5. Тестовые вопросы по дисциплине
История экономических учений
1. Древневосточные и античные авторы идеализировали:
а) рыночные экономические отношения;
б) натурально-хозяйственные отношения;
в) крупную торговлю и ростовщические операции.
2. Аристотель относит к сфере хрематистики:
а) земледелие и ремесло; б) мелкую торговлю.
в) ростовщичество и торгово-посреднические операции;
3. В соответствии с меркантилистской концепцией источником денежного богатства является:
а) рост заграничных инвестиций;
б) превышение импорта над экспортом;
в) превышение экспорта над импортом.
4. Предметом изучения классической политической экономии является:
а) сфера обращения; б) сфера производства;
в) сфера обращения и сфера производства одновременно.
5. Приоритетным методом анализа в классической политэкономии является:
а) эмпирический метод; б) каузальный метод; в) функциональный метод.
6. В соответствии с классической политической экономией, деньги- это:
а) искусственное изобретение людей;
б) важнейший фактор экономического роста;
в) техническое орудие, вещь, облегчающая обмен.
7. У. Петти и П. Буагильбер - авторы теории стоимости, определяемой:
а) затратами труда (трудовая теория); б) предельной полезностью;
б) производственными издержками (теория издержек).
8. По предложенной Ф. Кенэ классификации фермеры представляют:
а) производительный класс; б) класс собственников земли;
в) бесплодный класс.
9. Согласно А. Смиту, в развитом обществе стоимость товаров обусловлена:
а) затратами труда; б) затратами труда и капитала; в) суммой доходов.
10. Понятие «догма Смита» означает, что Смит:
а) считает невозможным автоматическое равновесие в экономике;
б) допускает деление капитала на основной и оборотный;
в) отождествляет определение ценности «годичного продукта труда» и цены «всякого товара».
11. По мнению Д. Рикардо, заработная плата имеет тенденцию к снижению, потому что:
а) предприниматели снижают цену труда рабочих;
б) высокие темпы рождаемости порождают избыточное предложение труда;
в) машины и механизмы вытесняют труд рабочих.
12. Согласно теории народонаселения Т. Мальтуса главными причинами бедности являются:
а) несовершенство социального законодательства;
б) высокие темпы роста численности населения;
в) чрезмерно высокие темпы научно-технического прогресса;
г) несправедливость распределения при капитализме.
13. Что не относится к основным постулатам «закона рынков» Ж.Б. Сэя:
а) спрос создает соответствующий ему уровень предложения;
б) предложение создает соответствующий ему спрос;
в) цены, заработная плата и процентная ставка эластичны и подвижны;
г) допускается вмешательство государства в экономику;
д) деньги нейтральны.
14. В концепции реформ Дж. С. Милля рекомендуется:
а) изменить законы производства;
б) изменить законы распределения;
в) уничтожить наемный труд при помощи кооперативной ассоциации;
г) ниспровергнуть систему частной собственности.
15. По Марксу, прибавочная стоимость создается:
а) трудом, капиталом и землей;
б) неоплаченным трудом производительных рабочих;
в) постоянным и переменным капиталом.
16. Причиной низкой заработной платы рабочих С. Сисмонди считает:
а) занижения цены труда предпринимателями;
б) избыточное предложение труда из-за высоких темпов рождаемости;
в) вытеснение труда рабочих машинами и механизмами.
17. Историческая школа Германии:
а) выступает за принцип экономического либерализма;
б) признает универсальность экономических законов для разных стран;
в) признает зависимость экономического развития нации от традиций и национальной культуры;
г) признает метод логической абстракции классической политэкономии.
18. Предмет изучения субъективного направления экономической мысли:
а) сфера обращения (спрос); б) сфера производства (предложения);
в) сфера производства и обращения; г) сфера распределения.
19. Предмет изучения неоклассического направления экономической мысли:
а) сфера обращения (спрос); б) сфера производства (предложения);
в) сфера производства и обращения; г) сфера распределения.
20. Приоритетеным методом экономического анализа неоклассического направления экономичесокй мысли является:
а) эмпирический; б) каузальный;
в) функциональный; г) все перчисленные.
21. На первом этапе «маржинальной революции» стоимость (ценность) определяется на основе:
а) трудовой теории; б) предельной полезности и предельных издержек;
в) теории предельной полезности; г) теории издержек.
22. А. Маршалл определяет цену товара на основе:
а) трудовой теории стоимости;
б) предельной полезности и предельных издержек;
в) изменения предельной полезности;
г) определения стоимости по издержкам.
23. Что считает Т. Веблен основной проблемой капитализма:
а) несовершенство юридических норм; б) нечестную конкуренцию;
в) противоречия между индустрией и бизнесом;
г) отсутствие системы социального обеспечения по безработице.
24. Кто из экономистов институционального направления рассматривал развитие общества, опираясь на теорию эволюции Ч. Дарвина:
а) У.К. Митчелл; б) Т. Веблен; в) Дж. Коммонс; г) Дж. Гелбрэйт.
25. Кто из представителей институционализма считал, что конфликты являются внутренним источником развития общества:
а) Дж. Гелбрэйт; б) Т. Веблен;
в) У. Митчелл; г) Дж. Коммонс.
26. С чем связывает Э. Чемберлин возникновение монополии:
а) с наличием товаров субститутов (заменителей);
б) с дифференциацией продукта;
в) с крупными объемами производства;
г) с государственными лицензиями.
27. Основу методологии исследования Дж.М. Кейнса составляют:
а) приоритет микроэконгмичекого анализа;
б) приверженность «закону рынков» Сэя;
в) концепция «эффективного спроса»;
г) концепция полной занятости.
28. Неолиберализм в отличие от неоклассических теорий предполагает:
а) либерализацию экономики;
б) свободное ценообразование;
в) приоритет частной собственности;
г) госудаственную политику по поддержке рыночных механизмов
29. Неолиберализм в отличие от кейнсианства к задачам государства относит:
а) меры по инвестированию убыточных отраслей экономики;
б) организацию общественных работ;
в) политику по поддержке рыночных механизмов;
г) рост объемов правительственных заказов.
30. Термин «социальное рыночное хозяйство» впервые применил;
а) Дж.М. Кейнс; б) А. Мюллер-Армак; М. Фридмен; П. Самуэльсон.
31. В какой стране неолиберальное направление получило разновидность «ордолиберализма»:
а) США; б) Германия; в) Франция; г) Англия.
32. Кто из экономистов не относится к неолиберальному направлению:
а) В. Ойкен; б) М. Фридмен; в) Л. Эрхарад; г) Дж. М. Кейнс.
33. Чем объясняет М. Фридмен нестабильность в экономике:
а) объективными факторами, присущими капитализму;
б) недостаточным регулированием экономики;
в) некомпетентным вмешательством государства в экономику;
г) отсутствием протекционизма во внешней политике.
34. К экономическим идеям Ф. Хайека относится:
а) снижение государственного регулирования экономики;
б) поддержание государством темпов экономического роста;
в) необходимость перераспределительной бюджетной политики;
г) неприемлемость государственного регулирования экономики.
35. Какой российский экономист разработал теорию «длинных волн» в экономике:
а) В. Немчинов; б) Н. Кондратьев; в) В. Новожилов; г) Л. Канторович.
36. Основоположником линейного программирования является:
а) Л. Канторович; б) Г. Фельдман; в) В. Новожилов; г) В. Леонтьев.
6. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ (ГЛОССАРИЙ)
Абстракция - метод научного исследования, исключающий из анализа все случайное (частное, второстепенное) и находящий в исследуемом объекте существенное, постоянное.
Акселератор - коэффициент, противоположный мультипликатору; характеризует влияние прироста национального дохода на прирост инвестиций.
Дедукция - метод научного исследования, позволяющий объяснить частные явления и процессы на базе общих положений.
Дифференциация продукта - степень взаимозаменяемости соперничающих товаров, возникающая благодаря их особым свойствам; существенный отличительный признак у товара (или услуги) может быть для покупателя как реальным, так и воображаемым.
«Догма Смита» - оценка теории воспроизводства А. Смита, сделанная К. Марксом в связи с тем, что смитовская «цена годичного продукта труда» сводится целиком к доходам, т.е. исключает накопление, связанное с необходимостью возобновления воспроизводственного процесса и расширением его масштабов.
«Железный закон заработной платы» - вытекает из теории народонаселения Т. Р. Мальтуса и означает, что в силу естественного роста численности населения и убывающего плодородия земли уровень заработной платы в обществе не сможет расти, неизменно оставаясь на уровне минимума средств существования рабочего.
«Закон Кларка» - концепция Дж. Б. Кларка о распределении доходов на основе принципа предельного анализа производительности и цен факторов производства; в соответствии с «законом» стимул для привлечения фактора производства исчерпывается, когда цена этого фактора начинает превышать его предельную доходность.
«Закон Сэя» - при соблюдении обществом принципов laissez faire производство (предложение) будет порождать адекватное потребление (спрос), т.е. производство товаров и услуг обязательно порождает доходы, на которые эти товары и услуги реализуются, благодаря гибкому и свободному ценообразованию.
«Законы Госсена» - различают два закона, первый из которых гласит, что с увеличением количества данного блага его предельная полезность уменьшается; в соответствии со вторым, оптимальная структура потребления достигается при равенстве предельных полезностей всех потребляемых благ в расчете на единицу затрат.
Индукция - метод научного исследования, позволяющий выявить общие положения и принципы на основе частностей и отдельных фактов.
Институционализм - направление современной экономической мысли, которое сформировалось в 20-30-е гг. XX века в качестве альтернативы неоклассическому направлению. Предметом является исследование всей совокупности социально-экономических факторов (институтов), рассматриваемых в историческом контексте; присуща также идея социального контроля общества над экономикой.
Кейнсианская теория - теоретическая концепция, возникшая в 30-е гг. XX века в период великой депрессии; основная идея состоит в том, что рыночная экономика сама по себе не может обеспечить полного использования всех ресусов; обосновывает необходимость и значимость государственного регулирования экономики посредством широкого использования фискальной и денежно-кредитной политики.
Классическая политическая экономия - направление экономической мысли (в период XVIII - вторая половина XIX вв.), представители которого выступили с критикой протекционистских идей меркантилизма и заложили научную базу теоретических исследований рыночных экономических отношений. Главной особенностью является обоснование принципа «laissez faire», т.е. абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь и механизма саморегулируемой экономики.
Количественная теория денег - теория, устанавливающая прямую связь между предложением денег и общим уровнем цен в экономике. Впервые была сформулирована английским философом и экономистом Д. Юмом в XVIII в., развита американским экономистом И. Фишером в 1911 г., а позже усовершенствована экономистами Кембриджского университета. Уравнение обмена количественной теории денег имеет вид MV = PY.
Конкуренция монополистическая - рыночная ситуация, при которой усиление взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. «дифференциация продукта», позволяет продавцу контролировать уровень предложения и цены и достичь абсолютной монополии на собственный продукт, но при этом продавец продолжает подвергаться конкуренции других продавцов, обладающих более или менее совершенными заменителями.
Конкуренция совершенная (свободная, чистая или полная) - рыночная ситуация со множеством продавцов и покупателей однородной продукции, которые не могут повлиять на уровень цен на рынке.
«Крест Маршалла» - графическое изображение пересечения кривой спроса и кривой предложения, в точке пересечения которых устанавливается равенство величины спроса и предложения, а также равновесная, т.е. устойчивая цена.
Маржинализм - направление экономической науки, возникшее в 60-70-е гг. XIX века, которое опирается на исследование предельных величин в теоретическом анализе. Маржинальный анализ стал методологической основой современной экономической науки. Применялся первоначально на уровне микроэкономики, а с 30-х гг. XX века также и в макроэкономическом исследовании.
«Маржинальная революция» - произошедший в последней трети XIX в. переход от теоретико-методологических принципов «классической школы» к методологическим принципам маржинализма.
Металлическая теория денег - теория, трактующая ценность денег весом драгоценного металла, содержащегося в подлежащей государственной чеканке монете.
Монетаризм - экономическая теория, получившая развитие в 80-е гг. XX в., основанная на утверждении об определяющей роли денежной массы в экономике.
Нейтральность денег - теоретическое положение классиков, упрощающее суть денежного товара до некоего технического средства, удобного для обмена, и приводящее к ортодоксальной версии количественной теории денег.
Неоинституционализм - направление современной экономической мысли, включает в себя несколько теорий, предметом исследования которых, также как в институционализме, являются институты общества, причины их возникновения, функционирования и эволюции. В отличие от институционалистов критикуют неоклассиков (маржинализм), что они не учитывают влияние на поведение институтов следующих факторов: фактор неопределенности, ограниченности информации, сознательного искажения информации экономическими агентами, многообразие мотивов поведения людей и фирм, несовпадение интересов индивида и фирмы и т.д. В этом неоинституциональное направление сближается с позицией неоавстрийской школы и эволюционной экономической теории.
Неоклассическая теория - одно из современных направлений экономической мысли, которое сформировалось в 90-е гг. XIX в. на базе идей экономического либерализма и методологии маржинализма. Его основателями являются А. Маршалл, Дж.Б. Кларк, В. Парето. Неоклассики ушли от вопроса об источниках богатства и его распределении, которые были в центре внимания классической школы, и стали определять предмет экономической науки как проблему эффективного распределения ограниченных ресурсов между альтернативными целями.
Неолиберализм - экономическая концепция государственного регулирования хозяйственных процессов на принципах достижения свободной конкуренции, свободы рынков и других элементов экономического либерализма; альтернативная кейнсианству концепция государственного регулировния экономики.
Номиналистическая теория денег - теория, трактующая ценность денег тем номиналом монеты, который устанавливается государством.
«Основной психологический закон» - это положение Дж.М. Кейнса, в соответствии с которым, по мере того как реальный доход возрастает, общество желает потреблять постоянно уменьшающуюся его часть.
Предельная полезность - это способность блага удовлетворять наименее интенсивную потребность; полезность, которую получает потребитель от дополнительной единицы товара или услуги.
Предпочтение ликвидности - предпочтение хранить деньги в ликвидной (наличной) форме. В кейнсианской теории выделяется три мотива предпочтения ликвидности (спроса на деньги): 1) трансакционный спрос; 2) спрос по мотиву предосторожности; 3) спекулятивный спрос.
Протекционизм - политика, направленная на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции путем прямого или косвенного ограничения импорта товаров.
Теория издержек производства - это теория стоимости, в соответствии с которой ценность товара определяется издержками в процессе производства на факторы труд, капитал и земля или доходами (заработная плата, прибыль, рента).
Трудовая теория стоимости - один из затратных вариантов теории стоимости, согласно которому ценность товара создается определенным количеством затраченного труда.
Физиократия – в переводе с греческого «власть природы»; течение классической политической экономии (вторая половина ХVIII в.) во Франции, представители которой исходили из определяющей роли в экономике и в создании богатства земли, сельскохозяйственного производства.
Экономикс - термин, введенный в научный оборот А. Маршаллом в работе «Принципы экономикс» (1890); наименование экономической науки, которая, по словам П. Самуэльсона подразумевает «экономию или максимизацию» и посвящена проблеме «оптимального объема, при котором прибыль достигает максимума».
Экономический либерализм (политика laissez faire) - политика невмешательства государства в экономику, совокупность экономических свобод: свободная конкуренция, свободное предпринимательство, свободные рынки, свободные цены, свободная торговля.
«Эффективный спрос» - потенциально возможный и стимулируемый государством спрос, соответствующий объему производства при полной занятости; состоит из потребительских, инвестиционных, государственных расходов и чистого экспорта.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель