11.4. Коммерческая тайна и ее защита
В системе информационной безопасности фирмы, преграждающей доступ конкурентам к достоверной информации о деятельности фирмы, ведущее место занимает понятие коммерческой тайны. В российском законодательстве дана характеристика служебной, коммерческой и банковской тайны.
«Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее другим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору» (ст. 139 ГК РФ).
В Федеральном законе от 26 января 1996 г. «О банках и банковских вкладах» в ст. 26 говорится, что кредитная организация, Банк России, гарантирует тайну об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, т.е. соблюдает банковскую тайну. В ст. 32 Налогового кодекса установлено, что налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну. В ст. 102 этого кодекса разъясняется, что налоговую тайну составляют «любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике». Исключения составляют сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия, а также сведения об идентификационном номере налогоплательщика, о нарушениях налогового законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.
Более общим понятием, чем коммерческая тайна, является предпринимательская тайна, в которую наряду с коммерческой входят техническая, производственная и служебная тайна.
Для создания системы защиты предпринимательской тайны предприниматель должен принять решение о том, какие сведения:
-
нельзя скрывать от партнеров по рынку;
-
необходимо скрывать от юридических и физических лиц;
-
подлежат обязательной охране, что для этого следует сделать и сколько это будет стоить.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» к таким сведениям относятся:
-
учредительные документы;
-
документы, дающие право на занятие предпринимательской деятельностью;
-
документы о платежеспособности фирмы;
-
сведения о финансовых результатах, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
-
сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также сведения о наличии вакансий.
Остальные сведения предприниматель обязан предоставлять по требованию прокурора, правоохранительных и налоговых органов, органов санэпидемнадзора и ряда других.
Для формирования перечня (номенклатуры) сведений, составляющих коммерческую тайну, на фирме создается группа из специалистов, занимающихся финансовыми вопросами, конъюнктурой рынка и сведениями о конкурентах, проведением договорной работы с поставщиками и покупателями, ведущими разработчиками новых каналов и методов продаж, менеджеров по формированию издательских портфелей и планов выпуска, юриста и др. Получают защиту сведения о планируемой продукции издательства (до определенной стадии, на которой необходимо обозначить издание в перспективной информации, начинать развертывание рекламной кампании); нововведения, представляющие ноу-хау фирмы; новые методы организации производства, труда, финансирования; результаты научных исследований; программное обеспечение. К защищаемой деловой информации обычно относят: сведения о заключенных и подготавливаемых договорах; данные о поставщиках и покупателях; обзоры рынка; результаты маркетинговых исследований; информацию о переговорах; калькуляцию себестоимости товаров и услуг, структуру и уровень цен, уровень планируемой прибыли; планы инвестиций; данные об отдельных категориях персонала фирмы и др.
Для всех сведений устанавливается срок, в течение которого они составляют коммерческую тайну, а также уровень доступности к ним для разных категорий персонала (например, уровень особой важности, 1-й уровень, 2-й уровень). Информация в электронном виде обеспечивается электронной системой защиты и системой доступа через пароли и идентификаторы, которые разрешают или запрещают доступ при совпадении или несовпадении идентификатора пользователя и электронного документа. Документы на бумажных носителях хранятся в канцелярии или текущем архиве делопроизводства и имеют гриф степени секретности. Для ознакомления с документом при отсутствии права доступа выдается соответствующее разрешение, о доступе к документу делается отметка в его формуляре. Для такого рода документов при необходимости формируется особая система делопроизводства и документооборота.
Особую группу составляют меры противодействия скрытым способам получения коммерческой информации (промышленному шпионажу). К ним относятся:
-
проверка и опломбирование телефонных аппаратов на предмет обнаружения подслушивающих закладок («жучков»);
-
контроль вводных телефонных коробок;
-
создание собственной службы обслуживания телефонных аппаратов и телефонных линий;
-
установка на телефонные аппараты устройств защиты (скрэмблеров);
-
установка закрытой телефонной связи;
-
введение в телефонные переговоры условных шифров;
-
контроль на прослушивание помещений, в которых ведутся конфиденциальные переговоры или проводятся закрытые заседания;
-
противодействие средствам технической разведки на вычислительной технике;
-
ограничение доступа к вычислительной технике;
-
использование локальных вычислительных сетей для обработки информации, представляющей собой коммерческую тайну.
- 3.1. Особенности книжного рынка
- Раздел I
- 1.1. Сущность и виды предпринимательской деятельности
- 1.2 Что такое предпринимательство
- 1.3 Внешняя и внутренняя среда предпринимательства
- 1.4. Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле
- 1.5 История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России
- 1.6 Современные тенденции предпринимательской деятельности
- 1.7. Проверьте себя
- Что такое предпринимательство?
- Тема 2. Психология и культура предпринимательства
- 2.1 Книжное дело как культурный и деловой процесс
- 2.2 Профессионализм и деловая активность
- 2.3. Деловая репутация в бизнесе
- 2.4. Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы
- 2.5 Психология предпринимателя
- 2.6. Культура предпринимателя
- 2.7. Деловая этика и деловой этикет
- 2.8 Проверьте себя
- Раздел II
- Тема 3. Экономика предпринимательства
- 3.1. Особенности книжного рынка
- 3.2 Законы спроса и предложения
- 3.3 Циклы воспроизводства
- 3.4 Основной и оборотный капитал
- 3.5 Источники пополнения капитала
- 3.6 Доход, издержки, прибыль
- 3.7. Факторы, влияющие на получение прибыли
- 3.8. Регулирующая роль цены
- 3.9 Цена равновесия
- 3.10 Проверьте себя
- Тема 4. Правовые формы предпринимательства
- 4.1. Форма собственность как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности
- 4.2. Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела
- 4.3. Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле
- 4.3.1. Индивидуальное предпринимательство.
- 4.3.2 Коллективное предпринимательство
- 4.3.2.1 Товарищество (партнерство)
- 4.3.2.2. Корпорации
- 4.3.2.3. Производственные кооперативы
- 4.3.2.4. Унитарные предприятия
- 4.3.3. Объединения фирм.
- 4.3.4. Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).
- 4.4. Малое и среднее предпринимательство
- 4.5. Документы правового регулирования предпринимательства
- 4.6. Виды договоров
- 4.6.1. Авторский договор.
- 4.6.2. Договор купли-продажи.
- 4.6.3. Договор подряда
- 4.6.4. Заем и кредит (ст. 807-823).
- 4.6.5. Договор комиссии (поручение продажи).
- 4.7. Проверьте себя
- Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью
- Тема 5. Организация управления фирмой
- 5.1. Типы структур управления. Выбор структуры управления
- 5.2. Организация управления предпринимательской деятельностью
- 5.3. Система подготовки и принятия решений
- 5.4. Маркетинг в предпринимательской деятельности
- 5.5. Работа с персоналом
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Проверьте себя
- Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле
- 6.1. Планирование и его виды
- 6.2. Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия
- 6.3. Бизнес-план фирмы
- 6.4. Проверьте себя
- Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы
- 7.1. Источники информации в предпринимательской деятельности
- 7.2. Информационные технологии
- Для авторов и литературных агентств:
- 7.3. Проверьте себя
- Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности
- Тема 8. Финансы в книжном деле
- 8.1. Финансовые ресурсы и их источники
- 8.2. Система финансовых расчетов. Наличные операции
- 8.3. Безналичные операции
- 8.4. Налогообложение предпринимательской деятельности
- 8.5. Управление оборотным капиталом и прибылью
- 8.6. Инвестиции
- 8.7. Бухгалтерский учет
- 8.8. Расчет безубыточности
- 8.9. Ценообразование
- 8.10. Экспресс-анализ финансового состояния
- 8.11. Проверьте себя
- Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле
- 9.1. Товарные запасы книжной торговли
- 9.2. Организация сбыта товарной продукции
- 9.3. Планирование реализации и товарного покрытия
- 9.4. Выбор партнера. Организация договорного процесса
- 9.5. Действия по организации поставок
- 9.6. Логистика управления материальными потоками
- 9.7. Проверьте себя
- Раздел V. Создание фирмы и ее становление
- Тема 10. Этапы организации фирмы 1
- 10.1. Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача
- 10.2. Исследования рынка
- 10.3. Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности
- 10.4. Организационный бизнес-план
- 10.5. Расчет стартового капитала
- 10.6. Учреждение и регистрация фирмы
- 10.7. Стадии развития фирмы
- 10.8. Проверьте себя
- Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности
- 11.1. Предпринимательский риск и его виды
- 11.2. Пути и методы снижения риска
- 11.3. Информационная безопасность фирмы
- 11.4. Коммерческая тайна и ее защита
- 11.5. Служба безопасности фирмы
- 11.6. Проверьте себя