logo search
Основы бизнеса_УП_2008

Предпринимательство постсоветского периода

В ‘80-х годах XX века экономика Советского Союза столкнулась с неразрешимыми противоречиями. Основная часть активных производственных средств была сильно изношена, но модернизация не производилась. Плохая организация производственных процессов не позволяла достигать плановых показателей и в промышленности, и в сельском хозяйстве. В стране наблюдался дефицит одних товаров и перепроизводство других. Этот кризис явился основанием для новых экономических реформ. Инициатором реформирования выступил М. С. Горбачев. Основным его достижением стало принятие законопроекта, разрешающего индивидуальную трудовую деятельность и создание кооперативов. Кроме того, в этот период пали барьеры между Советским Союзом и иностранными государствами. Государственное регулирование цен было отменено.

В результате такой политики население активно включилось в предпринимательскую деятельность. Причем, наиболее популярной стала отрасль торговли. Этот выбор объясняется небольшими начальными вложениями, коротким периодом оборота и высокой прибыльностью данной сферы. Люди использовали открывшийся международный рынок, чтобы в частном порядке ввозить иностранные товары. Дефицит закончился, поскольку начал стремительно развиваться импорт, но наличие свободных цен вызвало гиперинфляцию. Обострилась криминальная обстановка, поскольку конкуренция приобрела недобросовестный характер. Одновременно наступил упадок в сельском хозяйстве: молодежь получила возможность оставить колхозы и включиться в коммерческую деятельность в городах.

Безусловно, реформы М. С. Горбачева были абсолютно необходимы. В условиях кризиса социалистической системы социальная, экономическая и политическая нестабильности достигли своего пика, и промедление могло принести фатальные последствия. Однако последовательность действий при преобразованиях была неверной. Следовало вначале подготовить условия для возрождения торговли (таможенное и налоговое законодательство), для сохранения потенциала сельского хозяйства, а также создать четкую систему экономического регулирования цен. Из-за нарушения оптимальной последовательности реформ Россия хотя и перешла к рыночным отношениям, но экономика не вышла из кризиса – он лишь обрел иной характер.

Следующий этап реформ связан двумя основными направлениями: приватизацией государственной собственности и привлечение средств населения. Это связано с приходом к власти последователей реформ М. С. Горбачева. Основными инициаторами перехвата власти выступили Б. Н. Ельцин, Е. Гайдар, А. Чубайс и другие приверженцы демократического курса развития России. В 1991 году власть фактически была захвачена, и последовал ряд реформ, направленных на демократизацию общества.

Первые преобразования нового правительства и президента были направлены на смену формы собственности государственных предприятий. Все они стали акционерными обществами. Часть акций была продана на фондовом рынке, но контрольные пакеты большинства организаций по-прежнему остались у государства. Данная реформа обеспечила резкий переход к частному предпринимательству в производственном секторе. Другой шаг в укреплении рыночной идеологии состоял в том, что стали выпускаться государственные ценные бумаги для привлечения средств населения на нужды функционирования государственного аппарата, а также на реализацию реформ. Потребность в инвестициях была обусловлена нестабильной политической ситуацией и проблемами реализации намеченных преобразований. Но попытка «делать деньги из воздуха» потерпела крах. Более того, частные компании, работавшие по образцу такой же «финансовой пирамиды», не подвергались контролю со стороны государства. В итоге основной удар приняли на себя вкладчики, большинство которых составляли рядовые граждане. Инфляция в этот период только усилилась.

Экономический кризис в высоком темпе снижал стоимость вкладов населения. Правительство, чтобы не допустить изъятия средств людьми из государственных фондов, заморозило счета вкладчиков. Таким образом, к экономическому кризису добавилось усиление социального недовольства.

Реформы правительства Б. Н. Ельцина нельзя считать эффективными, но именно эти преобразования помогли возродить финансовые рынки и окончательно утвердить частную собственность на средства производства, несмотря на активную политическую борьбу.

После вступления в должность президента России В. В. Путина, реформы государства приняли характер поддержки бизнеса. Прежде всего, было значительно ослаблено налоговое бремя, а также упрощен порядок расчета и взимания некоторых налогов. Важным для эффективного развития предпринимательства является простота регистрации юридических лиц, стимулируемая правительством на законодательном уровне. Для повышения уровня и инвестиционной привлекательности российского бизнеса проводится банковская реформа, предполагающая обязательное страхование банковской деятельности, удешевление кредитов путем понижения ставки рефинансирования, а также утверждение обязательных резервных фондов отечественных банков. Все это в совокупности обеспечит конкурентоспособность российской банковской системы, что позитивно скажется и на иной предпринимательской деятельности; позволит участвовать в крупных международных деловых проектах (вступление в ВТО и др.). Стратегическим направлением реформирования бизнеса является стимулирование страхового дела, а также других современных направлений предпринимательской деятельности (лизинг, фондовый рынок). Однако некоторые планы правительства кажутся не совсем достижимыми. К примеру, удвоение ВВП за тот срок, который был установлен, вряд ли осуществимо. Никаких предпосылок к этому не наблюдается.

Характерной чертой практически всех реформ в России на любых этапах ее исторического развития является установка сверх коротких сроков достижения целей. Многие программы не были реализованы или потерпели неудачу именно по этой причине. Соответственно, в современном мире следует учитывать опыт прошлых лет, тем более что получен он непосредственно в нашей стране.