logo search
В редакцию 2 вариант

2.1. Государственное регулирование в условиях рынка

Роль государства в экономике. Как показывает историческая практика эффективно работающий рыночный механизм позволяет решить ряд проблем, стоящих перед обществом: соединить интересы производителей и потребителей, стимулировать освоение имеющихся научно-технических достижений, снижение затрат, повышение качества, непрерывное расширение ассортимента товаров и услуг.

В то же время есть проблемы, которые рынок решить не в состоянии: усиление неравенства в распределении доходов, экономическую дифференциацию производителей, обеспечение полной занятости населения и стабильного уровня цен. Рынок не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические идеи в области науки и техники, осуществить в масштабах всей экономики страны крупные структурные сдвиги, сориентированные на перспективу. Поэтому для современной рыночной системы характерно государственное вмешательство в экономическое развитие. Функции государства в рыночной экономике сводятся к созданию правовой базы и благоприятной общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; защите конкуренции; перераспределению дохода и богатства; корректированию распределения расходов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизации экономики.

Деятельность субъектов хозяйствования (фирм, предприятий) на микроуровне, в рыночной экономике регулирует рынок. Это означает минимум вмешательства государства в деятельность предприятия, т.е. государство выполняет функцию целеполагания и вмешивается в случае значительных отклонений экономической деятельности предприятия от намеченных целей. Главная задача государства сводится к созданию условий для стимулирования хозяйственной активности и более полного использования экономического потенциала субъектов экономики. Государство регулирует не столько сам рынок, сколько условия, влияющие на него: развитие и размещение производительных сил, специализацию предприятий, рациональное использование природных и людских ресурсов, формирование и использование доходов.

В современных условиях государство осуществляет вмешательство в экономику через механизм государственного регулирования, кото­рый должен отвечать не только его интересам, но и интересам субъектов хозяйствования. Механизм регулирова­ния включает цели и методы государственного регулирования, формы его реализации, субъекты и объекты регулирования. И, как показала практика данный механизм управления экономикой страны наиболее эффективный и результативный.

Таким образом, государственное регулирование экономикиэто целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые с помощью системы различных форм и методов обеспечивают решения важнейших экономических и социальных задач развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.

Формы и методы государственного регулирования зависят от экономической системы страны, в ко­торой предприятия функционируют, т.е. к ним могут быть использованы принципы принуждения или экономического убеждения. Исходя из этого, формы организации хозяйственных отношений могут быть централизованными и децентрализованными.

Централизованная форма организации хозяйственных отношений предполагает, что государство оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, и воздействует на субъект хозяйствования, используя административные методы регулирования.

Децентрализованная форма управления – это такая организация хозяйственных отношений, при которой полномочия распоряжаться ресурсами и принимать решения, распределены по нижестоящим уровням управления.

Важнейшими формами государственного регулирования экономики являются:

  1. планирование;

  2. прогнозирование;

  3. программирование.

Все большее место в системе государственного регулирования занимает прогнозирование и программирование социально-экономического развития страны. Органами государственного управления разрабатываются и реализуются комплексные планы-прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную и среднесрочную перспективу, в которых отражены целевые показатели развития экономики страны.

Программирование как форма государственного регулирования способствует решению важнейших проблем имеющих государственное значение: научно-технических, экономических, социальных, экологических и др. Примером может служить ряд программ разработанных и реализуемых Правительством Республики Беларусь и министерствами (Республиканские Программы: «Возрождение села», «Демографическая безопасность», «Молодежь Беларуси» и др.). Программирование обеспечивает комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов на решение выделенной проблемы и достижение поставленных целей.

По форме участия государства в регулировании экономики и его влияния на хозяйственную деятельность всю совокуп­ность методов можно раз­делить на административно-распорядительные и экономичес­кие, прямые и косвенные.

Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запре­та, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодатель­ных актов, распоряжений, постановлений и т.д. К ним, напри­мер, можно отнести запрет строить предприятия в пределах г. Минска. Правительство не увеличило налоги или штрафы, а просто прекратило выдачу лицензий. Меры принуждения можно показать тем, что государство обязывает промышленные предприятия организовывать на рабочих местах производственное обучение, создавать бытовые условия для рабочих, занятых на производстве.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создание условий для социально слабо защищенных слоев населения. Роль этих методов суще­ственно возрастает в критических ситуациях – во время вой­ны, кризисного положения в экономике.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Экономические методы реализуются через систему экономических регуляторов, которые можно представить следующими группами:

  1. налоги, налоговые льготы, амортизационные отчисле­ния, цены;

  2. финансовые средства государства (инвестиции из бюдже­та, субсидии, дотации);

  3. государственные ограничения (лицензии, квоты, госу­дарственные заказы).

  4. инструменты денежно-кредитной политики (процентная ставка, льготное кредитование и др.)

Экономические методы, с одной стороны, должны стимулировать деятельность предприятия вне зависимости от формы собственности на удовлетворение потребностей общества, с другой стороны, они должны служить мотиватором для самого предприятия.

Сущность налогообложения как метода стимулирования заключается в том, что государство, меняя ставки налогов, может, как способствовать развитию определенных отраслей и отдельных предприятий, так и снижать их активность.

Особое место среди средств государственного регулирования, осуществляемых с помощью налогов, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешения Министерства финансов. Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от уплаты налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

Госзаказ, как метод стимулирования подразумевает гарантированный сбыт произведенной предприятием продукции.

Субсидирование и кредитование подразумевает финансовую поддержку государством предприятий, в развитии которых оно заинтересованно.

Прямые методы непосредственно воздействуют на субъект, например, через приказ, распоряжение или прямое финанси­рование (централизованные инвестиции), финансовую под­держку (дотации), госзаказ и т.д. Например, государство уста­навливает фиксированные или предельные цены на товары с тем, чтобы стабилизировать экономическую ситуацию.

Косвенные методы свое воздействие оказывают опосредо­ванно, например, через налоги, кредитование.

Субъектами государственного регулирования являются законодательные, исполнительные и контролирующие органы власти.

Высший законодательный орган Республики Беларусь – Национальное соб­рание, которое принимает постановления, законы, контролирует их исполнение, организует взаимодействие с другими органами власти. Высшим исполнительным органом является Совет Министров. Совет Министров состоит из функциональных и отраслевых министерств и ведомств.

Функциональные министерства решают общеэкономические вопросы развития. Важнейшими из них являются:

К отраслевым органам относят Министерство промышленности. Министерство сель­ского хозяйства и продовольствия. Министерство торговли и т.д., которые отвечают за разви­тие отдельных отраслей экономики страны.

В структуре органов управления особое место занимают органы государственного кон­троля, которые наблюдают за хозяйственными субъектами по вопросам соблюдения экономи­ческих и правовых норм в процессе своей деятельности. Работа органов государственного контроля строится на принципах действенности кон­троля, систематичности, комплексности, недопустимости вмешательства в деятельность орга­нов контроля.

С точки зрения подчиненности в республике выделяют президентские и парламентские органы контроля.

К парламентским органам можно отнести Контрольную палату, которая контролирует исполнения госбюджета, использование государственной собственности и соблюдение актов, принятых Национальным собранием; прокуратуру и Национальный банк, которые подотчет­ны законодательному органу власти.

К органам президентского контроля относят Комитет государственного контроля.

Другими органами контроля можно считать Министерство по налогам и сборам, Ми­нистерство финансов, Министерство иностранных дел, Госстандарт, силовые ведомства и ряд других структур.

В условиях функционирующей рыночной экономики объек­тами регулирования, как правило, являются:

Все перечисленные объекты регулирования существенно отличаются друг от друга, носят различный характер, имеют различные иерархические уровни: уровень предприятия, ре­гиона, отрасли промышленности, экономики в целом.