3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
Несмотря на процесс вульгаризации политической экономии, в советской экономической науке рассматриваемого периода сохранилась область, в которой отечественные ученые не только шли в ногу с западными коллегами, но и добивались приоритета. Это область экономико-математических исследований, или эконометрика. В этой области выдающимися учеными являлисьЕвгений Слуцкий (1880-1948), В. Немчинов, В. Новожилов, Л. Канторович.Отечественная экономико-математическая школа сложилась еще до революции. Однако в первые послереволюционные годы исследования в области эконометрики практически прекратились. Благоприятная обстановка НЭПа, дальнейшее развитие статистики вызвали большой интерес российских экономистов к использованию математики для анализа хозяйственных процессов.
Приоритетным направлением экономико-математических исследований было решение макроэкономических проблем. Одним из достижений школы стала разработка концепции межотраслевого баланса народного хозяйства. Уже при разработке первого пятилетнего плана стали появляться первые балансовые построения. В работе над ними участвовали П.И. Попов, Л.Н. Литощенко, Н.О. Дубенецкий, Ф.Г. Дубровников и др.
Эти балансы достаточно близки к межотраслевому. Разрабатывались балансы и отдельных отраслей. В целом неразработанность концепции товарно-денежных отношений препятствовала впоследствии построению стоимостного баланса. Работы советских ученых привлекли внимание американского ученого В.В. Леонтьева(1906-1999), с именем которого связано возобновление работ по составлению межотраслевых балансов в СССР в конце 1950-х годов.
В послевоенный период отмечается оживление в области экономико-математических исследований в СССР. Так, в 1958 г. Василий Сергеевич Немчинов(1894-1964) организовал в Академии наук первую в стране лабораторию экономико-математических методов. В работе Немчинова «Экономико-математические методы и модели» (1965 г.) определеныосновные направления применения математики в экономической науке. Это разработка теории плановых расчетов и общей математической методологии оптимального планирования; разработка межотраслевых и межрегиональных балансов; математический анализ схемы расширенного воспроизводства; оптимальное планирование работы транспорта; решение технико-экономических задач; разработка математической статистики и ее использование в народном хозяйстве. Эти направления не потеряли своей значимости и в настоящее время.
В рамках экономико-математической науки в 1950-60-е гг. выдвигались идеи о необходимости использования косвенных рычагов государственного регулирования экономики, необходимости сокращения сферы директивного планирования, необходимости в связи с этим сокращения бюрократического аппарата и некоторые другие идеи, нашедшие признание в экономической теории лишь во второй половине 1980-х годов. В 60-е годы эти идеи нашли отражение в концепции системы оптимального функционирования экономики (СОФЭ), оставившей заметный след в развитии советской эконометрики. СОФЭ выступала как альтернатива господствовавшим тогда методам управления народным хозяйством.
В период так называемого застоя (1970-80-е гг.) в экономико-математических исследованиях осуществляется переход к более сложным моделям и к комплексам моделей, расширяются исследования по проблемам экономической кибернетики, автоматизированных систем управления, интегрированных систем обработки данных и т.д. Уже в 70-е годы, в частности на основе СОФЭ, были сформированы теоретические предпосылки создания хозяйственного механизма по типу регулируемого рынка. Однако в годы, непосредственно предшествующие началу перестройки, противники СОФЭ вытеснили ее за пределы теоретической базы реформ.
Важнейшим достижением российской экономической науки в рассмтариваемый преиод была разработка Леонидом Витальевичем Канторовичем(1912-1986)теории линейного программирования. История ее такова. В 1938 г. к Леониду Канторовичу, профессору Ленинградского университета, обратились представители Фанерного треста с просьбойрассчитать оптимальную методику раскроя сырья. Решая эту задачу, Канторович создал теорию линейного программирования, новую как для экономической теории, так и для математики. Он изложил ее в работе «Математические методы организации и планирования производства» (1939) и в докладе, сделанном в Ленинградском университете. Л. Канторович показал, что любые экономические проблемы распределения могут рассматриваться как задачимаксимизацииопределенной величины при тех или иных ограничениях. Доклад был раскритикован за применние «буржуазных» математических методов в экономике, и Канторович оставил экономическую науку и полностью перешел к занятию математикой. Математические методы в экономике были снова легализованы в стране только во время хрущевской «оттепели» на рубеже 1950-60-х гг. За это время американец Т. Купманс независимо от Канторовича тоже создал теорию линейного программирования, и полученная за их работу Нобелевская премия (1975 г.) была поделена между ними.
Л. Канторович показал также существование двойственных оценок в задачах линейного программирования. Нельзя одновременно минимизирвать затраты и максимизировать результат, но можно достичь либо одного, либо другого.
Существенные успехи в анализе экономических закономерностей были достигнуты также Виктором Валентиновичем Новожиловым (1892-1970). Он сформулировал задачу составления народнохозяйственного плана. Оптимальным, по мнению Новожилова, является такой план, который требует минимальной суммы трудовых затрат при заданном объеме продукции.
В настоящее время экономико-математическая наука находится в поиске новых решений. На ее состояние оказывают благотворное влияние входящие в научный оборот неизвестные ранее концепции отечественных ученых, окрепшие международные связи и, конечно, идущий, хотя и с большими издержками, процесс реформирования отечественной экономики, процесс развития рынка.
Менее привлекательная картина состояния экономической науки наблюдается в послевоенный период. К концу 1930-х годов по существу завершается процесс идеологизации экономической науки. В результате она уже была не в состоянии адекватно отражать действительные экономические процессы, обосновывать хозяйственную политику. Это было не только результатом ее идеологизации, но и потерей по существу экономической наукой предмета исследования. Ведь тотальное огосударствление разрушило основу нормального развития экономической системы - рыночный механизм (а вместе с этим и основу нормального развития экономической науки). Однако нельзя не отметить, что дискуссии среди отечественных экономистов о роли плана и рынка не прекращались в 1950-60-е годы. Отношение к роли планирования и рыночных рычагов в экономической системе социализма стало главным критерием классификации советских политиэкономов. Позиции сторонников реформ стали постепенно усиливаться в результате начавшихся кризисных явлений в экономике с середины 60-х годов. В 1965-1967 гг. была предпринята попытка экономической реформы, основанная на хозяйственных методах руководства (концепция Е.Г. Либермана). Однако тотальное господство партийной номенклатуры, как в науке, так и в области хозяйственной политики сохраняло монополию сторонников планового подхода. Среди них наиболее яркими представителями были Н.А. Цаголов, Н.В. Хессин, Н.С. Малышев, В.А. Соболь, А.В. Бачурин, Л.Е. Минц, разрабатывавшие теорию социалистического хозяйства, базирующегося на отношениях планомерности и планового развития.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель