1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
Состояние и развитие отечественной экономической мысли в период с октября 1917 до начала 1990-х годов определялось в значительной степени особенностями экономических этапов, пережитых Россией после октября 1917 года. На каждом из этапов в центре внимания отечественных ученых экономистов оказывалась своя главная проблема, зачастую тесно связанная с необходимостью решения конкретной экономической задачи, в результате чего сформировались взгляды и концепции, во многом объяснимые этими особенностями. В силу политизации всей жизни советского общества и экономической науки, пути развития ее часто определяли не только хозяйственные, но и политические, идеологические цели, преследовавшиеся властями. Поэтому в данной теме мы рассмотрим взгляды лишь части российских экономистов XX века, оказавших наибольшее влияние на мировую экономическую мысль. Характеристику взглядов других российских экономистов и политиков по экономическим вопросам можно, в частности, найти в работах: С.А. Бартенев. Экономические теории и школы. – М., 1996. – С. 117-152; Четверикова Ю.И., Кеба В.И. История экономических учений. Курс лекций: Учебное пособие. – Магнитогорск, 2000. Лекция 14.
Одним из выдающихся российских ученых 1920-30-х гг. был Александр Васильевич Чаянов(1888-1938), работавший в области экономики крестьянского хозяйства, крестьянской кооперации, организации аграрного сектора. Чаянов - признанный лидерорганизационно- производственной школы, возникшей еще до революции. Главным предметом исследований ученого было семейно-трудовое экономическое хозяйство во взаимодействии с окружающей средой. Эта тема актуальная для отечественной экономической науки в XIX в. и в связи со столыпинскими реформами начала XX века, приобретала необычайную значимость в годы НЭПа, когда крестьянское хозяйство стало основным хозяйственным субъектом аграрного сектора. Анализируя механику организационного процесса крестьянского хозяйства, такие основополагающие понятия, как организационный план и трудопотребительский его баланс, Чаянов выявляет рядпарадоксов и особенностейразвития крестьянских хозяйств в России. Так, ученый полагал не всегда возможным применение предпринимательских, рыночных критериев к оценке трудового крестьянского хозяйства. Например, обширные исследования позволили Чаянову сделать вывод о том, что крестьянское хозяйство существенноотличается от фермерскогосамими мотивами производства. Фермер руководствуется критерием прибыльности, впрочем, как и всякий производитель товара, а крестьянское хозяйство - организационно-производственным планом, представляющим совокупность денежного бюджета, трудового баланса во времени и по различным отраслям и видам деятельности, оборотом денежных средств и продуктов. Важнейшими составляющими организационно-производственного плана являются: баланс труда (земледелие - промыслы), баланс средств производства (скот - инвентарь), денежный бюджет (доходы - расходы).
Анализ позволил прийти к выводу - цены на сельскохозяйственную продукцию не являются главным фактором крестьянского хозяйства. Поэтому фермер и крестьянин по-разному будут реагировать, скажем, на снижение цен. Фермерское хозяйство будет стремиться к расширению объема производства, а крестьянское - напротив, к сокращению его.
Созданная Чаяновым концепция организационно-производственного плана, таким образом, позволила объяснить многие особенности экономического поведения крестьянского хозяйства и на практике учитывать их при формировании сельскохозяйственной политики. А. Чаянов работал и над методикой оценки баланса трудового крестьянского хозяйства, используя, в том числе и методы теории «предельной полезности». Применение методики позволило бы прогнозировать изменение себестоимости и цен сельскохозяйственной продукции. Концепция организационного плана была заложена в теорию кооперации Чаянова. В ней ученый видел путь к мощному повышению эффективности аграрного сектора. При этом он выступал против огосударствления кооперативов, их бюрократизации. Однако, в 1930 г. эти исследования были прерваны, так как представители теории крестьянского хозяйства были репрессированы, а А.В. Чаянов был расстрелян в 1938 г. Но в 1960-х гг. англичанин Д. Тернер, специализировавшийся на экономике Индии, нашел книгу Чаянова «К вопросу теории некапиталитсических хозяйственных систем», изданную в 1924 г. в Германии, и теория Чаянова получила признание среди широкого круга ученых. Его идеи оказались чрезвычайно актуальны для развивающихся стран и для семейного типа хозяйств в развитых странах XX века.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель