15 Состав, содержание и порядок разработки бизнес-планов
Как уже отмечалось, в Республике Беларусь, действуют методические документы по разработке бизнес-планов. Данные документы содержат основные рекомендации по составлению бизнес-планов, систематизируют наиболее важные определения, определяют единые требования к структуре, содержанию, оформлению бизнес-планов, а также правила утверждения, экспертизы и согласования. Кроме того, разработчики могут воспользоваться различными методиками и пособиями, в том числе и зарубежными, выбор которых сегодня в республике достаточно широк. Среди них наибольшую популярность получило: «Руководство по оценке эффективности инвестиций», подготовленное ООН по промышленному развитию (методология ЮНИДО) и его компьютерный вариант «Комфар».
При всем разнообразии методик в них соблюдаются определенные единые принципы построения бизнес-планов. Как правило, незначительно различаются и наименования разделов, их состав, цели. На какой методике, пособии остановиться – не принципиально. Важно, чтобы разработанный документ содержал ряд обязательных разделов, исходная и итоговая информация (показатели) была достоверна и базировалась на документальных источниках и расчетах Эти основополагающие разделы вытекают из модели функционирования организации (рис. 1.1) и послужили фундаментом стандартов формирования бизнес-планов. Предлагаемая структура бизнес-плана может дополняться или уточняться в зависимости от конкретных целей, объекта и условий, в которых функционирует бизнес. Кроме того, на объем, полноту изложения материала значительно влияет вид бизнес-плана. Различают:
1. Полный – содержащий все расчеты, справки, свидетельства и другие материалы; хранится у руководителя и предъявляется ограниченному кругу лиц. Объем полного бизнес-плана может составлять 100 страниц и более.
2. Достаточный (краткий) – содержит все разделы бизнес-плана по предлагаемому варианту без подробных расчетов. Данный бизнес-план носит доказательный характер относительно перспектив реализации проекта и развития организации. Выступает как основа для переговоров с потенциальными партнерами, инвесторами. Его объем составляет 30–50 страниц.
3. В виде «резюме» («проспект») – содержит краткие выводы по каждому разделу, без обоснования и расчетов. Этот вид бизнес-плана имеет значение некоей «визитной карточки» или даже рекламы.
Не рекомендуется составлять бизнес-план в большом объеме и перегружать его лишней информацией. Ведь обычно он просматривается и используется многими деловыми людьми.
Бизнес-план разрабатывается в соответствии с приказом (распоряжением), издаваемым руководителем коммерческой организации или заданием на разработку, если в качестве разработчика выступает привлеченная организация.
Источником финансирования разработки бизнес-плана могут быть: собственные средства предприятий; внебюджетные фонды министерств и других органов государственного управления; средства потенциальных инвесторов.
Для успешной организации бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий:
1 – наличие методологической и методической базы разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана;
2 – наличие внутренней информации о деятельности организации и внешней информации;
3 – наличие совокупности структурных подразделений, в чьи обязанности входят разработка и исполнение бизнес-планов;
4 – наличие программно-технического блока, включающего технические средства и программное обеспечение.
Структура бизнес-плана и последовательность его разработки – не одно и то же. Т. е. нельзя утверждать, что существует некая линейная схема, а в ней позиции № 1, № 2, № 3 и т. д., соответствующие процессу его разработки. Главные стадии реализации бизнес-плана как правило не поддаются шаговому анализу, когда одна стадия следует за другой. Неизбежно большое количество пересечений и одновременного планирования различной деятельности. В результате, выполнение отдельных работ, относящихся к различным стадиям бизнес-планирования, во времени носит параллельно-последовательный характер.
В процессе разработки бизнес-плана могут подготавливаться два или более альтернативных варианта. В результате их сравнения выбирается итоговый бизнес-план, содержание которого должно отражать результаты единственного варианта, выбранного заказчиком для реализации.
В процессе предоставления бизнес-планов на согласование или рассмотрение могут возникнуть разногласия по поводу их оформления. Исходя из этого, разработку бизнес плана следует осуществлять по блочному типу и только при представлении материалов конкретному инвестору (заказчику) формировать бизнес-план из заготовленных разделов в зависимости от их требований (рис. 2.3). Особые требования должны предъявляться к изложению материала, стилю написания бизнес-плана.
Разработанные бизнес-планы развития и бизнес-планы инвестиционных проектов после утверждения руководителями коммерческих организаций, направляются в органы государственного управления для проведения экспертизы и последующего согласования. В случае если реализация бизнес-планов осуществляется с привлечением кредита экспертиза проводится только после рассмотрения их банками. В тех случаях,когда для реализации инвестиционных проектов предусмотрено предоставление государственной поддержки, требуется государственная комплексная экспертиза министерства экономики.
В результате весь процесс разработки бизнес-плана можно представить как следующую последовательность действий:
1 шаг – предполагает определение источников нужной информации. Ими могут стать: учебники, положения, рекомендации, курсы и др.;
2 шаг – определение внешних и внутренних целей разработки, цели вытекают из перечня проблем, которые призван решить бизнес-план;
3 шаг – определение круга читателей бизнес-плана. Это определяет специфику содержания, стиль, необходимость выделения тех или иных сторон деятельности, экономических показателей;
4 шаг – установление общей структуры бизнес-плана;
5 шаг – сбор информации для подготовки разделов бизнес-плана;
6 шаг – непосредственное написание бизнес-плана;
7 шаг – экспертиза бизнес-плана (независимая, авторитетным сотрудником или вышестоящей организацией).
Работа по составлению бизнес-плана – это трудоемкий и достаточно длительный процесс, требующий обширных знаний. В значительной степени этот процесс может быть облегчен за счет применения современных программных средств, обеспечивающих автоматизацию составления и корректировки бизнес-планов. Сегодня разработаны и применяются различные программные продукты. По мнению специалистов лучшими среди них являются программные продукты «Альт-Инвест» (разработка ИКФ «Альт») и Project Expert (разработка группы «Про-Инвест Консалтинг»).
В настоящее время в республике в соответствии с постановлением № 873 для рассмотрения спорных вопросов и урегулирования разногласий, возникающих при разработке, экспертизе и рассмотрении прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет, бизнес-планов развития на год и бизнес-планов инвестиционных проектов, созданы Комиссии по развитию коммерческих организаций (отраслевые, региональные и республиканская).
- 1 Планирование деятельности организации в рыночной экономике: содержание, цели, задачи, функции
- 2. Методология планирования. Принципы планирования
- 3. Методы обоснования плановых решений
- 4. Принципы планирования
- 1.3 Виды планирования: стратегическое, текущее, оперативное
- 7. Стратегическое планирование.
- 8. Тактическое планирование
- 9.Бизнес-планирование
- 10 Бизнес-планов
- 11. Регламентирующей порядок разработки бизнес-плана развития предприятия в Республике Беларусь.
- 12.Классификация бизнес-планов
- 13. Бизнес –план развития организации
- 1 Практический анализ Определение потребности в деньгах Помощь в получении денег Помощь в получении денег4 . Бизнес-план инвестиционного проекта, их особенности
- 15 Состав, содержание и порядок разработки бизнес-планов
- 16. Порядок разработки
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- 17 Маркетинговая стратегия организации, ее реализация в бизнес-плане
- 18 Товарная стратегия организации
- 19 Ценовая стратегия организации
- 20. Сбытовая стратегия предприятия
- Каналы распределения товаров
- Система продвижения товара
- Стратегии продвижения товара Выделяют две основные стратегии продвижения товара: вынуждение и проталкивания.
- 21. Планирование объемов продаж
- 22 23 Планирование производственной программы и ее выполнения. Система показателей плана
- . Обоснование возможности выполнения производственной программы мощностями
- Планирование потребности в материально-технических ресурсах
- 24 Планирование закупок
- 25 Планирование затрат на производство и реализацию продукции
- 27 Планирование потребности в трудовых ресурсах
- 28 Планирование фонда оплаты труда
- 29 Финансовый план в системе бизнес-плана. Назначение, основные задачи, состав
- 30 Планирование прибыли в бизнес-плане
- 32 Расчет будущих денежных потоков. Стратегия финансирования
- 33 Прогнозный баланс активов и пассивов и его место в системе финансового плана
- 34 Точка безубыточности
- 35 Сущность и виды экономической эффективности. Показатели
- 7.2. Расчет показателей оценки эффективности бизнес-планов инвестиционных проектов
- 36 Показатели эффективности бизнес-плана развития предприятия
- 37 38 39 Риски в производственно-хозяйственной деятельности организации
- Пути снижения и нейтрализации риска
- 40 Резюме: содержание и особенности написания
- Структура резюме: