Четвёртый раздел – «Продукты и услуги», «Виды товаров и услуг» или «Описание продукции и услуг».
Основным средством достижения цели бизнеса (получения прибыли) является обес-печение привлекательности его товаров и услуг. Этому и посвящён четвёр-тый раздел бизнес-плана. В нём даются характеристики и привлекательные черты товаров и услуг фирмы, причём в простой, ясной и, по возможности, наглядной форме. В раздел включается информация по следующим направлениям:
1.Физическое описание, т.е. наименование изделия (изделий), область его при-менения, технические, эстетические, экологические (может быть какие-то другие) характеристики, показатели технологичности и универсальности, соответствие стандартам и нормативам. В приложении к бизнес-плану целесообразно дать фо-тографию или рисунок изделия, рекламный проспект, а если речь идёт об услуге – диаграммы развития. В основном тексте – ненавязчиво указать цену.
2.Использование и привлекательность. Дав точное и наглядное описание продукции или услуги, предприниматель должен особо остановиться на возмож-ностях их использования и на их привлекательных сторонах, подчеркнуть (даже максимально выпятить) их уникальность. Привлекательность может строиться на каких-либо осязаемых функциональных преимуществах (более быстрое и эффек-тивное выполнение поставленной задачи), менее осязаемых – новый дизайн, ори-гинальная упаковка, более низкая цена. Всё это элементы позиционирования товара.
3.Разработка и развитие. Здесь полезно показать, как шла разработка товара (или смена моделей) в прошлом и как она видится в будущем, показать уровни разработки товара (по замыслу, в реальном исполнении, с подкреплением): на каком из них сейчас находится фирма, каковы перспективы. На какой стадии жиз-ненного цикла товара находится каждый из производимых товаров в настоящий момент и указать к каким категориям (товар-новинка, товар-имитатор, вспомога-тельные изделия, обязательные принадлежности и т.д.) они относятся (но осторож-но и если это выгодно фирме). Здесь же следует отметить, организована ли система послепродажного обслуживания и учитываются ли мнения покупателей (потреби-телей) при разработке товаров и их модернизации. (так, Lego имеет специальные ящики в магазинах).
Этот раздел бизнес-плана должен содержать сведения об авторских правах, патентно-лицензионной защите (описать, как осуществляется защита от поделок), торговых марках и товарных знаках и другие сведения, связанные с интеллекту-альной собственностью.
Кроме того, полезно указать:
- Как часто покупаются товары фирмы (оказываются услуги)?
- Насколько изменчив на них спрос?
- Как долго товары будут находиться на рынке (какова длительность ЖЦТ)?
- В чём (на Ваш взгляд) состоят недостатки товара, и какие меры по их устранению предпринимаются (уже приняты)?
- Когда, где и кем проводились испытания продукции, каковы результаты? Испытывалась ли базовая модель или модифицированная, испытывалась ли упаковка?
- Имеется ли инструкция по эксплуатации (руководство по использованию) товаром (особенно если это новинка), в чём её роль, понятен ли текст?
Если фирма предполагает реализовать часть своей продукции на внешних рынках, в этом разделе бизнес-плана целесообразно указать:
- Есть ли необходимость вносить изменения в конструкцию товара, адаптируя его к географическим рынкам (например, для северных стран или Средней Азии)?
- Есть ли необходимость перехода к другой системе измерения?
- Приемлемы ли для страны-импортёра название (произносимо ли оно, нет ли нежелательных ассоциаций?), цвет (не противоречит ли религии?), упаковка (есть ли требования герметичности?).
- На каком языке будет инструкция по эксплуатации?
Поскольку основным назначением раздела является создание наиболее благоприятного впечатления о товаре, в приложении к бизнес-плану полезно привести список экспертов и потребителей, знакомых с товаром и могущих дать о нём положительный отзыв, а также несколько писем от благодарных покупателей с высокой оценкой свойств товара.
- Тема 5.1. Бизнес-план как обоснование предпринимательской идеи.
- Необходимость, основные принципы и задачи составления бизнес-плана.
- 2. Функции, выполняемые бизнес-планом.
- 3.Особенности составления бизнес-плана.
- 4. Особенности бизнес-планирования в России.
- 5. Стандарты и методики бизнес-планирования
- 6. Основные разделы бизнес-плана и методика их разработки.
- Первый раздел – «Меморандум конфиденциальности» или «Конфиденциальность».
- Второй раздел – «Резюме», «Исполнительное резюме» или «Возможности фирмы».
- Четвёртый раздел – «Продукты и услуги», «Виды товаров и услуг» или «Описание продукции и услуг».
- Пятый раздел – «План маркетинга» («Маркетинг-план»)
- §2 Конкуренция на рынках сбыта. При составлении параграфа следует знать и включить в текст ответы на такие вопросы:
- §7.Организация послепродажного обслуживания покупателей (клиентов). Оценивая систему послепродажного обслуживания, следует обратить внимание на такие моменты:
- Шестой раздел – «План производства» («Производственный план»)
- Седьмой раздел – «Управление и организация» («Организационный план»)
- Восьмой раздел – «Финансовый план» («Финансовый план и показатели эффективности», «Финансовый план и стратегия финансирования».
- Оперативный (рабочий) план и отчёт
- План (отчёт) о доходах и расходах
- Девятый раздел – «Оценка рисков и страхование»
- Десятый раздел – выводы и приложения.