2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
Вопрос об уровне занятости, факторах безработицыклассиковпрактически не волновал. Считалось, что освободиться от «излишка» рабочей силы, если он возникал, можно без особых затруднений - посредством снижения заработной платы, а поднять уровень занятости следует противоположным путем - увеличив размеры заработной платы. Иными словами, можно добиться повышения или падения спроса на труд через динамику оплаты труда.
В классической теории возникновение безработицы связывалось с изменением оплаты труда. Понижая заработную плату, предприниматели сокращали производственные издержки, расширяли выпуск продукции, не опасаясь затоваривания. Они исходили из того, что и на рынке товаров, и на рынке труда, и на рынке денегв условиях свободной конкуренциинадежно функционирует универсальный регулятор -цена. Движение цен (процента, заработной платы) позволяет перераспределить ресурсы и исправить возникающие несоответствия на всех рынках.
Кейнс пришел к заключению, что подобная трактовка ошибочна. По его мнению, «понижение заработной платы не является лекарством от безработицы. Заработную плату трудно снизить, так как профсоюзы выступают против понижения заработков. Но главное, что Кейнс рассматривает проблему циклической безработицы, которая связана с экономическим спадом и сокращением производства. В условиях ухудшения конъюнктуры предприниматели сокращают производство, увольняют часть рабочих. Рабочие, оказавшись за воротами фабрик, согласны трудиться и при пониженной заработной плате, но не могут найти работу. Картина, складывающаяся в обществе на макроуровне, оказывается в явном противоречии с рецептами классиков, исходивших из того, что «безработицы не должно быть, потому что ее быть не может». Традиционный постулат относительно того, что изменения в уровне заработной платы обуславливают сдвиги в уровне занятости, оказывается несостоятельным.
Критика «закона Сэя». Кейнс обратил внимание на то, что ускользало от внимания других экономистов. Он выступил скритикой так называемого «закона Сэя», который разделялся многими. Сэй считал, что производство само формирует доходы, обеспечивая соответствующий спрос на товары,чтобудто бы исключает общее перепроизводство товаров и услуг. Нарушения могут происходить по отдельным товарам или товарным группам в силу каких-либо внешних причин, а не в силу нарушения взаимосвязей, несовершенства самого хозяйственного механизма.
Подобная позиция правомерна для безденежного, натурального обмена. Между тем, иронизирует Кейнс, реальная экономическая практика не имеет ничего общего с «некоторого рода безобменной экономикой Робинзона Крузо». Аналогии между робинзонадой и реальной экономической действительностью неуместны. Надо не забывать о роли денег, о том, что товары не просто обмениваются «товар на товар», а продаются и покупаются. Если население часть своего денежного доходасберегает, тоденежныйспросстановитсяменьшепроизведенного в обществе продукта, часть продукции не находит сбыта; возникает общее перепроизводство, и цены не успевают выравнивать спрос и предложение. Здесь действует «эффект храповика». В случае возрастания спроса - цены растут, а в случае его сокращения - остаются на прежнем уровне, (колесо не крутится в обратном направлении). Причина в том, что трудно снизить издержки, в которых большую часть составляет заработная плата. Понизить уровень заработной платы весьма трудно - рабочие и профсоюзы упорно этому противодействуют. Низкие ставки не устраивают и предпринимателей. Они боятся потерять квалифицированных рабочих.
То, что может сделать отдельная фирма, нередко для других оказывается проигрышным вариантом. Нормальное функционирование отдельных фирм - недостаточное условие для успешного функционирования экономики в целом. Если же произойдет повсеместное снижение заработной платы, то снизится покупательная способность населения, сократиться спрос на товары, а это приведет не к снижению (как полагают классики), а к увеличению безработицы. Производство еще больше сократиться, численность потерявших работу возрастет.
Кейнс приходит к выводу, что размеры производства и занятости, их динамика определяются факторами платежеспособного спроса. Он утверждал, что существует вынужденная безработица, обусловленная низким уровнем производства. Поэтому главной задачей в решении проблемы занятости Кейнс считал оживление производственной деятельности. И мерой, которая может помочь решить эту задачу, является стимулирование эффективного спроса.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель