18.Разложение классической школы: причины, этапы и содержание этого процесса.
В первой половине XIX века в развитых странах Западной Европы буржуазный уклад превращается из второстепенной в ведущую форму хозяйствования; одновременно выявляются внутренние противоречия рыночно-капиталистической системы. В этих условиях начинается дифференциация классической школы политической экономии. На основе отдельных элементов и сторон учения классиков возникают новые направления экономической мысли, по мере развития которых все в большей степени проявляют себя различия и противоречия между ними. Наиболее заметную роль сыграли три направления теоретико-экономических исследований, исходно базировавшихся на различных постулатах классической школы
Первое направление развивало ту сторону учения классиков, которая была связана с защитой капитализма и обоснованием его преимуществ. Но при этом, в отличие от предшественников, замалчивались или отрицались противоречия капиталистического общества; защита капитализма принимала предвзятый характер, превращалась в апологетику Английский автор Т.Р.Мальтус выдвинул идею о том, что общественные противоречия объясняются естественными причинами — так называемым всеобщим законом народонаселения, в соответствии с которым население якобы растет в геометрической прогрессии, в то время, как производство — лишь в арифметической. Французский экономист Ж.-Б. Сэй, основываясь на «догме Смита», доказывал гармоничность соответствия форм доходов основным факторам производства — земле, труду и капиталу, он, кроме того, выдвинул положение о невозможности экономических кризисов вследствие равновесия совокупного спроса и предложения («закон рынков» или «теория сбыта» Сэя) Идея о гармоничности капиталистического строя занимает главное место в теоретических построениях таких авторов, как Дж.Мак-Куллох, Н.Сениор (Англия), Ф Бастиа (Франция), Г.Кэри (США)На противоположных позициях стояли левые рикардиан-цы, или социалисты-рикардианцы — У.Томпсон, Т.Годскин, Дж.Грэй, Дж.Брэй Из учения классиков о труде как источнике стоимости они делали выводы о несправедливости капиталистической системы распределения, о необходимости присвоения рабочими результатов их труда и о противоречивости экономических отношений, основанных на частной собственности.
Особое место среди последователей классической школы занимали авторы, сделавшие упор на систематизацию и детализацию учения А.Смита и Д Рикардо, среди них наиболее известны Джеймс Милль, А К.Шторх, Джон Ст Милль Произведение Дж Ст Милля «Основы политической экономии» (1848) содержало наиболее обобщенное и логически обоснованное изложение теоретической системы классической школы, в связи с чем в течение последующего полувека выполняло роль своего рода энциклопедии экономической теории и основного источника в вузовском преподавании политической экономии
В первой половине XIX в получили развитие и теоретические направления, представители которых руководствовались иными, чем классики, исходными принципами в оценке фундаментальных проблем экономической практики и науки Возникает мелкобуржуазная политическая экономия (С.Сисмон-ди, П.-Ж.Прудон), отрицающая идею о прогрессивности крупного капиталистического производства и отстаивающая интересы мелких крестьян, ремесленников и торговцев. В Германии представители национальной и исторической школы (Ф.Лист, В.Рошер, Б.Гильдебранд, К.Книс) подвергли критике представление об универсальности экономических законов и о всеобщей значимости абстрактных категорий и постулатов, особенно идей о всеобщей благотворности свободы торговли и конкуренции. Немецкие авторы доказывали, что для менее развитых стран воплощение этих идей в практику международных экономических отношений означало бы неизбежность поражения в конкурентной борьбе и разорения национальной промышленности; принцип свободы торговли должен подвергаться корректировке в форме
государственного торгового протекционизма и других методов поддержки отечественного производства. Принципиальное отрицание отождествления капиталистического строя с «естественным порядком», идей о гармоничности и вечности капитализма составило основу концепций утопического социализма (Ш.Фурье, А.Сен-Симон, Р.Оуэн). Содержащаяся в работах представителей этого направления критика противоречий буржуазного общества, отношений частной собственности, эксплуатации трудящихся классов стала одной из теоретических предпосылок возникновения марксизма.
часть в стоимости продукции, а следовательно, норма прибыли будет снижатьсяРента - это избыток стоимости над средней прибылью, которыи образуется за счет различного плодородия и местоположения земель.Основанием на получение ренты служит собственность на землю К факторам, образующим ренту, Д. Рикардо относил, различное плодородие участков; местоположение участка относительно рынка сбыта продукцииД. Рикардо правильно охарактеризовал дифференциальную ренту как разницу между стоимостью продуктов сельского хозяйства на лучших и на худших участках.Д. Рикардо признавал "законубывающего плодородия почвы"
Главным условием роста экономики является устойчивое денежное обращение.Лучшей базой денежной системы Д. Рикардо считал золото Возможен замен золота на бумажные деньги, но по твердому курсу. Ценность бумажных денег зависит от их количества в обращении.Д. Рикардо сформулировал теорию сравнительного преимущества. В этой теории Д. Рикардо доказал выгодность (преимущество) международной торговли на основе сопоставления сравнительных издержек. То есть если различные страны обладают сравнительным преимуществом по различным экспортным товарам, то международное разделение труда и торговля между этими странами являются взаимовыгодными.
Источниками оборотного капитала являются:
1) продукты земли;
2) продукты рудников (в т. ч. деньги, во времена А. Смита — металл);
3) продукты рыболовства. Источником основного капитала является оборотный капитал (клад является исключением — не относится ни к основному, ни к оборотному капиталу).
Соотношение основного и оборотного капитала отличается в различных отраслях:
1) в торговле используется только оборотный капитал (исключением является торговое помещение);
2) у ремесленника — мало основного капитала;
3) у фабриканта — много основного.
Главную цель как основного, так и оборотного капитала, считает британский ученый, составляет сохранение и увеличение запасов, предназначенных для потребления.
поскольку при увеличении богатства увеличивается спрос на труд.
Прибыль - это "вычет из продукта труда", разница между стоимостью произведенного продукта и заработной платой рабочих.
Земельная рента - это также "вычет из продукта труда", который создается неоплаченным трудом работников.
Капитал - это часть запасов, на которую капиталист ожидает получить доход.
Главный фактор накопления капитала, по А. Смиту, - бережливость.
А. Смит ввел деление капитала на основной и оборотный. Под основным капиталом он понимал капитал, не вступающий в процесс обращения, а под оборотным - капитал, который меняет форму в процессе производства
Однако в соответствии со своей теорией стоимости, которая не учитывала стоимости средств производства, созданной трудом прошлых лет, он игнорировал постоянный капитал.
Конкретные проявления — земельная рента и денежная рента, то есть процент.У. Петти ввел понятие "дифференциальной земельной ренты", причины существования которой видел в различном плодородии и местонахождении земель.Цена земли есть сумма годичных рент за 21 год. (Количество лет определяется исходя из времени одновременной продолжительности жизни трех поколений.)Ссудный процент У. Петти считает платой за неудобства, причиняемые кредитору при ссуживании денег. Уровень процента не должен превышать размера ренты с того количества земли, которое можно купить па ссуду.
- 1.Предмет истории экономических учений. Периодизация истории экономических учений.
- 2.Многообразие функций истории экономических учений. Эволюционный и кумулятивный подходы к изучению истории экономических учений.
- 3.Экономические идеи Древней Греции. Экономические проекты Аристотеля.
- 4.Экономическ программы аграриев Древнего Рима.
- 5.Специфика экономических идей феодализма.
- 6.Меркантилизм: методология, стадии развития.
- 7.Русский меркантилизм. Экон-кая политика Петра 1
- 9.Место и роль с/х в теории ф.Кенэ
- 10.Анализ общественного воспроизводства в «Экономической таблице» ф.Кенэ
- 11.,12Зарождение классической школы. Экономические взгляды у.Петти
- 13.Эк-е проблемы промышленного переворота. А.Смит и его мировоззрение. Метод а.Смита.
- 14.15.Работа а.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»
- 16.17.Экономические взгляды и программа д.Рикардо
- 18.Разложение классической школы: причины, этапы и содержание этого процесса.
- 19.Экономическая концепция и программа ж.Б.Сэя
- 20.Закон народонаселения т.Мальтуса. Теория издержек производства и теория реализации.
- 21Методологические принципы. Этапы формирования.
- 22.Структура и основные проблемы «Капитала»
- 23.Марксистский анализ стоимости, денег, заработной платы.
- 25.Маржинализм: методология и этапы развития
- 26.Австрийская школа. Теория предельной полезности и производительности.
- 27.Математическое направление. Работы представителей раннего направления(Курно, Госсен)
- 28.Модель общего экономического равновесия л.Вальраса
- 29.Экономические взгляды Дж. Б. Кларка. Теория статики и динамики
- 30.А.Маршалл – основатель микроэкономики. Вопросы методологии в работе «принципы экономикса»
- 31.Теория спроса и предложения а.Маршала. Теория цены и ценообразования.
- 32.Теория благосостояния а.Пигу
- 33. Методология кейнсианства.
- 34.35.Модель Дж.М.Кейнса макроэкономического развития. Теория цикла и экономического роста.
- 36Эволюция кейнсианства. Теория экономической динамики.
- 37.Методология институционализма. Учение о «праздном классе» Веблена
- 38.Програма социального контроля Веблена
- 39.Экономические идеи Туган-Барановского
- 40.Экономические теории в.И.Ленина. Ленинская теория империализма.
- 41.Обоснование Нэпа Лениным
- 42.Монетаризм.
- 43.Неоклассический синтез п.Самуэльсона
- 44.Теория социального рыночного хозяйства в.Ойкена и я.Эрхарда
- 45.Учение о кооперации а.В. Чаянова. Теория крестьянского хозяйства.
- 46.Большие циклы конъюнктуры н.Д. Кондратьева
- 47.Идеология хозяйственной реформы 1965 г. В ссср. Либерализация экономики.
- 48.Экономические реформы в России 90х годов. Проблемы разгосударсвления и приватизации:необходимость, этапы и содержание.
- 50.Экономические идеи западноевропейского утопического социализма.
- 52.Структура работы а.Маршалла «Принципы экономикса»
- 53.Прибавочная стоимость.
- 54.Теория доходов Маркса
- 55.Коммонс Митчел
- 56.Немецкая школа.