижении согласия – поровну.
Порядок включения налога с продаж в розничную цену.
При розничной продаже некоторых товаров введен налог с продаж товаров в розничной торговле. Объектом налогообложения являются операции по реализации в розничной торговой сети товаров (за исключением бензина и дизельного топлива, а также социально-значимых товаров по определенному Советом Министров Республики Беларусь перечню).
Перечень социально-значимых товаров утвержден Положением Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2005г.
По закону Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на 2006г. ставка налога с продаж не должна превышать:
1) 15 % выручки от реализации товаров, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь и выпущенных в свободное обращение;
2) 5 % выручки от реализации других товаров.
По большинству включенных в перечень социально-значимых товаров устанавливаемая облисполкомами ставка налога с продаж не превышает 2 %. Например, хлеб, мука, молоко, яйца, маргарин, сахар, соль, лекарственные средства налог с продаж товаров с 2006 г. не вводится.
Налоговая база в соответствии с законом Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на 2006г. определяется как выручка от реализации плательщиками товаров исходя из розничных цен без включения в них налога с продаж.
Определение розничной цены товара с учетом налога с продаж (РЦ НП) производится по формуле:
РЦ НП = РЦ С НДС * (100 + %НП) : 100
Где РЦ С НДС – розничная цена товара с НДС;
%НП – ставка налога с продаж в розничной торговой сети.
2. В соответствии с Положением №43 торговые надбавки к отпускным ценам:
На социально значимые товары в пределах, установленных областными исполнительными комитетами и Минским городским исполнительным комитетом, в соответствии с законодательством.
На отдельные группы товаров с учетом коньюктуры рынка.
Социально значимые товары и отдельные группы товаров в пределах, установленных министерством экономики РБ.
Остальные товары не выше 30% к отпускной цене изготовителя или импортера, с учетом оптовой надбавки.
Субъекты ценообразования имеют право при заключении договоров предоставлять льготы для отдельных категорий потребителей и скидки им со сформированной отпускной цены, исходя из условий договора. Возможны скидки в зависимости от условий поставки, тогда торговая надбавка будет рассчитываться к отпускной цене изготовителя за вычетом скидки, исходя из условий договора.
В соответствии с утвержденным Постановлением Министерства статистики и анализа РБ №54 от 02.07.2002г. Инструкцией по "Учету розничного товарооборота товарных запасов в торговле" розничный товарооборот учитывается в розничных ценах, включающих их торговую надбавку, НДС и налог с продаж.
В розничной торговле валовой доход, издержки обращения и прибыль планируются и учитываются по отношению к розничному товарообороту (как и торговая скидка), а торговая надбавка устанавливается в процентах к отпускной цене.
Существует положение о порядке формирования и применения цен и тарифов для субъектов хозяйствования, в соответствии с которым не составляются экономические расчеты по обоснованию уровня взимаемых оптовых (торговых) надбавок. Однако такие расчеты необходимы торговой организации для планирования финансовых результатов.
Перерасчет торговой надбавки в уровень валового дохода (%ВД) осуществляется по формулам:
а) если на данный товар нет налога с продаж:
%ВД = %ТН : (100 + %ТН) : (100 + %НДС) * 100 *100;
где %ТН – размер торговой надбавки в процентах;
%НДС – ставка НДС.
б) если на данный товар установлен налог с продаж:
%ВД = %ТН : (100 + %ТН) : (100 + %НДС) : (100 + %Нп) *100 *100 *100.
Обратный перерасчет уровня валового дохода (торговой скидки) в процент торговой надбавки производится по формулам:
а) если на данный товар не установлен налог с продаж:
%ТН = %ВД : [100 : (100+%НДС) *100 - %ВД] *100;
б) если на данный товар установлен налог с продаж:
%ТН = %ВД : [100 : (100+%Нп) : (100+%НДС) *100 *100 - %ВД] *100.
Торговая надбавка (скидка) исчисляется по формуле:
ТН = И + П + СЦФ;
Расчет требуемого процента торговой надбавки производится по формуле:
%ТН = (И + П + СЦФ) : Сп *100;
где Сп – покупная стоимость товара (в отпускных ценах без НДС).
- Тема: «введение».
- Тема 1: «Цены в механизме функционирования экономики».
- Тема 2: «теоритические основы рыночного ценообразования».
- Тема 3: «государственное регулирование цен и ценообразования».
- Цели и методы государственного регулирования.
- Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь.
- Нормативно-правовые акты регулирования ценообразования в Республике Беларусь.
- Тема 4: «методы и стратегии ценообразования».
- Методы ценообразования, их содержание, характеристика.
- Стратегии ценообразования.
- Тема 5: «цены в экономике».
- Формирование цен в экономике предприятия.
- Учет предприятиями условий поставки в ценах. Франкировка отпускных цен.
- Отпускные цены на продукцию промышленности их формирование и применение. Регистрация отпускных цен.
- Тема 6: «розничные цены ны товары народного потребления».
- 1.Формирование розничной цены на рынке товаров народного потребления. Модели розничных цен.
- 2.Регулирование, порядок обоснования и распределения торговой надбавки.
- 3.Документальное оформление и изменение розничных цен.
- Предельная торговая надбавка включает надбавку оптовой торговли в случае участия посредника в товародвижении. Порядок распределения торговой надбавки определяется по соглашению сторон либо поровну.
- Тема 7. Особенности национального ценообразования на отдельных рынках тоаваров и услуг.
- Факторы, определяющие особенности формирования закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию:
- Особенности ценообразования на услуги связи.
- Ценообразование на туристические услуги.
- Особенности ценообразования в туризме:
- Особенности ценообразования на рынке бытовых услуг.
- Тема 8. Ценооблразование во внешнеторговой деятельности организации.
- Виды цен мирового рынка