2.1. Государственное регулирование в условиях рынка
Роль государства в экономике. Как показывает историческая практика эффективно работающий рыночный механизм позволяет решить ряд проблем, стоящих перед обществом: соединить интересы производителей и потребителей, стимулировать освоение имеющихся научно-технических достижений, снижение затрат, повышение качества, непрерывное расширение ассортимента товаров и услуг.
В то же время есть проблемы, которые рынок решить не в состоянии: усиление неравенства в распределении доходов, экономическую дифференциацию производителей, обеспечение полной занятости населения и стабильного уровня цен. Рынок не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические идеи в области науки и техники, осуществить в масштабах всей экономики страны крупные структурные сдвиги, сориентированные на перспективу. Поэтому для современной рыночной системы характерно государственное вмешательство в экономическое развитие. Функции государства в рыночной экономике сводятся к созданию правовой базы и благоприятной общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; защите конкуренции; перераспределению дохода и богатства; корректированию распределения расходов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизации экономики.
Деятельность субъектов хозяйствования (фирм, предприятий) на микроуровне, в рыночной экономике регулирует рынок. Это означает минимум вмешательства государства в деятельность предприятия, т.е. государство выполняет функцию целеполагания и вмешивается в случае значительных отклонений экономической деятельности предприятия от намеченных целей. Главная задача государства сводится к созданию условий для стимулирования хозяйственной активности и более полного использования экономического потенциала субъектов экономики. Государство регулирует не столько сам рынок, сколько условия, влияющие на него: развитие и размещение производительных сил, специализацию предприятий, рациональное использование природных и людских ресурсов, формирование и использование доходов.
В современных условиях государство осуществляет вмешательство в экономику через механизм государственного регулирования, который должен отвечать не только его интересам, но и интересам субъектов хозяйствования. Механизм регулирования включает цели и методы государственного регулирования, формы его реализации, субъекты и объекты регулирования. И, как показала практика данный механизм управления экономикой страны наиболее эффективный и результативный.
Таким образом, государственное регулирование экономики – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые с помощью системы различных форм и методов обеспечивают решения важнейших экономических и социальных задач развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.
Формы и методы государственного регулирования зависят от экономической системы страны, в которой предприятия функционируют, т.е. к ним могут быть использованы принципы принуждения или экономического убеждения. Исходя из этого, формы организации хозяйственных отношений могут быть централизованными и децентрализованными.
Централизованная форма организации хозяйственных отношений предполагает, что государство оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, и воздействует на субъект хозяйствования, используя административные методы регулирования.
Децентрализованная форма управления – это такая организация хозяйственных отношений, при которой полномочия распоряжаться ресурсами и принимать решения, распределены по нижестоящим уровням управления.
Важнейшими формами государственного регулирования экономики являются:
планирование;
прогнозирование;
программирование.
Все большее место в системе государственного регулирования занимает прогнозирование и программирование социально-экономического развития страны. Органами государственного управления разрабатываются и реализуются комплексные планы-прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную и среднесрочную перспективу, в которых отражены целевые показатели развития экономики страны.
Программирование как форма государственного регулирования способствует решению важнейших проблем имеющих государственное значение: научно-технических, экономических, социальных, экологических и др. Примером может служить ряд программ разработанных и реализуемых Правительством Республики Беларусь и министерствами (Республиканские Программы: «Возрождение села», «Демографическая безопасность», «Молодежь Беларуси» и др.). Программирование обеспечивает комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов на решение выделенной проблемы и достижение поставленных целей.
По форме участия государства в регулировании экономики и его влияния на хозяйственную деятельность всю совокупность методов можно разделить на административно-распорядительные и экономические, прямые и косвенные.
Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д. К ним, например, можно отнести запрет строить предприятия в пределах г. Минска. Правительство не увеличило налоги или штрафы, а просто прекратило выдачу лицензий. Меры принуждения можно показать тем, что государство обязывает промышленные предприятия организовывать на рабочих местах производственное обучение, создавать бытовые условия для рабочих, занятых на производстве.
Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создание условий для социально слабо защищенных слоев населения. Роль этих методов существенно возрастает в критических ситуациях – во время войны, кризисного положения в экономике.
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Экономические методы реализуются через систему экономических регуляторов, которые можно представить следующими группами:
налоги, налоговые льготы, амортизационные отчисления, цены;
финансовые средства государства (инвестиции из бюджета, субсидии, дотации);
государственные ограничения (лицензии, квоты, государственные заказы).
инструменты денежно-кредитной политики (процентная ставка, льготное кредитование и др.)
Экономические методы, с одной стороны, должны стимулировать деятельность предприятия вне зависимости от формы собственности на удовлетворение потребностей общества, с другой стороны, они должны служить мотиватором для самого предприятия.
Сущность налогообложения как метода стимулирования заключается в том, что государство, меняя ставки налогов, может, как способствовать развитию определенных отраслей и отдельных предприятий, так и снижать их активность.
Особое место среди средств государственного регулирования, осуществляемых с помощью налогов, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешения Министерства финансов. Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от уплаты налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.
Госзаказ, как метод стимулирования подразумевает гарантированный сбыт произведенной предприятием продукции.
Субсидирование и кредитование подразумевает финансовую поддержку государством предприятий, в развитии которых оно заинтересованно.
Прямые методы непосредственно воздействуют на субъект, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации), госзаказ и т.д. Например, государство устанавливает фиксированные или предельные цены на товары с тем, чтобы стабилизировать экономическую ситуацию.
Косвенные методы свое воздействие оказывают опосредованно, например, через налоги, кредитование.
Субъектами государственного регулирования являются законодательные, исполнительные и контролирующие органы власти.
Высший законодательный орган Республики Беларусь – Национальное собрание, которое принимает постановления, законы, контролирует их исполнение, организует взаимодействие с другими органами власти. Высшим исполнительным органом является Совет Министров. Совет Министров состоит из функциональных и отраслевых министерств и ведомств.
Функциональные министерства решают общеэкономические вопросы развития. Важнейшими из них являются:
Министерство экономики – осуществляет анализ социально-экономического развития страны и на его основе разрабатывает прогнозы, планы и программы развития экономики, проводит макроэкономическое регулирование общественного воспроизводства. В составе министерства образованы департаменты с правами юридического лица: по управлению государственным имуществом, по санации и банкротству, по предпринимательству, по антимонопольной и ценовой политике, фонд государственного имущества, фонд поддержки малого и среднего бизнеса. Кроме того, образованы девять департаментов без прав юридического лица (департамент макроэкономического анализа и прогнозирования, департамент финансовой, налоговой и денежно-кредитной политики, департамент по делам инвестиций), другие подразделения (управление координации рыночных реформ и методов государственного регулирования, управление региональной экономики и среды обитания).
Министерство финансов – формирует республиканский и местный бюджеты, налоги, распределяет финансовые ресурсы и использует их для государственных нужд, формирует республиканский финансовый рынок.
Национальный банк – отвечает за состояния денежного обращения, стабильное развитие рынка кредитов, поддержание курса национальной валюты и регулирование платежного баланса страны.
К отраслевым органам относят Министерство промышленности. Министерство сельского хозяйства и продовольствия. Министерство торговли и т.д., которые отвечают за развитие отдельных отраслей экономики страны.
В структуре органов управления особое место занимают органы государственного контроля, которые наблюдают за хозяйственными субъектами по вопросам соблюдения экономических и правовых норм в процессе своей деятельности. Работа органов государственного контроля строится на принципах действенности контроля, систематичности, комплексности, недопустимости вмешательства в деятельность органов контроля.
С точки зрения подчиненности в республике выделяют президентские и парламентские органы контроля.
К парламентским органам можно отнести Контрольную палату, которая контролирует исполнения госбюджета, использование государственной собственности и соблюдение актов, принятых Национальным собранием; прокуратуру и Национальный банк, которые подотчетны законодательному органу власти.
К органам президентского контроля относят Комитет государственного контроля.
Другими органами контроля можно считать Министерство по налогам и сборам, Министерство финансов, Министерство иностранных дел, Госстандарт, силовые ведомства и ряд других структур.
В условиях функционирующей рыночной экономики объектами регулирования, как правило, являются:
хозяйственная конъюнктура, суть регулирования которой состоит в стимулировании спроса на товары и услуги, капиталовложений и занятости во время кризисов и спадов;
структура экономики (соотношение между отдельными секторами экономики, отраслями и регионами);
условия накопления капитала, которые соответствуют экономическим интересам субъектов хозяйствования;
занятость, где государственное регулирование направлено на поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы;
денежное обращение, где основным направлением государственного регулирования является борьба с инфляцией;
платежный баланс;
цены, отражающие состояние экономики;
условия конкуренции;
социальные отношения и социальное обеспечение;
окружающая среда;
внешнеэкономические связи.
Все перечисленные объекты регулирования существенно отличаются друг от друга, носят различный характер, имеют различные иерархические уровни: уровень предприятия, региона, отрасли промышленности, экономики в целом.
- Под общей редакцией профессора в. Л. Клюни, н. С. Тихонович
- Предисловие
- Введение
- 1. Понятие экономики
- 2. Предмет и метод экономики
- Глава 1. Отраслевая структура народного хозяйства
- 1.1. Понятие отрасли народного хозяйства.
- Отрасли материального и нематериального производства
- 1.2. Промышленность как отрасль материального производства, ее состав. Современная отраслевая структура промышленности Республики Беларусь
- 1.3. Характеристика отраслевых комплексов
- 1.4. Развитие транспортной инфраструктуры, сферы услуг, медицины, науки и образования, культуры
- 1.5. Предпринимательство как основа рыночных преобразований
- 1.6. Организационно-правовые формы предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля:
- Глава 2. Регулирование деятельности предприятия
- 2.1. Государственное регулирование в условиях рынка
- 2.2. Государственное регулирование деятельности предприятия
- 2.3. Стратегия деятельности предприятия в рыночной экономике
- 2.4. Маркетинг в системе микрорегулирования
- 2.5. Менеджмент в системе микрорегулирования
- Вопросы для самоконтроля:
- Глава 3. Основные средства предприятия
- 3.1. Сущность основных средств предприятия, их состав и классификация
- Классификация основных средств
- 3.2. Оценка и учет основных средств
- 3.3. Износ основных средств. Методы начисления амортизации
- 3.4.Формы воспроизводства и обновления основных средств
- 3.5. Эффективность использования основных средств
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 4. Оборотные средства предприятия
- 4.1. Понятие, состав и структура оборотных средств
- 4.2. Нормирование оборотных средств и определение потребности предприятия в оборотных средствах
- 4.3. Эффективность использования оборотных средств и пути ее повышения
- Вопросы для самоконтроля:
- 5. Трудовые ресурсы. Оплата труда
- 5.1. Понятие трудовых ресурсов и их характеристика
- 5. 2. Регулирование трудовых отношений в условиях рыночной экономики
- 5.3. Основные характеристики персонала предприятия
- 5.4. Показатели, характеризующие эффективность использования трудовых ресурсов
- Нормирование труда и планирование потребности в трудовых ресурсах
- 5.6. Тарифная система. Функции тарифных ставок и окладов
- 5.7. Сущность и принципы организации оплаты труда
- 5.8. Основные принципы, формы и системы оплаты труда
- 5.9. Основные виды дополнительной оплаты труда
- 5.10. Состав фонда заработной платы. Источники средств для формирования фонда заработной платы.
- 5.11. Методика расчета подоходного налога
- Ставки подоходного налога
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 6. Издержки производства и реализации продукции
- 6.1. Понятие, сущность и классификация издержек предприятия
- 6.2. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции
- 6.3. Прогнозирование издержек предприятия
- 6.4. Резервы снижения издержек
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 7. Ценообразование в условиях рынка
- 7. 1. Цена как экономическая категория
- 7.2. Функции цены
- 7.3. Механизм ценообразования и его основные принципы
- 7.4. Виды цен, используемых в экономике
- Классификация основных мировых цен по группам
- 7.5. Государственное вмешательство в ценообразование
- 7.6. Методы ценообразования и ценовая политика
- 7.7. Порядок формирования цен на товары в Республике Беларусь
- 7.8. Цены торговых предприятий. Модели розничных цен
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания: Задача 1. Рассчитайте отпускную цену предприятия, если:
- ГлаВа 8. Оценка эффективности деятельности предприятия
- 8.1. Доходы предприятия
- 8.2. Понятие прибыли, ее сущность и виды
- 8.3. Формирование и распределение прибыли на предприятии
- 8.4. Рентабельность предприятия
- 8.5. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность
- Вопросы для самопроверки:
- Практические задания:
- Ответы к практическим заданиям Тема 3
- Задача 2.
- Задача 3.
- Глоссарий
- Литература
- Содержание