logo search
предпринимательство в книжном деле

3.1. Особенности книжного рынка

3.2. Законы спроса и предложения

3.3. Циклы воспроизводства

3.4. Основной и оборотный капитал

3.5. Источники пополнения капитала

3.6. Доход, издержки, прибыль

3.7. Факторы, влияющие на величину прибыли

3.8. Регулирующая роль цены

3.9. Цена равновесия

3.10. Проверьте себя

Тема 4. Правовые формы предпринимательства

4.1. Форма собственности как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности

4.2. Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела

4.3. Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле

4.4. Малое и среднее предпринимательство

4.5. Документы правового регулирования предпринимательства

4.6. Виды договоров

4.7. Проверьте себя

РАЗДЕЛ III. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Тема 5. Организация управления фирмой

5.1. Типы структур управления. Выбор структуры управления

5.2. Организация управления предпринимательской деятельностью

5.3. Система подготовки и принятия решений

5.4. Маркетинг в предпринимательской деятельности

5.5. Работа с персоналом

5.6. Управление качеством

5.7. Проверьте себя

Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле

6.1. Планирование и его виды

6.2. Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия

6.3. Бизнес-план фирмы

6.4. Проверьте себя

Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы

7.1. Источники информации в предпринимательской деятельности

7.2. Информационные технологии

7.3. Проверьте себя

РАЗДЕЛ IV. ФИНАНСОВАЯ И КОММЕРЧЕСКАЯ РАБОТА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 8. Финансы в книжном деле

8.1. Финансовые ресурсы и их источники

8.2. Система финансовых расчетов. Наличные операции

8.3. Безналичные операции

8.4. Налогообложение предпринимательской деятельности

8.5. Управление оборотным капиталом и прибылью

8.6. Инвестиции

8.7. Бухгалтерский учет

8.8. Расчет безубыточности

8.9. Ценообразование

8.10. Экспресс-анализ финансового состояния

8.11. Проверьте себя

Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле

9.1. Товарные запасы книжной торговли

9.2. Организация сбыта товарной продукции

9.3. Планирование реализации и товарного покрытия

9.4. Выбор партнера. Организация договорного процесса

9.5. Действия по организации поставок

9.6. Логистика управления материальными потоками

9.7. Проверьте себя

РАЗДЕЛ V. СОЗДАНИЕ ФИРМЫ И ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Тема 10. Этапы организации фирмы

10.1. Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача

10.2. Исследования рынка

10.3. Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности

10.4. Организационный бизнес-план

10.5. Расчет стартового капитала

10.6. Учреждение и регистрация фирмы

10.7. Стадии развития фирмы

10.8. Проверьте себя

Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности

11.1. Предпринимательский риск и его виды

11.2. Пути и методы снижения риска

11.3. Информационная безопасность фирмы

11.4. Коммерческая тайна и ее защита

11.5. Служба безопасности фирмы

11.6. Проверьте себя

Введение

Цели пособия – определить сущность предпринимательской деятельности в книжном деле, раскрыть ее особенности и источники эффективности, показать основные принципы и методы функционирования.

При реализации поставленных целей авторы ставили перед собой следующие задачи:

При написании пособия авторы столкнулись с недостаточной разработанностью системы основных понятий и концепций теории предпринимательства в книжном деле, поэтому многие определения, учитывающие специфику книжного рынка и предпринимательства в книжном деле, даются в редакции авторов. При этом авторы опирались, прежде всего, на исторический и современный опыт российского предпринимательства в книжном деле.

Одиннадцать тем пособия распределены по пяти разделам. В первом излагаются необходимые понятия теории предпринимательства, его особенности в книжном деле. Сущность предпринимательства в книжном деле определяет психологию и культуру предпринимательства, специфика которых раскрывается также в первом разделе. Второй раздел посвящен экономико-правовым основам предпринимательства, в нем излагаются основы теории спроса и предложения фирмы, раскрываются правовые формы предпринимательской деятельности. В третьем разделе рассматриваются вопросы управления предпринимательской деятельностью: организационное управление, планирование, управление маркетингом и кадрами, информационные основы управления. Ввиду важности для предпринимателей проблем коммерции и финансов эти темы выделены в отдельный, четвертый раздел пособия. В пятом разделе приведены рекомендации по созданию книжной фирмы и организации безопасности предпринимательской деятельности.

Пособие подготовлено в соответствии с учебной программой дисциплины «Предпринимательство в книжном деле» для студентов старших курсов факультета «Книжное дело и реклама» МГУП. Курс «Предпринимательство в книжном деле» является заключительным в цикле экономических дисциплин по специальности 021600 «Книгораспространение», поэтому учебное пособие содержит отдельные краткие сведения из экономики, менеджмента, логистики, маркетинга, бухгалтерского учета и других курсов экономического цикла.

В учебном пособии авторами использованы теоретические и практические результаты собственной предпринимательской деятельности в книжном деле, финансово-хозяйственный и управленческий опыт в различных отраслях книжного дела.

Учебное пособие предназначено студентам, бакалаврам, аспирантам, специализирующимся в книжном деле. Пособие принесет пользу и тем, кто собирается открыть свое самостоятельное дело. Надеемся, что практики также найдут в пособии немало ценного, особенно при установлении связи таких экономических категорий, как прибыль, цена, рынок, предложение, спрос и эластичность с собственной повседневной предпринимательской деятельностью. Изучение дисциплины поможет им точнее соотносить свои затраты с целями предпринимательства, анализировать и оценивать спрос и предложение, проявлять творческую предпринимательскую инициативу, вырабатывать стратегические решения, учитывающие специфику книжного дела.

К сожалению, объем пособия не позволил включить в него важные темы, касающиеся внешнего финансирования фирмы, управления корпоративными финансами, проблем маркетинговых коммуникаций, истории зарубежного предпринимательства в книжном деле и ряд других. Авторы надеются раскрыть эти темы при подготовке соответствующего учебника.

Приносим благодарность всем, кто оказывал помощь при написании пособия, брал на себя нелегкий труд критического прочтения авторского оригинала, высказывал конструктивные замечания, участвовал в обсуждении. Особая благодарность Ю.А. Горшкову и Ю.Ф. Майсурадзе, вклад которых в рецензирование и научное редактирование авторского оригинала способствовало повышению научного и методического уровня пособия. Следует также отметить вклад В.В. Анисимовой, А.Я. Кучевской, Г.И. Матрюхина, Т.Н. Симагиной, О.Л. Таракановой.

Авторы заранее благодарны за все отзывы и замечания по содержанию пособия.