10.7. Стадии развития фирмы
Жизненный путь фирмы состоит из начальной стадии, стадии роста (фирма достигает определенного масштаба), стадии устойчивости (зрелости), спада.
Последняя стадия требует организационных и финансовых действий (реинжиниринга), призванных удержать положение фирмы на рынке в условиях изменения его конъюнктуры, повысить конкурентоспособность, максимизировать прибыль. Даже в фирмах, предпочитающих рутинный бизнес и традиционно избегающих изменений, во время спада возникает острая необходимость в предпринимательских идеях. Реинжиниринг – борьба за выживание фирмы.
Один из методов реинжиниринга фирмы состоит в ее реорганизации, в ходе чего может образоваться новая фирма, к которой переходят все права и обязанности ранее существовавшей фирмы. Реорганизация производится в соответствии с действующим законодательством и по решению либо учредителей, либо уполномоченного на это органа юридического лица. Такая форма является добровольной. Принудительная реорганизация в форме выделения или разделения фирмы осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Возможны следующие виды реорганизации:
-
слияние фирм – две фирмы или больше подписывают договор о слиянии в новую фирму, которой передают свои права и обязанности, новая фирма проходит государственную регистрацию, старые фирмы ликвидируются;
-
присоединение фирмы – одна или более фирм заключают договор о присоединении к некоторой фирме А, которой они передают свои права и обязанности. Фирма А проходит перерегистрацию, присоединившиеся фирмы ликвидируются;
-
разделение фирмы – фирма прекращает существование и передает свои права и обязанности вновь создаваемым фирмам;
-
выделение фирмы – фирма передает часть своих прав и обязанностей вновь создаваемым фирмам и проходит перерегистрацию, вновь создаваемые фирмы должны пройти государственную регистрацию;
-
изменение организационно-правовой формы фирмы;
-
ликвидация фирмы как юридического лица без перехода ее прав и обязанностей к другим фирмам.
Ликвидация фирмы может быть произведена:
-
по решению общего собрания учредителей либо исполнительного органа, уполномоченного уставом фирмы, в том числе по решению суда, признавшего недействительной регистрацию фирмы;
-
по решению суда в связи с деятельностью, связанной с нарушением закона, в том числе закона о средствах массовой информации;
-
по решению арбитражного суда в случае признания фирмы несостоятельной (банкротом).
Учредители или орган, принявший решение о ликвидации, обязаны в трехдневный срок письменно уведомить об этом регистрационный орган по месту нахождения ликвидируемой фирмы. Одновременно посылается уведомление о формировании ликвидационной комиссии или ликвидатора и составлении промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидационная комиссия должна опубликовать объявление о ликвидации, порядках и сроках заявления требований кредиторов (не менее двух месяцев). Через два месяца после публикации составляется промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения об имуществе фирмы и перечень требований кредиторов. Порядок и очередность удовлетворения требований кредиторов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Фирма может быть добровольно или в судебном порядке признана несостоятельной (банкротом). Механизм банкротства регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и Арбитражным кодексом. Признаком банкротства считается неспособность фирмы удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) если обязанности не исполнены фирмой в течение трех месяцев с момента наступления даты действия обязательств. Арбитражный суд может возбудить процедуру банкротства только при превышении совокупной суммы задолженности определенного значения. Заявления в арбитражный суд могут подать кредиторы, налоговые органы, прокурор, фирма-должник.
С момента принятия арбитражным судом заявления за фирмой-должником устанавливается наблюдение, на фирму назначается временный управляющий, только при согласии которого администрация фирмы-должника может совершать сделки по недвижимости и ряд других крупных сделок. В этот период фирма ограничена в правах и не может проводить реорганизацию, слияние с другими фирмами, создавать филиалы, выплачивать дивиденды и т.д. Временный управляющий созывает собрание кредиторов, к компетенции которого относятся:
-
решение о введении внешнего управляющего и об обращении в арбитражный суд с ходатайством;
-
решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Арбитражный суд по результатам рассмотрения дела о банкротстве выносит одно из следующих решений:
-
признать должника банкротом, открыть конкурсное производство, назначить конкурсного управляющего;
-
отказать в признании должника банкротом;
-
ввести внешнего управляющего;
-
прекратить производство дела о банкротстве.
Процедура конкурсного производства означает процесс соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсный управляющий принимает в ведение имущество должника и организует его продажу. Альтернативой банкротству является оздоровление (санация) фирмы, поручаемое внешнему управляющему. Он принимает меры по восстановлению платежеспособности фирмы путем перепрофилирования бизнеса, ликвидации нерентабельных производств, ликвидации дебиторской задолженности, продажи имущества должника, продажи бизнеса должника и др.
Продажа фирмы выгодна ее владельцам, если фирма ликвидна (тема 7), поэтому повышение ликвидности фирмы – одна из главных задач ее руководства, даже если оно и не собирается расставаться со своим бизнесом. Высокая ликвидность фирмы привлекает инвесторов.
Основываясь на материалах этой темы, можно дать несколько советов начинающим предпринимателям:
-
Помните, что успех вашего бизнеса будет держаться всегда на трех китах: ассортименте, качестве обслуживания, цене.
-
Самое дорогое для предпринимателя – это его репутация надежного и солидного партнера среди поставщиков и потребителей. Имея такую репутацию, вы сможете получить в кредит полиграфические материалы, выполнение типографских услуг, товары для реализации.
-
Ведите свой бизнес, соблюдая следующие обязательные принципы: законность, обязательность, честность, твердость и упорство, способность к инновациям. Ваш имидж: профессионализм, порядочность. Выработайте систему ценностей для себя и своей фирмы, не скрывайте ее от окружающих.
-
Часто можно слышать высказывание, что главное в предпринимательстве – максимизация прибыли. Это верно с точки экономической теории и то только в долгосрочном периоде. Но прибыль достигается разными методами, которые меняются со временем. Главное остается – миссия того дела, которым вы занимаетесь. Помните систему ценностей «Форд моторс»: народ, товары, прибыль.
-
Учитесь, используя знания, полученные в вузе и на практике, оценивать «прозрачные» факторы конкурентоспособности издательств и магазинов, проводить SWOТ-анализ. Профессионал книжного дела после одного-двух посещений фирмы (магазина, офиса, склада) может определить ее положение и перспективы развития, маркетинговую стратегию.
-
Постоянно повышайте свою квалификацию, изучайте новейшую литературу по книжному делу, посещайте курсы повышения квалификации. Особенно рекомендуется углублять свои знания в области микроэкономики, финансов, маркетинга.
Последний пункт важен тем, что в реальных условиях предприниматель балансирует между финансовым и маркетинговым подходом к своей деятельности. Финансовый подход диктует необходимость повышения цены для получения прибыли, маркетинговый подход основывается на максимальном увеличении продаж путем снижения цен. Знание конъюнктуры рынка, профессиональное использование таких понятий, как эластичность книжных товаров по спросу и доходу, жизненный цикл товаров, и, разумеется, таких базовых понятий, как доход, затраты, прибыль, себестоимость, безубыточность, рентабельность, позволит будущему предпринимателю выбрать правильное решение и снизить риск.
- 3.1. Особенности книжного рынка
- Раздел I
- 1.1. Сущность и виды предпринимательской деятельности
- 1.2 Что такое предпринимательство
- 1.3 Внешняя и внутренняя среда предпринимательства
- 1.4. Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле
- 1.5 История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России
- 1.6 Современные тенденции предпринимательской деятельности
- 1.7. Проверьте себя
- Что такое предпринимательство?
- Тема 2. Психология и культура предпринимательства
- 2.1 Книжное дело как культурный и деловой процесс
- 2.2 Профессионализм и деловая активность
- 2.3. Деловая репутация в бизнесе
- 2.4. Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы
- 2.5 Психология предпринимателя
- 2.6. Культура предпринимателя
- 2.7. Деловая этика и деловой этикет
- 2.8 Проверьте себя
- Раздел II
- Тема 3. Экономика предпринимательства
- 3.1. Особенности книжного рынка
- 3.2 Законы спроса и предложения
- 3.3 Циклы воспроизводства
- 3.4 Основной и оборотный капитал
- 3.5 Источники пополнения капитала
- 3.6 Доход, издержки, прибыль
- 3.7. Факторы, влияющие на получение прибыли
- 3.8. Регулирующая роль цены
- 3.9 Цена равновесия
- 3.10 Проверьте себя
- Тема 4. Правовые формы предпринимательства
- 4.1. Форма собственность как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности
- 4.2. Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела
- 4.3. Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле
- 4.3.1. Индивидуальное предпринимательство.
- 4.3.2 Коллективное предпринимательство
- 4.3.2.1 Товарищество (партнерство)
- 4.3.2.2. Корпорации
- 4.3.2.3. Производственные кооперативы
- 4.3.2.4. Унитарные предприятия
- 4.3.3. Объединения фирм.
- 4.3.4. Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).
- 4.4. Малое и среднее предпринимательство
- 4.5. Документы правового регулирования предпринимательства
- 4.6. Виды договоров
- 4.6.1. Авторский договор.
- 4.6.2. Договор купли-продажи.
- 4.6.3. Договор подряда
- 4.6.4. Заем и кредит (ст. 807-823).
- 4.6.5. Договор комиссии (поручение продажи).
- 4.7. Проверьте себя
- Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью
- Тема 5. Организация управления фирмой
- 5.1. Типы структур управления. Выбор структуры управления
- 5.2. Организация управления предпринимательской деятельностью
- 5.3. Система подготовки и принятия решений
- 5.4. Маркетинг в предпринимательской деятельности
- 5.5. Работа с персоналом
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Проверьте себя
- Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле
- 6.1. Планирование и его виды
- 6.2. Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия
- 6.3. Бизнес-план фирмы
- 6.4. Проверьте себя
- Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы
- 7.1. Источники информации в предпринимательской деятельности
- 7.2. Информационные технологии
- Для авторов и литературных агентств:
- 7.3. Проверьте себя
- Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности
- Тема 8. Финансы в книжном деле
- 8.1. Финансовые ресурсы и их источники
- 8.2. Система финансовых расчетов. Наличные операции
- 8.3. Безналичные операции
- 8.4. Налогообложение предпринимательской деятельности
- 8.5. Управление оборотным капиталом и прибылью
- 8.6. Инвестиции
- 8.7. Бухгалтерский учет
- 8.8. Расчет безубыточности
- 8.9. Ценообразование
- 8.10. Экспресс-анализ финансового состояния
- 8.11. Проверьте себя
- Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле
- 9.1. Товарные запасы книжной торговли
- 9.2. Организация сбыта товарной продукции
- 9.3. Планирование реализации и товарного покрытия
- 9.4. Выбор партнера. Организация договорного процесса
- 9.5. Действия по организации поставок
- 9.6. Логистика управления материальными потоками
- 9.7. Проверьте себя
- Раздел V. Создание фирмы и ее становление
- Тема 10. Этапы организации фирмы 1
- 10.1. Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача
- 10.2. Исследования рынка
- 10.3. Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности
- 10.4. Организационный бизнес-план
- 10.5. Расчет стартового капитала
- 10.6. Учреждение и регистрация фирмы
- 10.7. Стадии развития фирмы
- 10.8. Проверьте себя
- Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности
- 11.1. Предпринимательский риск и его виды
- 11.2. Пути и методы снижения риска
- 11.3. Информационная безопасность фирмы
- 11.4. Коммерческая тайна и ее защита
- 11.5. Служба безопасности фирмы
- 11.6. Проверьте себя