logo search
рег

Региональная экономика как наука и учебная дисциплина

Региональная экономика – это область эконом. науки, которая изучает совок-ть эконом. факторов и явлений, обусловливающих формирование и развитие производительных сил и соц. процессов в региональной системе страны.

Главная практическая цель – обоснование путей совершенствования терр. орг-и хоз-ва, в оптимизации его размещения и развития.

В качестве предмета выступает регион. Регион рассматривается как территориальная система.

Связь региональной экономики с другими науками.

  1. Экономическая теория, менеджмент

  2. Экономическая география

  3. Физическая география

  4. Региональная социология

  5. Социальная география

  6. Геополитика

  7. Политическая география

Подходы и методы исследования

Используется широкий набор методов, как общенаучных, так и специальных.

  1. Сравнительный метод

Традиционный метод, позволяющий выявить своеобразие каждого региона. Сравнение регионов между собой служит основанием для их группировок и типологии.

  1. Метод картографирования

Карта явл. моделью реальной территории, она позволяет лаконично отобразить пространственную информацию, взаимосвязи различных явлений.

  1. Применение географических информационных систем

Это программные комплексы, обеспечивающие сбор и распространение пространственных данных.

  1. Исторический подход

Рассмотрение всех изучаемых явлений в их генезисе в процессе исторического развития.

  1. Балансовый метод

Группа расчётных методов для анализа динамических систем с установившимися потоками ресурсов и продукции.

  1. Математические методы

Расчёт индексов и коэффициентов, математическое моделирование, прогнозирование, расчёт коэффициентов корреляции, кластерный анализ.

  1. Социологические методы

Метод основан на проведении опросов и анкетировании населения с целью получения инф-и от различных соц. групп.

  1. Метод экспертной оценки

Оценочные суждения квалифицированных экспертов, опирающихся на небольшое кол-во данных.

  1. Метод районирования

Используется для анализа географически разнообразного эконом. пространства путём его разбиения на относительно однородные участки, т.е. районы.

История становления и развития региональной науки

Рег. экономика и эконом. география выросли из недр общей географии, основы которой заложены учёными древнего мира. …..обусловлено всем ходом развития человеческого общества и порождено насущными потребностями, знаниями о населении, его хоз. деятельности.

На этапе формирования капитализма в конце 17 века возникли такие направления рег. науки как коммерческая география, камеральная статистика, география человека, геополитика. Известны труды таких учёных как Уильям Петти, Джон МакКиндер, Альфред Геттнер. В работах этих направлений собирались многообразные, но мало связанные между собой сведения о странах и городах, их территории, хозяйстве, населении, фин. положении, гос. строе.

Первым учёным, предложившим термин эконом. география, был М. А. Ломоносов. «Богатство российское будет прирастать Сибирью и северным морским путём».

В трудах В.Н. Татищева содержится деление России на районы, но он не делал разницы между экономическим районированием и…..

К. И. Арсеньев разделил Россию на 10 пространств или районов и дал их подробное описание.

Н. П. Огарёв сыграл большую роль в разработке методологических основ экономического районирования, делил Россию на районы и дал их описание. Он разрабатывал идеи федеративного устройства России. Район – реально существующий объект, а не игра ума. Процесс районообразования – объективный процесс общественной жизни.

П. П. Семёнов-Тян-Шанский организовал первую перепись населения в 1897 году. Он предложил деление России на 12 районов. Его районирование исп. до появления сетки районов гос. плана в 20-х годах 20 века.

Оценивая роль западноевропейских учёных, их влияние на развитие региональной науки в России можно выделить работы Тюнена, Вебера, Кристаллера, Лёша.

В 1902 году появилась первая кафедра экономической географии в России в Санкт-Петербургском политехе (В.Э. Ден)

В условиях плановой экономики социалистического строительства получили развитие значимые для практики направления региональной науки. Осуществляется районирование страны, в соответствии с ним организуется работа гос. плана. Среди советстких учёных выделяются Н.Н. Баранский, Ю.Г. Саушкин. Баранский считается создателем советской районной школы как методологического направления.

Советская районная школа ввела такие термины как территориально-производственный комплекс, энерго-производственный цикл.

Она выработала наиболее подробную базу для анализа промышленности, при этом размещение населения рассматривалось в последнюю очередь и воспринималось как трудовые ресурсы, а не как источник формирования спроса.

Наиболее известные учёные современности: У. Изард, П. Кругман, А.Г. Гранберг, Чистобаев, П.Я. Бакланов.