История
ЭКОНОМИЧЕСКИХ
УЧЕНИЙ
Утверждено Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебно-методического комплекса
Магнитогорск
2010
УДК 331.01(09) (075)
Рецензенты:
Зав. кафедрой экономики и предпринимательства
Магнитогорского государственного университета,
к. филос. н., профессор
Л.М. Вотчель
Кандидат экономических наук
профессор кафедры менеджмента
Магнитогорского государственного университета,
О.П. Демчук
Кеба В.И., Сказецкая Т.И.,
Четверикова Ю.И., Щербакова Т.В.
История экономических учений: Учебно-методический комплекс. –
Магнитогорск: МГТУ им Г.И. Носова, 2010. -260 с.
Пособие представляет собой учебно-методический комплекс, включающий теоретический и методический материал по истории экономических учений. В теоретической части рассмотрены основные этапы развития экономической мысли, важнейшие концепции различных школ и направлений экономической науки, развитие экономической мысли в России. Особое внимание уделено современным экономическим теориям, которые стали основой экономической политики правительств многих стран. Учебно-методический материал содержит программу дисциплины, вопросы для самоконтроля, тестовые задания, вопросы для подготовки к семинарским занятиям, задания для выполнения индивидуальных (контрольных) работ для студентов заочного обучения. Рекомендуется для студентов вузов, а также для самостоятельно изучающих историю экономических учений.
УДК 331.01(09) (075)
МГТУ им. Г.И. Носова, 2009
Кеба В.И., Сказецкая Т.И.,
Щербакова Т.В., Четверикова Ю.И.,
2010
С О Д Е Р Ж А Н И Е
|
|
Предисловие…………………………………………………………………… | 6 |
Введение………………………………………………………………………... | 7 |
РАЗДЕЛ 1. Экономические учения в эпоху дорыночной экономики | |
Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира….... |
9 |
1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли……...……………………………....….………. 2. Экономическая мысль древневосточных государств………………...…... 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима…………………….......... |
9 16 19 |
Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма………………………………...…………………………………. |
28 |
1. Экономическая мысль европейского средневековья…………………...... 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья………...……….. 3. Возникновение утопического социализма……………………………..…. 4. Средневековая экономическая мысль в России………...………...…….... | 28 33 36 39 |
РАЗДЕЛ 2. Экономические учения в эпоху становления рынка и развития нерегулируемой рыночной экономики | |
Тема 3. Меркантилизм…………………….……………………………………... | 41 |
1. Предпосылки возникновения и содержание концепции меркантилизма… 2. Этапы развития меркантилизма……………………...…………………..... 3. Основные теоретические положения меркантилизма……………......….. 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России……….. | 41 45 47 51 |
Тема 4. Возникновение классической политэкономии. Экономическое учение физиократов…………………………..…………….... |
57 |
1. Предпосылки возникновения и основные черты классического направления экономической науки………………………………………………...... 2. Экономические взгляды У. Петти и П. Буагильбера………………………. 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение Ф. Кенэ………..... 4. Развитие теории физиократов во взглядах А. Тюрго……………………. |
57 59 64 70 |
Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение Адама Смита…………………………………..….….. |
74 |
1. Условия возникновения экономического учения А. Смита…………….. 2. Предмет исследования в теории А. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества……………………………...………. 3. Методология экономического учения А. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма…………………………….... 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда………………………………………..….. 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории А. Смита………….. 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства…………………………………………………………………………. 7. Теория международной торговли и критика протекционизма…….…..…. | 74
76
79
82 88
91 93 |
Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории Давида Рикардо……. | 97 |
1. Развитие классической политэкономии в теории Д. Рикардо. Предмет и метод исследования…………………………………………………………..... 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости Д. Рикардо…….. 3. Теория распределения доходов Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента………………………………………………………………….... 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо………………………………..………………………... |
97 100
104
110 |
Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине ХIХ в……………………………………………………………..….. |
117 |
1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, Ф. Бастиа.. 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, Н. Сениор.. 3. Классическая политическая экономия в США. Г.Ч. Кэри……………….. | 117 123 135 |
Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в…….. | 137 |
1. Экономическая теория Дж.С. Милля……………………………………… 2. Экономическая теория К. Маркса……………………………………….…. | 137 146 |
Тема 9. Оппоненты классической школы. Мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм…………………………………………………… | 158
|
1. Экономическое учение С. Сисмонди……………………………………... 2. Экономическая концепция П. Прудона…………………………………. 3. Утопический социализм К. Сен - Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна………… | 158 156 171 |
Тема 10. Социально-историческое направление в экономической науке. (Историческая школа Германии)………………………………………………. |
179 |
1. Предпосылки возникновения и особенности методологии немецкой исторической школы…………………………………………………………….. 2. Экономические концепции Ф. Листа и старой исторической школы…….. 3. Экономические концепции новой исторической школы………………… 4. Экономические концепции новейшей исторической школы……………. |
179 181 184 185 |
Тема 11. Маржинализм………………………..................................................... | 188 |
1. Методологические принципы маржинализма……………………………. 2. Австрийская школа предельной полезности……………………………… 3. Лозаннская школа маржинализма.…..…………………………………….. | 188 192 200 |
Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа…………………………………………………………..…. |
206 |
1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: А. Маршалл и А. Пигу……………………………………………………… 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк…………………………………..……. |
206 216 |
РАЗДЕЛ 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики | |
Тема 13. Институциональное направление экономической мысли………….. | 222 |
1. Предпосылки возникновения, предмет и метод институционального направления экономической науки………………………………………….…. 2. Основные течения на первом этапе институционализма - 20-30-е гг. XX в. 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг…………….…. 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм………………………………………………………………... |
222 224 230
232 |
Тема 14. Теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Экономические теории неокейнсианства………………………………………………….... |
237 |
1. Предпосылки возникновения и методология кейнсианской теории…….. 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»……………..
3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению………………………………………………………………………... 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег……………………………………………………………………………….. 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории……………………. 6. Кейнсианская теория и экономическая политика………………………… 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез……. | 237 239
241
242 244 246 248 |
Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине ХХ века……………………………………………………………….. |
254 |
1. Общая характеристика неолиберализма…………………………………... 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа………………………………………………………….. 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа………………………. 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа…………………... 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий…… | 254
256 261 264 272 |
Тема 16. Экономическая мысль в России в ХХ веке…………………………. | 277 |
1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа А.В. Чаянова…………………... 2. Теория «длинных волн» в экономике Н.Д. Кондратьева……………….... 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых……………………………………………………. 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»……. 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ……………….. |
277 278
281 283
284 |
Заключение……………………………………………………………………… | 286 |
Учебно-методические материалы……………………………………………. | 287 |
1. Программа курса «История экономических учений»……………………. | 287 |
2. Планы семинарских занятий по Истории экономических учений……… | 290 |
3. Примерная тематика контрольных работ (индивидуальных заданий)….. | 292 |
4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «История экономичеких учений»………………………………………………………… |
293 |
5. Тестовые вопросы для проведения итогового контроля…………………. | 294 |
6. Словарь основных терминов и понятий (Глоссарий)…………………….. | 297 |
Рекомендуемая основная и дополнительная литература…………………. | 300 |
Именной указатель…………………………………………………………….. | 301 |
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель