Задачи современного этапа реструктуризации банковской системы
Задачи второго этапа реструктуризации состоят в обеспечении устойчивого роста капитальной базы и реальных объемов банковских операций, выведении с рынка банковских услуг нежизнеспособных кредитных организаций и усилении взаимосвязи банков с реальным сектором экономики. Эффективность реструктуризации банковской системы будет зависеть от того, насколько удастся обеспечить развитие взаимосвязей банковского и реального секторов экономики, использовать новые способы и формы участия государства в кредитной поддержке экономики через банковскую систему. Без учета связи с реальным сектором могут быть воспроизведены пороки прежней системы с ее ориентированностью на спекулятивные операции.
Поэтому реструктуризацию банковской системы следует рассматривать не как комплекс технических мер по восстановлению работоспособности кредитных организаций, а как регулируемый государством процесс эффективных структурных сдвигов в банковской сфере, сопровождающийся соответствующими изменениями в государственной финансовой политике и направленный на формирование динамично развивающейся и адекватной потребностям народного хозяйства банковской системы.
Как показывает международная практика, реструктуризация банковской системы является длительным, трудоемким и дорогостоящим процессом. Мировой опыт свидетельствует также о многовариантности путей реформирования банковских систем. Поэтому одним из основных принципов реструктуризации является выбор таких способов ее проведения, которые обеспечили бы минимизацию затрат.
В числе вариантов восстановления банковской системы, как правило, рассматриваются: самостоятельный выход банков из кризиса посредством консолидации банков различных классов, усиление государственной поддержки банковской системы, расширение участия иностранного капитала в банковском секторе и увеличение квоты иностранного капитала в уставном капитале российских банков, устанавливаемой Банком России.
Следует отметить, что при всей желательности варианта реформирования банков путем наращивания их собственных усилий, с учетом глубины системного банковского кризиса он недостаточно реалистичен. Если восстановление капитала банковской системы будет осуществляться только собственными усилиями банков (за счет зарабатываемой прибыли), это потребует как минимум пять лет, что вряд ли отвечает потребностям национальной экономики.
Осуществление широкой государственной поддержки банковской системы требует значительных средств. Страны, проводившие реструктуризацию банковской системы, несли крупные затраты: США 3—5% ВВП, Испания, Венгрия — около 1%, Чили — более 30%. Реализация государственной программы по реформированию банковского сектора в Южной Корее оценена в 1,7 млрд долл.
Масштабное привлечение средств западных инвесторов сопряжено с созданием мощной конкуренции отечественным банкам, и так ослабленным финансовым кризисом, поскольку зарубежные кредитные организации обладают большим опытом, имеют лучшую репутацию и предлагают более широкий спектр услуг. В связи с этим наиболее приемлемым способом реструктуризации банковской системы представляется использование не отдельно взятого варианта из числа рассмотренных, а их определенная комбинация, включающая адресную селективную государственную поддержку и создание условий для деятельности жизнеспособных банков, привлечения внешних инвесторов, расширения капитальной и ресурсной базы. При этом консолидация банковского капитала, которая, по оценкам специалистов, осуществляется очень медленно, может быть ускорена при стимулирующем воздействии государства.
Так, создание Агентства по реструктурированию банков, аналоги которого существовали в различных странах (США, Японии, Бразилии и др.), как раз призвано содействовать процессу слияния банков, в том числе за счет покупки Центральным банком части долгов проблемных банков, и оздоровлению кредитных организаций путем проведения работы с проблемными активами и пассивами санируемой организации. Финансовые ресурсы АРКО первоначально составляли всего 10 млрд руб., что позволяло осуществить санацию лишь части банков. По состоянию на 1 августа 2000 г. АРКО осуществлялись мероприятия по реструктуризации 19 кредитных организаций; из них 15 перешли под управление АРКО.
При отсутствии в бюджете достаточных средств для реструктуризации банков основное значение придается созданию макроэкономических условий, благоприятствующих капитализации и расширению ресурсной базы банков, формированию законодательно-правовых основ банковской деятельности, совершенствованию банковского надзора. Важными принципами проведения реструктуризации банковской системы является индивидуальный подход к конкретному банку, осуществление государственной поддержки при условии разработки и реализации плана реструктуризации банка, ориентация на увеличение капитальной и ресурсной базы путем привлечения средств отечественных и зарубежных инвесторов.
Восстановление и наращивание инвестиционного потенциала коммерческих банков в рамках комплекса мер по реструктуризации банковской системы России предполагает усиление роли государства в формировании долгосрочной ресурсной базы банковской системы, соответствующей потребностям инвестирования реального сектора, восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков, клиентов, отечественных и иностранных кредиторов. В основу усиления государственной поддержки реструктуризации банковской системы должен быть положен разумный компромисс между необходимостью развития банковской сферы и возможностями федерального бюджета.
Особенно актуальным является принятие пакета законов, необходимого для реализации этих мер, в частности федеральных законов «О гарантировании вкладов граждан в банках», «О банковских холдингах», «О государственном архиве кредитных историй», а также оперативная корректировка действующего законодательства, внесение изменений и дополнений в федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», «О реструктуризации кредитных организаций», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности».
Поскольку банковская система представлена в основном небольшими банками, масштабное инвестирование реального сектора может быть осуществлено на основе банковских объединений или создания временных альянсов. Наиболее перспективными формами являются: реорганизация системы региональных банков на основе выделения опорных банков с развитой филиальной сетью; формирование смешанных пулов российских и иностранных банков; интеграция банковского капитала с промышленным в форме финансово-промышленных групп.
Вместе с тем в сложившихся условиях становится весьма актуальной необходимость развития системы специализированных инвестиционных банков, в том числе с государственным участием. В большинстве стран с переходной экономикой доля участия государства является довольно весомой, %: в Китае 99, Индии 88, Индонезии 85, Тайване 77, Бразилии 48, Польше 46, Аргентине 36, Венесуэле 30, Мексике 28.
Без опоры на крупные банки с государственным участием вряд ли возможно решение задач аккумулирования достаточных финансовых ресурсов, их перераспределение между секторами экономики, удовлетворение спроса крупных предприятий на инвестиционные ресурсы, привлечение иностранного инвестиционного капитала. Участие государства в банковском секторе соответствует переходному этапу развития России. При этом следует учитывать, что при создании определенных условий государство должно уменьшать свое присутствие в банковском секторе. Это подтверждается и мировой практикой. Так, значительно сокращено участие государства в коммерческом банковском секторе в Германии (хотя оно продолжает оставаться значительным), во Франции, Италии, других западноевропейских странах.
Действующие в российской экономике финансовые институты с государственным участием (Российская финансовая корпорация, Всероссийский банк развития регионов, Росэксимбанк и др.) пока отличаются низкой эффективностью. Отозвана лицензия у Российского банка реконструкции и развития. Созданный в июле 1999 г. Российский банк развития (РБР) пока не играет существенной роли в финансировании инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики.
Однако при условии ориентации деятельности на осуществление инвестиций в производство, государственную поддержку высокотехнологичных производств, реструктуризацию предприятий, представивших обоснованные планы стратегического развития, обслуживание целевых государственных займов, привлечение сбережений населения под государственные гарантии государственные банки развития могут существенно изменить ситуацию во взаимоотношениях банковского и реального секторов экономики.
При этом банки с государственным участием, как и кредитные организации других форм собственности, должны работать на рыночных принципах, оценивая риски своей деятельности и отвечая по своим обязательствам.
Действительные возможности развития инвестиционной деятельности в сложившихся условиях во многом зависят от эффективной реструктуризации банковской системы. Серьезные изменения в роли и значимости не только отдельных крупных или мелких, но целых групп банков, происшедшие под воздействием финансового кризиса, ориентируют многие из них на поиск более рациональных форм взаимодействия с отечественной промышленностью, другими сферами деятельности национальной экономики. В связи с этим весьма полезным может оказаться изучение богатого опыта, накопленного в этой области в мировой практике, и возможностей его использования в российской экономике.
Выводы
1. Проблемы участия российских банков в инвестиционном процессе во многом связаны со спецификой становления банковской системы, которое проходило в отрыве от реального сектора экономики. Особенностями становления российской банковской системы явились краткие сроки создания и инфляционная основа накопления финансового потенциала. В период, последовавший за снижением темпов инфляции, процесс развития банков начал определяться также уровнем банковского менеджмента, захватом рыночной ниши.
2. Действие рыночных механизмов конкуренции, политика Банка России, направленная на укрупнение банков и наращивание капитала, привели к институциональным сдвигам в банковской системе, концентрации и централизации банковского капитала. Между тем российские банки значительно уступают по размерам капитала и активов зарубежным. Ресурсная база характеризуется крайне низкими размерами собственных капиталов большинства российских банков, высокой централизацией банковского капитала в центральных регионах и неразвитостью региональной банковской сети, низким качеством пассивов, их краткосрочным характером, несбалансированностью структуры пассивов и активов. Восстановление и наращивание ресурсной базы банковского сектора являются важнейшими предпосылками активизации участия банков в инвестиционном процессе.
3. При недостаточной ресурсной базе в качестве механизма компенсации растущих банковских рисков, не имевших внутренних источников покрытия, выступало использование малорисковых и высокоприбыльных вложений банковских средств (валютные операции, межбанковские кредиты, вложения в государственные ценные бумаги). Формировалась ориентация банков на спекулятивные операции. При наличии альтернативных направлений вложения средств в финансовые инструменты банки экономически не заинтересованы осуществлять вложения в производственные инвестиции, характеризующиеся меньшей доходностью, длительными сроками окупаемости и высокими рисками.
4. В новой экономической ситуации возможности банков быстро зарабатывать деньги посредством финансовых спекуляций существенно уменьшились. Однако, несмотря на некоторые положительные сдвиги, наметившиеся в деятельности банков, их переориентация на усиление взаимосвязи с производством идет крайне медленно. Основными факторами, препятствующими активизации банковского инвестирования производства, являются: высокий уровень риска вложений в реальный сектор экономики; краткосрочный характер сложившейся ресурсной базы банков; несформированность рынка эффективных инвестиционных проектов.
5. Действительные возможности развития инвестиционной деятельности во многом зависят от эффективной реструктуризации банковской системы, базирующейся на развитии взаимодействия с реальным сектором экономики. Под реструктуризацией банковской системы следует понимать регулируемый государством процесс эффективных структурных сдвигов в банковской сфере, направленный на формирование динамично развивающейся и адекватной потребностям народного хозяйства банковской системы. Кардинальная трансформация характера связи банков с производством является важнейшим условием не только оздоровления экономики, но и укрепления самого банковского сектора.
- Предисловие
- Глава 1. Экономическая сущность и формы инвестиций
- 1.1. Понятие инвестиций
- Понятие инвестиций в советской экономической литературе
- Понятие инвестиций в западной экономической литературе
- Формирование рыночного подхода к анализу инвестиций
- 1.2. Инвестиционная деятельность
- Инвестиционная деятельность и оборот инвестиций
- Субъекты инвестиций
- Объекты инвестиций
- Экономические отношения, связанные с движением инвестиций
- Роль инвестиций в экономике
- 1.3. Классификация форм и видов инвестиций
- Реальные и финансовые инвестиции
- Прямые и портфельные инвестиции
- Классификация инвестиций по срокам, формам собственности на инвестиционные ресурсы, регионам, отраслям, рискам и другим признакам
- Классификация инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Инвестиционный процесс и механизм инвестиционного рынка
- 2.1. Инвестиционный рынок: общие положения
- Понятие инвестиционного рынка
- Конъюнктура инвестиционного рынка
- Структура инвестиционного рынка
- 2.2. Равновесие на инвестиционном рынке
- Динамизм спроса и предложения
- Факторы, определяющие формирование инвестиционного спроса
- Особенности формирования инвестиционного предложения
- Механизм равновесных цен на инвестиционном рынке
- Модель Дж. Хикса is-lm
- 2.3. Инфраструктура инвестиционного процесса
- Понятие, виды и роль финансовых посредников в инвестиционном процессе
- Небанковские финансово-кредитные институты
- Инвестиционные институты
- Кредитный и фондовый варианты инвестирования
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Финансовое обеспечение инвестиционного процесса
- 3.1. Источники финансирования инвестиций
- Внутренние и внешние источники финансирования инвестиций на макро- и микроэкономическом уровнях
- Структура источников финансирования инвестиций предприятия
- 3.2. Общая характеристика собственных инвестиционных ресурсов фирм (компаний)
- Прибыль
- Амортизационные отчисления
- 3.3. Способы мобилизации инвестиционных ресурсов
- Привлеченные и заемные средства
- Привлечение капитала через рынок ценных бумаг
- Привлечение капитала через кредитный рынок
- Государственное финансирование
- Прочие способы мобилизации инвестиционных ресурсов
- 3.4. Привлечение иностранных инвестиций
- Сущность и виды иностранных инвестиций
- Инвестиционные ресурсы международного финансового рынка
- Инвестиционный климат
- Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Государственное гарантирование иностранных инвестиций
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II. Специфика инвестиционного процесса в условиях развития рыночных отношений в россии
- 4.1. Инвестиционный кризис в российской экономике
- Основные факторы, вызвавшие инвестиционный кризис
- Воздействие экономического спада на динамику инвестиций
- Уменьшение валовых национальных сбережений как фактор инвестиционного спада
- Инфляция и инвестиционный процесс
- Структурные деформации денежной массы
- Кризис неплатежей и состояние финансов предприятий
- Нарушение процессов формирования общественного капитала, обособленность реального и финансового секторов экономики
- Экономическая политика государства и инвестиционный спад
- 4.2. Предпосылки инвестиционного подъема и проблемы их реализации
- Благоприятная ценовая конъюнктура на мировых рынках энергоносителей
- Постдевальвационное экономическое развитие и импортозамещение
- Мотивы инвестиционного оживления в рамках кризисного цикла
- Снижение инфляции и благоприятные изменения процентных ставок на кредитном рынке
- Рост денежного предложения
- Рост сбережений и накоплений
- Основные проблемы новой инвестиционной ситуации
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Финансовый потенциал инвестиционной деятельности в реальном секторе российской экономики
- 5.1. Изменение структуры источников финансирования инвестиций при переходе к рынку
- Факторы изменения структуры источников финансирования инвестиций с развитием рыночных отношений
- Особенности изменения структуры инвестиционного капитала в российской экономике
- 5.2. Собственные средства предприятий
- Роль прибыли как источника финансирования инвестиций в условиях экономического спада
- Возможности использования амортизационных отчислений как источника инвестирования
- Собственные средства предприятий как основной источник инвестиционного подъема 1999-2000 гг.
- 5.3. Внешние источники финансирования инвестиций
- Государственные инвестиции
- Сбережения населения
- Ресурсы кредитной системы
- Прочие ресурсы
- 5.4. Иностранные инвестиции в российской экономике
- Определение иностранных инвестиций в российском законодательстве
- Способы мобилизации иностранных инвестиций
- Динамика иностранных инвестиций
- Состояние инвестиционного климата и меры по его улучшению
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Становление рыночных механизмов финансирования инвестиций
- 6.1. Предпосылки перехода к рыночному механизму инвестирования
- Специфика инвестиционной деятельности в условиях административно-командной системы управления
- Начальный этап становления нового инвестиционного механизма
- 6.2. Особенности формирования рыночного механизма инвестирования в российской экономике
- Состояние инвестиционного спроса
- Инвестиционное предложение
- Модель инвестирования в российской экономике
- 6.3. Инвестиционная инфраструктура в условиях развития рыночных отношений
- Начальный этап становления инвестиционной инфраструктуры (1989-1991 гг.)
- Особенности второго этапа становления инвестиционной инфраструктуры (1992—1994 гг.)
- Характеристика третьего этапа развития (с 1995 г. До финансового кризиса 1997-1998 гг.)
- Восстановительный период и его специфика
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III. Коммерческие банки и инвестиционный процесс
- Глава 7. Инвестиционная деятельность коммерческих банков
- 7.1. Двойственный характер инвестиционной деятельности банков
- Трактовка инвестиционной деятельности банков в экономической литературе
- Микроэкономический и макроэкономический аспекты инвестиционной деятельности банков
- Индикаторы инвестиционной деятельности банков
- 7.2. Формы инвестиционной деятельности коммерческих банков
- Классификация форм инвестиционной деятельности коммерческих банков
- Реальные инвестиции банков
- Финансовые инвестиции
- Производственные инвестиции
- Инвестиции в собственную деятельность банка
- Магический треугольник инвестиционных качеств
- 7.3. Инвестиционная политика банков и факторы, ее определяющие
- Понятие и элементы инвестиционной политики банков
- Формулирование целей инвестиционной деятельности
- Разработка основных направлений инвестиционной политики
- Определение источников финансирования инвестиций
- Факторы, определяющие инвестиционную политику банков
- Анализ, оценка и мониторинг инвестиционной политики
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8. Проблемы участия российских коммерческих банков в инвестиционном процессе
- 8.1. Особенности формирования российской банковской системы и оценка ее инвестиционного потенциала
- Общая характеристика становления российской банковской системы
- Воздействие финансового кризиса 1998 г. На банковскую систему и состояние ее ресурсной базы
- Процесс восстановления российской банковской системы
- 8.2. Основные направления инвестиционной деятельности российских банков
- Проблемы взаимодействия банков с реальным сектором экономики
- Формирование ориентации банков на спекулятивные операции
- Производственные инвестиции банков в докризисный период
- Задачи активизации инвестиционной деятельности банков
- 8.3. Реструктуризация российской банковской системы и стратегические проблемы развития банковского инвестирования производства
- Основные этапы реструктуризации российской банковской системы
- Содержание первого этапа реструктуризации банковской системы
- Задачи современного этапа реструктуризации банковской системы
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9. Зарубежный опыт инвестиционной деятельности банков и возможности его использования в российских условиях
- 9.1. Модели кредитно-банковских систем и инвестиционная деятельность банков
- Возникновение и развитие моделей кредитно-банковских систем
- Модели кредитно-банковских систем и особенности форм взаимосвязи промышленного и финансового капитала
- 9.2. Инвестиционные банки и банки развития
- Формирование инвестиционных банков нового типа
- Банки развития и их роль в экономике
- 9.3. Участие банков в проектном финансировании
- Понятие проектного финансирования
- Этапы проектного цикла в банке
- Схемы проектного финансирования
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV. Экономическая оценка инвестиций
- Глава 10. Определение стоимости инвестиционных ресурсов
- 10.1. Понятие о дисконтировании денежных средств
- Оценка стоимости денежных средств во времени
- Модели простых и сложных процентов
- Понятие аннуитета
- 10.2. Стоимость привлечения инвестиционных ресурсов фирмы
- Оценка средней стоимости инвестиционных ресурсов с использованием дисконтирования
- Определение стоимости собственных средств
- Определение стоимости вновь привлеченных средств
- Определение стоимости заемных средств
- Оптимальная структура инвестиционных ресурсов
- 10.3. Стоимость привлечения и размещения инвестиционных ресурсов банка
- Стоимость привлечения банковских ресурсов как основа определения дисконтной ставки банка
- Методы определения стоимости привлеченных средств банка
- Стоимость размещения банковских ресурсов
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11. Оценка инвестиционных рисков и методика их учета в инвестиционной деятельности
- 11.1. Инвестиционные риски: сущность и классификация
- Соотношение риска и доходности
- Классификация рисков инвестиционной деятельности
- Риски проектного финансирования
- 11.2. Процесс регулирования инвестиционных рисков
- Идентификация рисков
- Источники информации, необходимой для оценки рисков
- Определение критериев и способов анализа рисков
- Разработка мероприятий по снижению рисков
- Мониторинг рисков
- Ретроспективный анализ
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 12. Оценка эффективности инвестиций
- 12.1. Инвестиционное проектирование: принципы финансового обоснования
- Понятие и виды инвестиционных проектов
- Бизнес-план и его роль в финансовом обосновании инвестиционного проекта
- 12.2. Оценка эффективности реальных инвестиционных проектов
- Методика оценки эффективности капитальных вложений в условиях административной системы хозяйствования
- Использование новых методических подходов к оценке эффективности инвестиций при переходе к рыночной экономике
- Методы оценки инвестиций, основанные на дисконтировании
- Простейшие методы оценки инвестиций
- Коммерческая, бюджетная и экономическая эффективность инвестиционного проекта
- 12.3. Оценка инвестиционных качеств и эффективности финансовых инструментов
- Методы оценки инвестиционных качеств финансовых инвестиций
- Типы инвесторов
- Модели оценки эффективности ценных бумаг
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13. Порядок формирования и оценки инвестиционного портфеля
- 13.1. Инвестиционный портфель: понятие, виды, цели и принципы формирования
- Понятие инвестиционного портфеля
- Виды инвестиционных портфелей
- Принципы формирования инвестиционного портфеля
- 13.2. Порядок формирования инвестиционного портфеля
- Формирование портфеля реальных инвестиционных проектов
- Формирование портфеля ценных бумаг
- 13.3. Оценка инвестиционного портфеля
- Методы моделирования инвестиционного портфеля
- Отбор объектов инвестирования по критерию доходности
- Отбор инвестиционных объектов по критерию ликвидности
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел V. Государство в инвестиционной сфере экономики Содержание раздела V
- Глава 14. Роль государства в регулировании инвестиционного процесса
- Глава 15. Активизация государственной инвестиционной политики
- Глава 14. Роль государства в регулировании инвестиционного процесса
- 14.1. Западные концепции регулирования инвестиций
- Кейнсианская концепция
- Монетаризм
- Теория экономики предложения
- Структурализм
- Современные системы экономического регулирования
- 14.2. Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития рыночных отношений в России
- Инвестиционная политика начального периода рыночного реформирования
- Инвестиционная политика в посткризисный период
- 14.3. Принципы, границы и формы участия государства в инвестиционной деятельности
- Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере
- Определение стратегических приоритетов инвестирования
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15. Активизация государственной инвестиционной политики
- 15.1. Государственные инвестиции и поддержка приоритетных направлений экономического развития
- Проблемы бюджетного финансирования инвестиций
- Механизм отбора инвестиционных проектов на конкурсной основе
- Российский банк развития и его задачи в сфере производственного инвестирования
- Управление государственной собственностью как фактор роста эффективности инвестиций в государственном секторе экономики
- 15.2. Создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики
- Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций
- Формирование эффективной инфраструктуры финансового рынка
- Активная промышленная и структурная политика
- Налоговая политика
- Правовые и нормативные методы регулирования
- 15.3. Региональные аспекты инвестиционной политики
- Причины активизации инвестиционной политики регионов
- Проблемы согласования инвестиционной политики федерального центра и регионов
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Приложения Приложение 1.Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-фз
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
- Глава III. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
- Глава IV. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита капитальных вложений
- Глава V. Основы регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, органами местного самоуправления
- Глава VI. Заключительные положения
- Приложение 2. Федеральный закон «о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 22-фз
- Статья 1
- Статья 2
- Приложение 3.Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-фз
- Глоссарий
- Список рекомендуемой литературы
- Список нормативных документов
- Кодексы
- Федеральные законы, законы Российской Федерации, законы ссср
- Содержание
- Инвестиции
- 101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93