Анализ качества и конкурентоспособности продукции
При анализе качества и цены потребления товара проводится расчет единичных и групповых показателей, на базе которых определяется интегральный показатель конкурентоспособности продукции.
Единичный показатель определяется как процентное отношение величины какого-либо технического или экономического параметра оцениваемого продукта к величине соответствующего параметра базового образца:
, где
–значение i-го показателя оцениваемого продукта;
– базовое значение i-го показателя.
Групповой показатель рассчитывается на основе единичных показателей как сводный параметрический индекс (т.е. объединяющий единичные показатели по однородной группе параметров технических, экономических) методом средневзвешенного:
, где
– параметрический индекс i-го параметра;
– вес i-го параметра.
Необходимость установления веса параметра объясняется неоднозначностью для потребителя различных параметров товара. Исходя из этого, экспертным путем определяется значимость (вес) каждого параметра для потребителя при условии, что вся потребность принимается за 100%.
Таким образом, групповой показатель отражает уровень конкурентоспособности по одинаковым группам параметров (по техническим или экономическим).
Интегральный показатель определяется как отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на приобретение и использование этой продукции, т.е. фактически это – отношение группового показателя по техническим к групповому показателю по экономическим параметрам:
При К > 1 оцениваемая продукция конкурентоспособна на конкретном рынке, а при К < 1 – нет.
Таким образом, в результате проведенного расчета и анализа организационно-коммерческих показателей делается вывод о конкурентоспособности продукции по сравнению с базовыми образцами.
На основе сделанного вывода формируется политика организации в отношении оцениваемого изделия. В случае положительного результата оценки (если показатели данного изделия превышают показатели базовых образцов) организация принимает решение о производстве и выходе на рынок с пробными продажами. В случае отрицательной оценки происходит выработка технико-экономических решений по повышению конкурентоспособности продукции.
Существует также подход, в соответствии с которым оценка экономических параметров производиться путем расчета и сопоставления цен потребления соответственно оцениваемого и базового товаров, что повышает точность вычислений величины эксплуатационных расходов за весь срок службы товара. Цена его потребления может быть определена по следующей формуле:
, где
– продажная цена товара;
– эксплуатационные расходы на к-й год службы;
t – срок службы товара;
r – норма дисконта.
Подумайте над вопросами:
1. Как рассчитывается показатель емкости рынка?
2. Как рассчитывается показатель рыночной доли?
3. В чем сущность анализа ассортимента продукции на основе матрицы БКГ?
4. Какие показатели используются для анализа качества и конкурентоспособности продукции?
5. Какие показатели характеризуют объем производства и реализации продукции?
6. Какое влияние оказывает неритмичное производство на финансовые результаты деятельности организации?
7. Какие экстенсивные и интенсивные факторы влияют на изменение объема производства?
Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях
Валовая, товарная и реализованная продукция
Ритмичность производства
Ассортимент продукции
Качество продукции
Конкурентоспособность продукции
[3] Маркарьян С. Э. Экономический анализ хозяйственной деятельности, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005
- Содержание тем программы
- Тема 1. Экономический анализ в системе управления организацией
- Теоретический материал темы 1 Предмет и объект экономического анализа
- Виды экономического анализа
- Этапы проведения экономического анализа
- Тема 2. Методология экономического анализа.
- Теоретический материал темы 2 Принципы экономического анализа
- Виды показателей, используемых в экономическом анализе
- Методы экономического анализа
- Традиционные методы экономического анализа
- Статистические и эвристические методы в экономическом анализе
- Методы детерминированного факторного анализа
- Общая характеристика зависимостей результативных и факторных показателей
- Методы прогнозирования в экономическом анализе
- Тема 3. Анализ производства и реализации продукции
- Анализ емкости и доли рынка организации
- Система показателей объемов производства и продаж
- Анализ ассортимента продукции
- Анализ качества и конкурентоспособности продукции
- Тема 4. Анализ основных средств
- Теоретический материал темы 4 Анализ состояния основных средств
- Анализ эффективности использования основных средств
- Факторный анализ фондоотдачи
- Анализ использования производственных мощностей
- Тема 5. Анализ материальных ресурсов
- Теоретический материал темы 5 Анализ обеспеченности материальными ресурсами
- Анализ эффективности использования материальных ресурсов
- Тема 6. Анализ трудовых ресурсов
- Теоретический материал темы 6 Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами
- Анализ использования рабочего времени
- Анализ производительности труда
- Анализ фонда заработной платы
- Тема 7. Анализ финансовых результатов деятельности организации
- Теоретический материал темы 7 Анализ доходов и расходов организации
- Анализ себестоимости продукции
- Анализ прибыли организации
- Анализ деловой активности организации
- Анализ рентабельности деятельности организации
- 1. Рентабельность реализованной продукции:
- 2. Рентабельность активов (имущества):
- 3. Рентабельность собственного капитала:
- 4. Рентабельность инвестиций:
- 5. Рентабельность продаж:
- Тема 8. Основы маржинального анализа
- Теоретический материал темы 8 Анализ взаимосвязи затрат и объема реализации
- Анализ маржинальной прибыли, порога рентабельности и запаса финансовой прочности
- Анализ эффекта операционного рычага
- Тема 9. Основы инвестиционного анализа
- Методы оценки эффективности капитальных вложений
- Анализ эффективности капитальных вложений
- Тема 10. Анализ имущественного потенциала организации
- Аналитический баланс
- Анализ структуры и динамики активов
- Анализ структуры и динамики пассивов
- Аналитический балансТема 11. Анализ ликвидности и финансовой устойчивости организации
- Анализ ликвидности баланса
- Коэффициентный анализ ликвидности и платёжеспособности
- Коэффициентный анализ финансовой устойчивости организации
- Список рекомендуемой литературы