2.2.3. Нормальные и инфериорные блага
Как гласит американский афоризм, «Бог создал людей разными». В зависимости от своих способностей, возможностей, усилий люди получают разные доходы, приобретая при этом совершенно разные блага. Зарабатывая больше или меньше денег, потребители совершенно по-разному распоряжаются ими. Причем, один и тот же человек может менять свое потребление в зависимости от изменения дохода.
Критерий зависимости потребления того или иного блага от дохода потребителя позволяет разделить экономические блага на нормальные и инфериорные.
Определение | |
| Нормальные блага (normal goods) — это блага, потребление которых изменяется в том же направлении, что и доходы потребителей. |
К нормальным благам относится большинство благ, приобретаемых нами. Модная одежда и компьютеры, бытовая техника и недвижимость, деликатесы и фрукты, спорт и образование, туризм и отдых – почти для любого потребителя все это – нормальные блага.
Именно поэтому нормальные блага часто называют обычными или качественными благами.
Но не все блага потребляются больше при росте дохода (и меньше – при его снижении). Потребление некоторых благ изменяется в обратную сторону по сравнению с доходами.
Определение | |
| Инфериорные (низшие) блага (inferior goods) — блага, потребление которых изменяется в обратном направлении, нежели доходы потребителей. |
Так, если человек станет богаче, весьма вероятно, что он уже не будет по утрам пить растворимый кофе, заменив его свежесваренным натуральным, не станет носить дешевую немодную одежду или ездить на «Жигулях». К низшим благам обычно относят низкосортные виды макарон, ливерную колбасу, подержанные вещи, одежду second hand и т.д., так как с ростом дохода их потребители отказываются от этих благ, начиная покупать более качественные или престижные товары.
Инфериорные блага также называют некачественными или низшими благами.
Обратите внимание! | |
| Для людей с разным уровнем дохода (или для одного и того же человека при изменяющемся доходе) одни и те же блага могут быть как нормальными, так и инфериорными благами. В зависимости от текущего дохода потребителя, его привычек, традиций общества и социального слоя, места проживания и т.д. благо может быть нормальным для одних и инфериорными – для других.
|
Так, туристическая поездка в Египет многим кажется пределом мечтания (нормальное благо, возможно, предмет роскоши), другие же считают отдых в Египте низшим благом, ведь их текущий доход позволяет отдыхать на Мальдивах и Мальорке. «Жигули» или подержанный Ford является нормальным благом для небогатого человека, для обеспеченного человека нормальным благом является новая иномарка, для бизнесмена высшего уровня – только новый автомобиль представительского класса.
ПРИМЕР | Уже знакомый нам певец Дима Б. с детства обожал креветки. Когда он был подростком, он каждый месяц на сэкономленные деньги покупал и варил себе полкило обычных креветок. Став старше и начав больше зарабатывать, он стал ежемесячно покупать уже целый килограмм обыкновенных креветок. После того, как Дима Б. занял второе место на музыкальном конкурсе, его гонорары выросли, и он начал покупать полкило обычных креветок и полкило более вкусных тигровых креветок. Через два года, после победы на том же конкурсе Дима Б. стал зарабатывать еще больше и полностью отказался от приобретения обыкновенных креветок, ежемесячно потребляя килограмм тигровых. Как видим одни и те же обыкновенные креветки сначала были для певца Димы Б. нормальным благом, а потом стали – благом низшим, причем их качество не менялось. |
Подумайте | |
| Задание 1.11. Фрукты и мясо. Как Вы считаете, к какому типу благ относятся бананы для жителей России, Канады, Бразилии и Индии? Объясните Ваш ответ. |
Подумайте | |
| Задание 1.12. Классификация икры. Как Вы считаете, к какому типу благ относятся:
Объясните Ваш ответ. |
Подумайте | |
| Задание 1.13. Щи и жемчуга. Прокомментируйте поговорку «Одному щи жидки, а другому – жемчуга мелки». Как Вы считаете, к какому типу благ в данной поговорке относят щи и жемчуга? Докажите Ваш ответ |
ВАЖНО!!! | |
| Отнесение блага к тому или иному типу происходит только на основе того, как меняется потребление этого блага при изменении доходов потребителя. Самое дешевое благо может оказаться для данного потребителя предметом роскоши, а самое дорогое – низшим благом. |
Зачем мы это изучаем? | |
| С данной классификацией благ мы встретимся при изучении темы «Спрос», когда будем анализировать, от чего зависит спрос на то или иное благо, и темы «Эластичность спроса по доходу», в которой мы научимся измерять эту зависимость. |
- Тема I Введение. Понятие экономики. Предмет и метод экономической науки
- 1. Экономика – это где? 2
- 2. Экономика – это что? 3
- 3. Экономика – это кто? 25
- 4. Экономика – это как? 27
- 1. Экономика – это где?
- 1.1. Что изучает экономическая наука?
- 1.2. Экономика: хозяйство и наука
- 2. Экономика – это что?
- 2.1. Потребности. Классификации потребностей
- 2.1.1. Первичные потребности
- 2.1.2. Вторичные потребности
- 2.2. Блага. Классификация благ
- 2.2.1. Свободные и экономические блага
- 2.2.2. Товары и услуги
- 2.2.3. Нормальные и инфериорные блага
- 2.2.4. Заменяющие и дополняющие блага
- 2.2.5. Частные и общественные блага
- 2.2.6. Потребительские и инвестиционные блага
- 2.3. Производство
- 2.4. Экономические ресурсы (факторы производства)
- 2.4.1. Земля
- 2.4.2. Капитал
- 2.4.3. Труд
- 2.4.4. Предпринимательская способность (предприимчивость)
- 2.4.5. Информация
- 2.4.6. Плата за использование экономических ресурсов
- 2.5. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов
- 2.6. Экономический кругооборот
- 3. Экономика – это кто?
- 3.1. Экономические агенты
- 3.2. Домашние хозяйства
- 3.3. Фирмы
- 3.4. Государство
- 3.5. Иностранный сектор
- 3.6. Принцип рационального поведения
- 4. Экономика – это как?
- 4.1. Определения экономической науки
- 4.2. Микроэкономика и макроэкономика
- 4.3. Экономический анализ. Позитивный и нормативный анализ
- 4.4. Экономические модели
- 4.6. Экономическая теория и прикладные дисциплины
- 4.7. Экономическая теория и экономическая политика
- Первичные потребности
- Вторичные потребности