logo search
предпринимательство в книжном деле

11.3. Информационная безопасность фирмы

Информационная безопасность предусматривает защиту сведений о фирме, использование которых конкурентами фирмы может серьезно повредить ее текущему и планируемому бизнесу. К таким сведениям относится информация о планах фирмы, системе взаимоотношений с партнерами, ценовой политике. В этот список входят данные о показателях, характеризующих финансовое и экономическое состояние отдельных подразделений фирмы, источников ее дохода и прибыли. Коммерческую тайну представляют инвестиционные планы и стратегические проекты в стадии разработки.

Часть этих данных входит в бухгалтерские и статистические сводные отчеты, которые предприниматель обязан предъявлять в налоговые и статистические органы, утверждать на собраниях учредителей и акционеров, сообщать в кредитные и страховые фирмы для получения кредитов и оформления договоров о страховании. При этом государственные органы и частные фирмы, получающие эти сведения, обязаны хранить коммерческую тайну (см. следующий подраздел). Открытые акционерные общества по закону обязаны публиковать бухгалтерские балансы в средствах массовой информации.

Объем информации о фирме, доступный внешним пользователям без ограничений, определяет информационную открытость фирмы, характеризует ее «прозрачность». В странах развитой рыночной экономики прозрачность фирмы необходима для привлечения инвесторов на фондовом рынке. В России еще не создались условия для привлечения на фондовый рынок мелких и средних акционеров и поэтому для книжного предпринимательства, как и для остальных сфер предпринимательской деятельности, характерна информационная закрытость, «непрозрачность». В современных экономических и политических условиях российского рынка, когда законодательство не обеспечивает в полной мере защиты бизнеса, информационная открытость фирмы может привлечь внимание не инвесторов, а конкурентов, стремящихся вытеснить предпринимателя с рынка путем использования административных ресурсов и силовых приемов. Эпоха «силового предпринимательства», к сожалению, еще не прошла.

В силу вышесказанного информационная безопасность фирмы имеет особо важное значение, пренебрежение ею повышает риск разорения фирмы и ее ликвидации либо риск перехода фирмы к другим владельцам. Крупные фирмы вынуждены создавать систему информационной безопасности, хотя они гораздо более устойчивы, чем малые фирмы.

Прочность информационной безопасности фирмы определяется степенью цивилизованности методов, используемых в конкурентной борьбе, т.е. в борьбе за потребителя. Для книжного дела характерна внутриотраслевая конкуренциямежду издателями, между книготорговыми фирмами. Цивилизованные методы конкуренции включают развитие новых каналов книгораспространения, ассортиментную и ценовую политику, рекламу, снижение затрат и использование информационных технологий. К нецивилизованным методам следует отнести силовые методы, промышленный шпионаж, сообщение неверной информации, включение в договоры пунктов, которые заведомо невозможно выполнить и нарушение которых ведет к ликвидации фирмы. Последний прием наиболее часто применяется к начинающим предпринимателям или к малым фирмам, не имеющим правовой службы. Юридическая безграмотность предпринимателя может обернуться тяжелыми последствиями для его дела: лучше затратить средства на квалифицированную юридическую консультацию, чем «просмотреть» риск потерять все.