11.3. Информационная безопасность фирмы
Информационная безопасность предусматривает защиту сведений о фирме, использование которых конкурентами фирмы может серьезно повредить ее текущему и планируемому бизнесу. К таким сведениям относится информация о планах фирмы, системе взаимоотношений с партнерами, ценовой политике. В этот список входят данные о показателях, характеризующих финансовое и экономическое состояние отдельных подразделений фирмы, источников ее дохода и прибыли. Коммерческую тайну представляют инвестиционные планы и стратегические проекты в стадии разработки.
Часть этих данных входит в бухгалтерские и статистические сводные отчеты, которые предприниматель обязан предъявлять в налоговые и статистические органы, утверждать на собраниях учредителей и акционеров, сообщать в кредитные и страховые фирмы для получения кредитов и оформления договоров о страховании. При этом государственные органы и частные фирмы, получающие эти сведения, обязаны хранить коммерческую тайну (см. следующий подраздел). Открытые акционерные общества по закону обязаны публиковать бухгалтерские балансы в средствах массовой информации.
Объем информации о фирме, доступный внешним пользователям без ограничений, определяет информационную открытость фирмы, характеризует ее «прозрачность». В странах развитой рыночной экономики прозрачность фирмы необходима для привлечения инвесторов на фондовом рынке. В России еще не создались условия для привлечения на фондовый рынок мелких и средних акционеров и поэтому для книжного предпринимательства, как и для остальных сфер предпринимательской деятельности, характерна информационная закрытость, «непрозрачность». В современных экономических и политических условиях российского рынка, когда законодательство не обеспечивает в полной мере защиты бизнеса, информационная открытость фирмы может привлечь внимание не инвесторов, а конкурентов, стремящихся вытеснить предпринимателя с рынка путем использования административных ресурсов и силовых приемов. Эпоха «силового предпринимательства», к сожалению, еще не прошла.
В силу вышесказанного информационная безопасность фирмы имеет особо важное значение, пренебрежение ею повышает риск разорения фирмы и ее ликвидации либо риск перехода фирмы к другим владельцам. Крупные фирмы вынуждены создавать систему информационной безопасности, хотя они гораздо более устойчивы, чем малые фирмы.
Прочность информационной безопасности фирмы определяется степенью цивилизованности методов, используемых в конкурентной борьбе, т.е. в борьбе за потребителя. Для книжного дела характерна внутриотраслевая конкуренциямежду издателями, между книготорговыми фирмами. Цивилизованные методы конкуренции включают развитие новых каналов книгораспространения, ассортиментную и ценовую политику, рекламу, снижение затрат и использование информационных технологий. К нецивилизованным методам следует отнести силовые методы, промышленный шпионаж, сообщение неверной информации, включение в договоры пунктов, которые заведомо невозможно выполнить и нарушение которых ведет к ликвидации фирмы. Последний прием наиболее часто применяется к начинающим предпринимателям или к малым фирмам, не имеющим правовой службы. Юридическая безграмотность предпринимателя может обернуться тяжелыми последствиями для его дела: лучше затратить средства на квалифицированную юридическую консультацию, чем «просмотреть» риск потерять все.
- 3.1. Особенности книжного рынка
- Раздел I
- 1.1. Сущность и виды предпринимательской деятельности
- 1.2 Что такое предпринимательство
- 1.3 Внешняя и внутренняя среда предпринимательства
- 1.4. Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле
- 1.5 История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России
- 1.6 Современные тенденции предпринимательской деятельности
- 1.7. Проверьте себя
- Что такое предпринимательство?
- Тема 2. Психология и культура предпринимательства
- 2.1 Книжное дело как культурный и деловой процесс
- 2.2 Профессионализм и деловая активность
- 2.3. Деловая репутация в бизнесе
- 2.4. Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы
- 2.5 Психология предпринимателя
- 2.6. Культура предпринимателя
- 2.7. Деловая этика и деловой этикет
- 2.8 Проверьте себя
- Раздел II
- Тема 3. Экономика предпринимательства
- 3.1. Особенности книжного рынка
- 3.2 Законы спроса и предложения
- 3.3 Циклы воспроизводства
- 3.4 Основной и оборотный капитал
- 3.5 Источники пополнения капитала
- 3.6 Доход, издержки, прибыль
- 3.7. Факторы, влияющие на получение прибыли
- 3.8. Регулирующая роль цены
- 3.9 Цена равновесия
- 3.10 Проверьте себя
- Тема 4. Правовые формы предпринимательства
- 4.1. Форма собственность как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности
- 4.2. Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела
- 4.3. Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле
- 4.3.1. Индивидуальное предпринимательство.
- 4.3.2 Коллективное предпринимательство
- 4.3.2.1 Товарищество (партнерство)
- 4.3.2.2. Корпорации
- 4.3.2.3. Производственные кооперативы
- 4.3.2.4. Унитарные предприятия
- 4.3.3. Объединения фирм.
- 4.3.4. Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).
- 4.4. Малое и среднее предпринимательство
- 4.5. Документы правового регулирования предпринимательства
- 4.6. Виды договоров
- 4.6.1. Авторский договор.
- 4.6.2. Договор купли-продажи.
- 4.6.3. Договор подряда
- 4.6.4. Заем и кредит (ст. 807-823).
- 4.6.5. Договор комиссии (поручение продажи).
- 4.7. Проверьте себя
- Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью
- Тема 5. Организация управления фирмой
- 5.1. Типы структур управления. Выбор структуры управления
- 5.2. Организация управления предпринимательской деятельностью
- 5.3. Система подготовки и принятия решений
- 5.4. Маркетинг в предпринимательской деятельности
- 5.5. Работа с персоналом
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Проверьте себя
- Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле
- 6.1. Планирование и его виды
- 6.2. Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия
- 6.3. Бизнес-план фирмы
- 6.4. Проверьте себя
- Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы
- 7.1. Источники информации в предпринимательской деятельности
- 7.2. Информационные технологии
- Для авторов и литературных агентств:
- 7.3. Проверьте себя
- Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности
- Тема 8. Финансы в книжном деле
- 8.1. Финансовые ресурсы и их источники
- 8.2. Система финансовых расчетов. Наличные операции
- 8.3. Безналичные операции
- 8.4. Налогообложение предпринимательской деятельности
- 8.5. Управление оборотным капиталом и прибылью
- 8.6. Инвестиции
- 8.7. Бухгалтерский учет
- 8.8. Расчет безубыточности
- 8.9. Ценообразование
- 8.10. Экспресс-анализ финансового состояния
- 8.11. Проверьте себя
- Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле
- 9.1. Товарные запасы книжной торговли
- 9.2. Организация сбыта товарной продукции
- 9.3. Планирование реализации и товарного покрытия
- 9.4. Выбор партнера. Организация договорного процесса
- 9.5. Действия по организации поставок
- 9.6. Логистика управления материальными потоками
- 9.7. Проверьте себя
- Раздел V. Создание фирмы и ее становление
- Тема 10. Этапы организации фирмы 1
- 10.1. Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача
- 10.2. Исследования рынка
- 10.3. Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности
- 10.4. Организационный бизнес-план
- 10.5. Расчет стартового капитала
- 10.6. Учреждение и регистрация фирмы
- 10.7. Стадии развития фирмы
- 10.8. Проверьте себя
- Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности
- 11.1. Предпринимательский риск и его виды
- 11.2. Пути и методы снижения риска
- 11.3. Информационная безопасность фирмы
- 11.4. Коммерческая тайна и ее защита
- 11.5. Служба безопасности фирмы
- 11.6. Проверьте себя