logo search
Bartenev_history / 0020

58. Что такое коэффициент мультипликации ? Какую роль он играет в теории Дж. М. Кейнса?

Мультипликатор (от лат. multiplicator – умножающий) означает множитель. Мультипликатор, выражающий связь между приростом инвестиций и приростом дохода, усиливает (множит) воздействие ин­вестиционного спроса на увеличение доходов.

В чем состоит мультипликационный эффект?

В том, что увеличение инвестиционного спроса неизбежно сопро­вождается увеличением спроса на потребительские товары, причем в большей степени, чем спроса на инвестиции. Рост доходов работни­ков, занятых в инвестиционном секторе, означает увеличение их спро­са на потребительские товары. Следовательно, растут выпуск и дохо­ды в отраслях, производящих предметы потребления. В свою очередь это вызывает расширение производства и доходов в «третичном» сек­торе. Первоначальный «толчок» к расширению производства будет нарастать по принципу цепной связи между отраслями.

Эффект мультипликации зависит от первоначального «толчка» и доли дохода, выделяемого его получателями на потребление, т.е. от предельной склонности к потреблению. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем выше коэффициент мультипликации.

Мультипликационный эффект проявляет себя при определенных условиях: наличии незанятых мощностей, свободной рабочей силы. Его действие наиболее заметно в условиях подъема. При снижении инвестиционного спроса мультипликатор действует со знаком «минус», падение инвестиций сопровождается кумулятивным паде­нием потребительского спроса.