logo search
Ответы на экзамен ЭТ шпора

17. Концуренция. Сущность,виды и формы

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Сущность конкуренции состоит в обеспечении нацеленности производителя на запросы потребителя без чего нельзя получить прибыль: стимулирование роста эффективности производства обеспечивающее выживание производителей: дифференциация товаропроизводителей: ликвидация неконкурентоспособных предприятий: стимулирование снижения цен и увел качества товаров. Выделяют несколько видов конкуренции: видовая, функциональная, межотраслевая, межфирменная, совершенная и несовершенная. Видовая конкуренция по цене и качеству. Функциональная конкуренция определенного товара. Межфирменная конкуренция среди отдельных предприятий.Совершенная конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Признаки совершенной конкуренции: бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей, продаваемый продукт однороден у всех производителей, полная свобода «входа» на рынок и «ухода», отсутствие возможности продовцов или покупателей влиять на изменение цены.2. Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.Признаки несов кон: значительная доля продаж на рынке у отдельных производителей; неоднородность продукта; наличие барьеров для входа в отрасль;присутствие монополии (наличие одного производителя) или монопсонии (наличие одного покупателя); вмешательство государства в функционирование рынка. Выделяют 3 вида несов кон:монополия, олигополия, дифференциацияя продуктов. Монополистическая конкуренция- это вид несов.конкуренции когда существует 4-5 крупных производителя ,между которомы нет сговора по поводу раздела рынка сбыта товаров.Ценовая конкуренция осуществляется вокруг цен товаров и их составляющих (издержек, прибыли). Уменьшение издержек при прежней цене означает увеличение прибыли. Снижение цены за счет уменьшения доли прибыли может привести к росту объема продаж, вытеснению конкурентов с рынка. Ценовая конкуренция в первую очередь связана с затратным подходом к ценообразованию. Чем модель рынка ближе к модели свободной конкуренции, тем больше ее масштабы. При снижении количества продавцов на рынке, эффективности ценовой конкуренции считается, что цена определяет уровень качества товаров. Неценовая конкуренция является преобладающей и осуществляется на основе изменения свойств, качества и ассортимента продукции.Нечестная конкуренция- когда используются методы соперничества которые противоречат законодательству, и всем моральным нормам.