Глава 7. Реальности американского капитализма: частный сектор
Единоличное владение, партнерство и корпорация — основные правовые формы предприятий. При численном преобладании единоличных владений значительная часть общего объема производства приходится на долю корпораций. Корпорации заняли доминирующие позиции в промышленном секторе в первую очередь благодаря тому, что они: а) обладают ограниченной ответственностью; б) находятся в выгодном положении, привлекая денежный капитал для расширения операций.
Американская экономика — это экономика большого бизнеса, в том смысле, что во многих отраслях ведущие позиции нанимает небольшое число крупных корпораций.
Правовые формы деловых предприятий
Торгово-промышленные предприятия крайне разнообразны — от корпораций-гигантов, таких, как “Дженерал моторз” с продажами в 102 млрд. долл. и 813 тыс. занятых, до специализированных магазинов и мелких бакалейных лавок с одним-двумя служащими и ежедневными продажами в 100—150 долл. Такое разнообразие порождает желание классифицировать фирмы по некоторым критериям, таким, как правовой статус, отрасль, или выпускаемая продукция, или размер фирмы. В таблице 7-4 показано распределение предприятий по трем основным правовым формам: 1) единоличное владение; 2) партнерство и 3) корпорация.
Давайте проведем различия и выделим преимущества и недостатки каждой формы.
Единоличное владение
Единоличное владение —в буквальном смысле самостоятельное ведение дел в своих интересах. Владелец имеет материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимое для производственной деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия.
Преимущества. Этот чрезвычайно простой тип организации производственной деятельности имеет определенные преимущества:
1. Единоличное владение легко учредить, так как практически нет бюрократической волокиты и расходов на юридические услуги.
2. Владелец сам себе начальник и располагает значительной свободой действий. Поскольку получаемый владельцем доход зависит от успешной деятельности предприятия, здесь присутствует сильный непосредственный стимул вести дела эффективно.
Недостатки. Однако недостатки этой организационной формы весьма значительны.
Таблица 7-4. Правовые формы организации бизнеса
Форма | Число фирм | Процентное отношение к итогу |
Единоличные владения* Партнерства Корпорации | 12820000 1644000 3171000 | 73 9 18 |
Корпорации | 3171000 | 18 |
Всего | 17635000 | 100 |
* Включая фермеров и самостоятельнозанятых.
1. За редким исключением, финансовые ресурсы единоличного предпринимателя недостаточны для того, чтобы фирма могла вырасти в крупномасштабное предприятие. В частности, финансовые средства обычно ограничены той суммой, которую предприниматель имеет на своих банковских счетах, и суммой, которую он может занять. Так как среди единоличных владений процент банкротств относительно высок, коммерческие банки не очень охотно предоставляют им большие кредиты.
2. Осуществляя полный контроль над деятельностью предприятия, владелец должен выполнять все основные функции по управлению. Он должен принимать все основные решения, например, относительно покупки, продажи, привлечения и содержания персонала; не упускать из внимания технические аспекты, которые могут возникнуть в производстве, в рекламе и в распределении продукции. Короче, потенциальные выгоды от специализации в управлении производством предпринимательству небольшого масштаба обычно недоступны.
3. Наиболее важный недостаток заключается в том, что единоличный владелец является субъектом неограниченной ответственности.Это означает, что самостоятельные предприниматели рискуют не только активами фирмы, но и своими личными активами. Если активы бесприбыльного предприятия недостаточны для удовлетворения притязаний кредиторов, то последние могут подать иск против личной собственности владельца предприятия.
Партнерство
Партнерствокак форма организации бизнеса в большей ни меньшей степени является естественным развитием единоличного владения. В попытке преодолеть некоторые из основных недостатков единоличного владения родилась такая форма бизнеса, как партнерство. Само название объясняет суть этой формы. Партнерство — это форма организации бизнеса, при которой два или более отдельных лица договариваются о владении предприятием и его управлении. Обычно они объединяют свои финансовые ресурсы и умение вести дела. Подобным образом они распределяют риски, а также прибыли или убытки, которые могут выпасть на их долю. По степени участия в деятельности предприятия партнерства бывают разные. В некоторых случаях все партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, в других случаях — один или несколько участников могут быть “молчаливыми”, т.е. играть пассивную роль. Это означает, что они вкладывают свои финансовые средства в фирму, но не принимают активного участия в управлении ею.
Преимущества. Каковы преимущества партнерства?
1. Подобное единоличному владению, партнерство легко организовать. Почти во всех случаях заключается письменное соглашение, причем бюрократические процедуры необременительны.
2. Благодаря большему числу участников соглашения становится возможной более высокая специализация в управлении.
3. Также благодаря тому, что объединяются несколько участников, финансовые ресурсы компании будут менее ограниченны, чем ресурсы единоличного владения. Партнеры могут объединять свой денежный капитал, их предприятие представляется банкирам менее рискованным.
Недостатки. Партнерство часто оказывается менее способно преодолеть несовершенства единоличного владения, чем это кажется поначалу. Действительно, возникают некоторые новые проблемы, нехарактерные для единоличного владения.
1. Когда несколько человек участвуют в управлении, подобное разделение власти может привести к несовместимости интересов, к несогласованной политике или к бездействию, когда требуются решительные действия. Еще хуже, если партнеры расходятся по главным вопросам. По всем этим причинам управление партнерством может быть неповоротливым и затруднительным.
2. Финансы компании все еще ограниченны, хотя значительно превосходят возможности единоличного владения. Финансовых ресурсов трех или четырех партнеров может не хватить, или они могут быть таковы, что все же будут сильно ограничивать потенциальный рост прибыльного предприятия.
3. Продолжительность деятельности партнерства непредсказуема. Выход из партнерства или смерть партнера, как правило, влекут за собой распад и полную реорганизацию фирмы, потенциальный срыв ее деятельности.
4. Наконец, неограниченная ответственность угрожает партнерствам точно так же, как и единоличным владениям. Фактически каждый партнер несет ответственность за все неудачи предприятия — не только за результат собственных управленческих решений, но иза последствия действий любого другого партнера. Преуспевающему партнеру приходится полагаться также и на благоразумие и расчетливость менее предприимчивого участника.
Корпорация
Корпорация —это правовая форма бизнеса, отличающаяся и отделенная от конкретных лиц, ими владеющих. Эти признанные правительством “юридические лица” могут приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком, а также выполнять все те функции, которые выполняют предприятия любого другого типа.
Преимущества. Преимущества корпорации определили ведущую роль этой формы организации бизнеса в современной американской экономике. Хотя корпорации относительно немногочисленны (табл. 7-4), они отличаются широким масштабом операций и крупными размерами. Хотя только 18% всех компаний являются корпорациями, на их долю приходится примерно 9/10 объема продаж товаров и услуг.
1. Корпорация — наиболее эффективная форма организации бизнеса в вопросах привлечения денежного капитала. Как показано в разделе “Последний штрих” этой главы, корпорациям присущ уникальный способ финансирования — через продажу акций и облигаций, — который позволяет привлекать сбережения многочисленных домохозяйств. Через рынок ценных бумаг корпорации могут объединять в общий фонд финансовые ресурсы огромного числа отдельных лиц. Финансирование путем продажи ценных бумаг имеет также определенные преимущества, с точки зрения их покупателей. Во-первых, домохозяйства в этом случае могут участвовать в предприятии и рассчитывать на определенное денежное вознаграждение; при этом нет необходимости принимать активное участие в управлении предприятием. К тому же, отдельное лицо имеет возможность распределять риск, приобретая ценные бумаги нескольких корпораций. Наконец, обычно держатели ценных бумаг корпораций без труда распоряжаются своими вкладами. Существующие фондовые биржи облегчают движение ценных бумаг между покупателями и продавцами. Излишне говорить, что все это усиливает готовность людей, имеющих сбережения, приобретать ценные бумаги корпораций. Более того, корпорации обычно имеют более легкий доступ к банковскому кредиту по сравнению с другими формами организации бизнеса. Причина заключается не только в большей надежности корпорации, но также в их способностях обеспечить банкам прибыльность счетов.
2. Другое существенное преимущество корпораций — это ограниченная ответственность. Владельцы корпорации (то есть держатели акций) рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций. Их личные активы не ставятся под угрозу, даже если корпорация пойдет ко дну, сев на риф банкротства. Кредиторы могут предъявить иск корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам. Право ограниченной ответственности заметно облегчает задачу корпорации в привлечении денежного капитала.
3. Благодаря своим привилегиям в области привлечения денежного капитала преуспевающей корпорации легче увеличить объем и расширять масштабы операций, а также реализовать преимущества объединения капиталов. В частности, корпорация способна извлекать преимущества из технологий массового производства. Подобным образом размеры корпорации позволяют осуществлять более глубокую специализацию в использовании человеческих ресурсов. В то время как управляющий единоличного предпринимательства вынужден делить свое время между производством, бухгалтерским учетом, деятельностью на рынке, крупная корпорация может привлекать специализированные кадры в каждую из этих сфер и тем самым достигать большей эффективности.
4. Поскольку корпорация является юридическим лицом, она существует независимо от ее владельцев и в этом отношении от ее собственных должностных лиц. Партнерства внезапно и непредсказуемо могут погибнуть, а корпорации, по крайней мере согласно законам, вечны. Передача собственности корпорации через продажу акций не подрывает ее целостности. Одним словом, корпорации обладают известным постоянством недостающим другим формам бизнеса, которое открывает возможность перспективного планирования и роста.
Недостатки. Преимущества корпораций огромны и обычно перевешивают их недостатки. Однако заслуживают упоминания следующие недостатки корпоративной формы организации бизнеса:
1. Регистрация устава корпорации сопряжена с некоторыми бюрократическими процедурами и с расходами на юридические услуги.
2. С общественной точки зрения в корпоративной форме бизнеса заложены возможности для некоторых злоупотреблений. Так как корпорация является юридическим лицом, некоторым недобросовестные владельцы компаний иногда получают возможность избежать личной ответственности за сомнительную производственную деятельность, принимая корпоративную форму предприятия. И несмотря на то что это запрещено законом, корпоративная форма бизнеса может стать базой для выпуска и продажи не имеющих никакой стоимости ценных бумаг. Однако отметим, что это не внутренне присущий корпорации порок, а лишь потенциальная возможность для злоупотреблений.
3. Следующий возможный недостаток корпорации касается вопросов, связанных с налогообложением прибыли корпорации. Речь идет о проблеме двойного налогообложения: та часть дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендом держателям акций, облагается налогом дважды — первый раз как часть прибыли корпорации и второй раз как часть личного дохода владельца акции.
4. При единоличном предпринимательстве и партнерстве владельцы недвижимости и финансовых активов сами непосредственно управляют этими активами и их контролируют. Большинство исследователей считает, что именно так и должно быть. Но в крупных корпорациях, акции которых широко распылены среди сотен тысяч владельцев, появляется значительное расхождение между функциями собственности и контроля. Причины этого расхождения кроются в бездеятельности типичного держателя акций. Большая часть владельцев акций не использует права участия в голосовании или же если использует это право, то лишь подписываясь под предоставлением полномочий действующим должностным лицам корпорации. А почему они должны поступать иначе? Средние держатели акций очень мало знают или вовсе не имеют никакой информации о том, насколько эффективно управляется “их” корпорация. Так как типичный владелец акций может иметь лишь 1000 из 15 млн. выпущенных в обращение обычных акций, один голос, в сущности, не играет никакой роли. Неиспользование права голоса или полная передача полномочий официальным лицам корпорации ведет к тому, что последние получают возможность самостоятельно определять свою судьбу.
Разделение функций собственности и контроля не вызывает существенных последствий в том случае, если интересы и действия группы, осуществляющей функции управления, согласуются с пожеланиями группы владельцев корпорации (то есть держателей акций). Беда в том, что интересы двух этих групп не всегда совпадают. К примеру, управляющие, стремясь добиться могущества и престижа, сопутствующих контролю над крупнымпредприятием, могут отдать предпочтение невыгодному расширению операций фирмы. Или же столкновение интересов может произойти в отношении политики выплаты дивидендов. Вопрос в том, какая часть доходов корпорации, оставшаяся после уплаты налогов, будет выплачена в качестве дивидендов, а какая часть будет сохранена корпорацией в виде нераспределенной прибыли? Очевидно, должностные лица корпорации будут голосовать за повышение своих окладов, пенсий и премий за счет доходов корпорации, которые в ином случае могли бы быть направлены на выплату более высоких дивидендов. Таким образом, разделение функций собственности и контроля затрагивает важные и противоречивые проблемы разделения власти и полномочий, ответственности управляющих корпорацией, внутренних конфликтов между менеджерами и владельцами акций.
- . Меркантилизм
- Глава II. Способы обогащения нашего королевства и увеличения количества денег в стране
- Глава III. Пути и средства увеличения вывоза наших товаров и уменьшения нашего потребления иностранных товаров
- X. Выгоды внешней торговли не заключаются в увеличении денежных богатств
- II. Английская классическая политическая экономия
- Глава 1. О разделении труда
- Глава II. О причине, вызывающей разделение труда
- Глава IV. О происхождении и употреблении денег
- Глава V. О действительной и номинальной цене товаров, или о цене их в труде и цене их в деньгах
- Глава VI. О составных частях цены товаров
- Книга II. О природе капитала, его накоплении и применении
- Глава III. О накоплении капитала, или о труде производительном и непроизводительном
- Начала политической экономии
- Глава I. О стоимости
- Глава VI. О прибыли
- III. Экономическое учение карла маркса
- Заработная плата, цена и прибыль
- 6. Стоимость и труд
- 7. Рабочая сила
- 8. Производство прибавочной стоимости
- 9. Стоимость труда
- 10. Прибыль извлекается при продаже товара по его стоимости
- 11. Различные части, на которые распадается прибавочная стоимость
- Капитал
- Глава восьмая
- 1. Пределы рабочего дня
- IV. Неоклассическое направление экономической теории
- А. Австрийская школа предельной полезности
- Основы теории ценности хозяйственных благ
- Часть II. Теория объективной меновой ценности
- Б. Теория предельной производительности джон бейтс кларк
- Распределение богатства
- Глава 1. Проблемы, зависящие от распределения
- Глава 4. Основой распределения являются универсальные экономические законы
- Глава 5. Фактическое распределение является результатом общественной организации
- Глава 9. Противопоставление капитала и капитальных благ
- Глава 11. Производительность общественного труда зависит от его количественного отношения к капиталу
- Глава 12. Предельная производительность регулирует заработную плату и процент
- В. Маршаллианская революция альфред маршалл
- Принципы экономической науки к н и г а I. Предварительный обзор
- Глава I
- Глава II. Предмет экономической науки
- К н и г а XI. Некоторые основные понятия
- Глава III. Производство, потребление, труд. Насущные жизненные средства
- Глава IV. Доход. Капитал
- Книга III. О потребностях и их удовлетворении
- Глава III. Градации потребительского спроса
- Глава IV. Эластичность потребностей
- Книга IV. Факторы производства: земля, труд, капитал и организация
- Глава I. Введение
- Книга V. Общие отношения спроса, предложения и стоимость
- Глава III. Равновесие нормального спроса и предложения
- V. Кейнсианская революция джон кейнс
- Общая теория занятости, процента и денег
- Глава 3. Принцип эффективного спроса
- Глава 10. Предельная склонность к потреблению и мультипликатор
- Книга четвертая побуждение к инвестированию
- Глава 11. Предельная эффективность капитала
- Глава 13. Общая теория нормы процента
- Глава 16. Некоторые замечания о природе капитала
- Книга шестая краткие заметки в связи с общей теорией
- Глава 22. Заметки об экономическом цикле
- Глава 24. Заключительные замечания о социальной философии, к которой может привести "общая теория
- VI. Институционализм
- Новое индустриальное общество
- Глава I. Перемены и индустриальная система
- Глава III. Природа промышленного планирования
- Глава IV. Планирование и предложение капитала
- Глава VI. Техноструктура
- Экономические теории и цели общества
- Глава I. Функции экономической системы и экономической теории
- Глава п. Неоклассическая модель
- Глава III. Неоклассическая модель II: государство
- Глава V. Общая теория высокого уровня развития
- Глава VIII. Самоэксплуатация и эксплуатация
- Глава IX. Природа коллективного разума
- Глава XI. Положительные цели
- VII. Неоконсерватизм
- Избранные труды м. Фридмена
- Конкуренция как процедура открытия
- Дорога к рабству
- Безработица и денежная политика. Правительство как генератор "делового цикла"
- Часть I Инфляция, дезориентация размещения трудовых ресурсов и безработицa
- 1. Инфляция и безработица
- 2. Кейнсианское политическое "средство" от безработицы
- 3. Истинная теория безработицы
- 4. Инфляция в конечном счете увеличивает безработицу
- Единственный критерий истины — согласие с данными опыта
- VIII. Экономикс
- Глава 1 Введение
- Глава 3. “Смешанная” система капиталистического предпринимательства и ее функционирование
- Глава 9. Экономическая роль государства. Расходы, регулирование и финансы
- Методы финансирования расходов и стабилизации налоговой политики
- Глава III. Ценовой механизм в смешанной экономике
- Глава 11. Безработица
- Глава 12. Инфляция: дефиниции и издержки
- Глава 20. Организация бизнеса и доход
- Глава 30. Процент, прибыль и капитал
- Глава 32. Экономическая роль государства: общественный выбор и побочные эффекты экономической деятельности
- Глава 1. Предмет и метод экономикс
- Глава 2. Введение в проблему экономии
- Глава 3. Чистый капитализм и кругооборот дохода
- Глава 5. Рыночная система и пять фундаментальных вопросов
- Глава 6. Экономические функции правительства
- Глава 7. Реальности американского капитализма: частный сектор
- Глава 8. Реальности американского капитализма: государственный сектор
- Глава 10. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция
- Глава 15. Деньги и банковское дело
- Глава 18. Альтернативные взгляды: монетаризм и рациональные ожидания
- Глава 21. Экономический рост
- Экономика
- Часть 3 несовершенство рынка и государственное регулирование
- Глава 11. Несовершенная конкуренция: монополия
- 1. Несовершенно конкурентные рынки
- 4. Почему существуют монополии?
- 5. Обобщение базовой модели монополии
- 6. Монополия и прогресс
- Глава 12. Олигополия и монополистическая конкуренция
- 2. Антитрестовская политика и монополии
- Раздел 2, усиленный в 1936 г. Законом Робинсона — Пэтмана, определяет ценовую дискриминацию следующим образом:
- VIII. Экономикс
- Глава 1 Введение
- Глава 3. “Смешанная” система капиталистического предпринимательства и ее функционирование
- Глава 9. Экономическая роль государства. Расходы, регулирование и финансы
- Методы финансирования расходов и стабилизации налоговой политики
- Глава III. Ценовой механизм в смешанной экономике
- Глава 11. Безработица
- Глава 12. Инфляция: дефиниции и издержки
- Глава 20. Организация бизнеса и доход
- Глава 30. Процент, прибыль и капитал
- Глава 32. Экономическая роль государства: общественный выбор и побочные эффекты экономической деятельности
- Глава 1. Предмет и метод экономикс
- Глава 2. Введение в проблему экономии
- Глава 3. Чистый капитализм и кругооборот дохода
- Глава 5. Рыночная система и пять фундаментальных вопросов
- Глава 6. Экономические функции правительства
- Глава 7. Реальности американского капитализма: частный сектор
- Глава 8. Реальности американского капитализма: государственный сектор
- Глава 10. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция
- Глава 15. Деньги и банковское дело
- Глава 18. Альтернативные взгляды: монетаризм и рациональные ожидания
- Глава 21. Экономический рост
- Экономика
- Часть 3 несовершенство рынка и государственное регулирование
- Глава 11. Несовершенная конкуренция: монополия
- 1. Несовершенно конкурентные рынки
- 4. Почему существуют монополии?
- 5. Обобщение базовой модели монополии
- 6. Монополия и прогресс
- Глава 12. Олигополия и монополистическая конкуренция
- 2. Антитрестовская политика и монополии
- Раздел 2, усиленный в 1936 г. Законом Робинсона — Пэтмана, определяет ценовую дискриминацию следующим образом:
- IX. Произведения видных экономистов
- Опыт о законе народонаселения
- Финансовый капитал
- Отдел третий
- Финансовый капитал и ограничение свободной конкуренции
- Глава одиннадцатая
- Большие циклы экономической конъюнктуры
- I. Период повышательной волны, большого цикла:
- II. Период понижательной волны первого цикла:
- III. Период повышательной волны второго большого цикла:
- Организация крестьянского хозяйства
- Глава 1
- Глава III
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Экономический образ мышления
- Глава 23. Границы экономической науки
- X. Ученые-экономисты – лауреаты нобелевской премии
- 1969 Год
- 1970 Год
- 1971 Год
- 1973 Год
- 1974 Год
- 1975 Год
- 1976 Год
- 1977 Год
- 1978 Год
- 1979 Год
- 1980 Год
- 1981 Год
- 1982 Год
- 1983 Год
- 1984 Год
- 1985 Год
- 1986 Год
- 1987 Год
- 1988 Год
- 1989 Год
- 1990 Год
- 1991 Год
- 1992 Год
- 1993 Год
- 1994 Год
- 1995 Год