Тема: «введение».
Цели и задачи дисциплины. Ее взаимосвязь с другими дисциплинами.
Структура дисциплины. Основные понятия и термины.
Основные этапы развития ценообразования в РБ.
Значение дисциплины в системе подготовки бухгалтера.
1.Основной задачей изучения дисциплины «Ценообразование» является формирование у учащихся комплекса знаний и умений по проблемам определения политики и стратегии ценообразования, выбора методов и процедур установления оптимального уровня цен в сложившихся экономических условиях в соответствии с налоговым и антимонопольным законодательством в РБ, воспитание и развитие экономического мышления будущих специалистов.
Эта дисциплина связана с другими дисциплинами: экономика предприятия, маркетинг, налогообложение, бухгалтерский учет, финансы и кредит, анализ хозяйственной деятельности, статистика, менеджмент, основы экономической теории, технология отрасли и т. д.
Курс «Ценообразование» является основополагающим среди дисциплин, изучаемых студентами экономических специальностей.
2.Структура дисциплины раскрывается в содержании тем:
- цены в механизме функционирования экономики;
- теоретические основы рыночного ценообразования;
- государственное регулирование цен и ценообразования;
- методы и стратегии ценообразования;
- цены в экономике предприятия;
- розничные цены на товары народного потребления;
- особенности национального ценообразования на отдельных рынках товаров и услуг;
- ценообразование во внешнеторговой деятельности организации.
Ключевые понятия и термины (смотри таблицу 1.1 «Словарь основных понятий и терминов»).
3.При создании хозяйственного механизма в период перехода экономики РБ к рыночным отношениям особая роль отводится ценам, т.к. они становятся регулятором общественного производства на всех уровнях управления, отражают состояние экономики и способствуют распределению ресурсов. В современных условиях меняются подходы к ценообразованию, как на уровне государственного регулирования, так и в хозяйственной практике отдельных субъектов хозяйствования. На уровне государственного управления переходный период необходимо сочетание регулирования цен по отношению к предприятиям естественной монополии, на отдельные виды важной и структурообразующей продукции. Поэтому ценообразование РБ определяется в зависимости от структуры типа рынков. Всего их четыре:
рынок чистой конкуренции
рынок монополистической конкуренции
рынок олигополистической конкуренции
чистая монополия
Смотри таблицу 1.2- порядок установления цен и степень государственного вмешательства при определении их уровней на различных типах рынков.
Для белорусского рынка характерна высокая монополизация рынка по большинству продуктов (обрабатывающая отрасль, машиностроение).
Процесс установления цен предполагает реализацию взаимосвязанных этапов:
изучение рынка
определение целей ценовой политики
определение спроса
оценка издержек
анализ предложения и цен конкурентов
выбор метода ценообразования
установление окончательной цены
4.Усвоение системы ценообразование позволяет получить глубокие знания о теоретических основах рыночного ценообразования, в системе цен, формах и способах государственного регулирования и контроля цен в РБ и за рубежом, формирование стоимости с учетом действующих положений по составу затрат и налогообложению, метода установления цен и особенностях их формирования на разных товарных рынках.
Система ценообразования связана с действующими нормативными документами по вопросам ценообразования, утвержденных указами президента РБ, совета министров РБ, департамента ценовой политики министерства экономики, решениями и распоряжениями облисполкомов ведомственными инструкциями.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:
основные направления государственной политики в области регулирования и прогнозирования ценообразования
экономическое содержание цены и её функции
состав и структуру цен на товары, работы, услуги, порядок их формирования
цели и методы государственного регулирования цен
методы и стратегии ценообразования
систему органов ценообразования в РБ
На основе использования этих знаний можно проводить анализ ситуаций по определению ценовой стратегии фирмы, рассчитывать цены различными методами и проводить их сравнительный анализ, рассчитывать себестоимость и рентабельность продукции, рассчитывать цены на товары и услуги. Все это позволит заложить основу экономической подготовки учащихся, расширить знания при последующем изучении других дисциплин. Это станет условием подготовки высококвалифицированных и компетентных специалистов рыночной экономики.
Будущие специалисты должны уметь:
производить анализ ситуации по определению ценовой стратегии фирмы
рассчитывать цены различными методами и производить их сравнительный анализ
рассчитывать себестоимость и рентабельность продукции
расчет цены на продукцию (товары, работы, услуги)
ориентироваться в системе нормативно-правовых актов регламентирующих хозяйственную деятельность предприятия по ценообразованию
- Тема: «введение».
- Тема 1: «Цены в механизме функционирования экономики».
- Тема 2: «теоритические основы рыночного ценообразования».
- Тема 3: «государственное регулирование цен и ценообразования».
- Цели и методы государственного регулирования.
- Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь.
- Нормативно-правовые акты регулирования ценообразования в Республике Беларусь.
- Тема 4: «методы и стратегии ценообразования».
- Методы ценообразования, их содержание, характеристика.
- Стратегии ценообразования.
- Тема 5: «цены в экономике».
- Формирование цен в экономике предприятия.
- Учет предприятиями условий поставки в ценах. Франкировка отпускных цен.
- Отпускные цены на продукцию промышленности их формирование и применение. Регистрация отпускных цен.
- Тема 6: «розничные цены ны товары народного потребления».
- 1.Формирование розничной цены на рынке товаров народного потребления. Модели розничных цен.
- 2.Регулирование, порядок обоснования и распределения торговой надбавки.
- 3.Документальное оформление и изменение розничных цен.
- Предельная торговая надбавка включает надбавку оптовой торговли в случае участия посредника в товародвижении. Порядок распределения торговой надбавки определяется по соглашению сторон либо поровну.
- Тема 7. Особенности национального ценообразования на отдельных рынках тоаваров и услуг.
- Факторы, определяющие особенности формирования закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию:
- Особенности ценообразования на услуги связи.
- Ценообразование на туристические услуги.
- Особенности ценообразования в туризме:
- Особенности ценообразования на рынке бытовых услуг.
- Тема 8. Ценооблразование во внешнеторговой деятельности организации.
- Виды цен мирового рынка