11.1. Хозяйствование и предпринимательство. Предприятие (фирма) как экономический агент
Необходимость хозяйственной деятельности вытекает из ограниченности ресурсов. Экономическая (или хозяйственная) деятельность предполагает оценку и выбор вариантов использования экономических ресурсов, принятие и реализацию решений. Понятие «хозяйствование» выражает систему отношений по поводу организации экономической деятельности для достижения поставленных целей в условиях ограниченности ресурсов.
Хозяйствующие субъекты в экономической теории называют еще экономическими агентами. В современной экономике к экономическим агентам относят:
домашние хозяйства;
предприятия (фирмы);
государство (в лице органов госуправления и государственных учреждений);
некоммерческие организации.
Факторы, определяющие формы реализации хозяйствования:
характер экономической системы общества;
многообразие форм собственности;
уровень обобществления производства в различных сферах экономики;
уровень механизации и автоматизации труда;
национальные традиции.
Применительно к предприятиям (фирмам) хозяйствование – это деятельность по производству и продаже продуктов или оказанию услуг.
Основными функциями предприятия как хозяйственного субъекта являются:
достижение рациональной комбинации всех производственных факторов;
обеспечение согласованности действий всех подразделений предприятий;
согласование экономических интересов совладельцев предприятия в целом, коллективов его подразделений и отдельных работников.
Особым типом хозяйствования выступает предпринимательство - инициативная, новаторская деятельность хозяйствующего субъекта, направленная на поиск и реализацию наиболее оптимального решения возникающих экономических проблем.
Субъектами предпринимательства могут выступать отдельные индивиды (или семьи), различного рода ассоциации. Государство в лице своих соответствующих органов устанавливает правила "рыночной игры" и следит за их соблюдением, не являясь субъектом предпринимательства.
Предпринимательство как метод хозяйствования характеризуется следующими признаками:
а) экономической свободой хозяйствующего субъекта самостоятельно выбирать вид деятельности и решать, какие товары или услуги, в каком количестве производить, кому и где их продавать;
б) материальной ответственностью за принимаемые решения (вплоть до банкротства);
в) ориентацией на коммерческий успех(стремление к максимизации прибыли есть одна из мотиваций предпринимательской деятельности113);
г) новаторством, творческим поиском, к которому предпринимателя постоянно побуждает конкуренция.
Известны две модели предпринимательского поведения: классическая и инновационная.
Отличительной особенностью классической модели является то, что хозяйствующий субъект организует свою деятельность, рассчитывая получить максимальную отдачу от имеющихся в его распоряжении ресурсов. Такая модель поведения в «чистом виде» не нацелена на развитие, она пригодна для «привычных условий кругооборота», когда «каждый хозяйственный субъект чувствует твердую почву под ногами и может вести себя так же, как и все прочие, которые в свою очередь ожидают от него именно такого поведения. Тогда он действует быстро и рационально»114. Как отмечал Й.А Шумпетер, «…с технической и с экономической точки зрения производить – значит комбинировать имеющиеся в нашем распоряжении вещи и силы. Каждый метод производства означает определенную комбинацию. …Но экономические и технические комбинации, учитывающие существующие потребности, и комбинации, в основе которых лежат идеи, методы, не совпадают друг с другом…. Экономическая логика берет верх над технической. И поэтому в реальной действительности мы зачастую видим веревки вместо стальных тросов, плохой рабочий скот вместо выставочных образцов, примитивнейшую ручную работу вместо совершенных машин, неуклюжее денежное хозяйство вместо чекового оборота и т.д. Наилучшие с экономической точки зрения и технически наиболее совершенные комбинации хотя и не с необходимостью, но все же очень часто не совпадают, причем вследствие приспособления экономики к правильно распознанным условиям, а не просто в силу отсутствия знаний или инертности»115.
Инновационная модель поведения означает ориентацию предпринимателя на «осуществление новых комбинаций» вещей и сил, имеющихся в сфере предпринимательства. По Шумпетеру, «это понятие охватывает следующие пять случаев:
Изготовление нового, то есть еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага.
Внедрение нового, то есть данной отрасли промышленности практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться в новом способе коммерческого использования соответствующего товара.
Освоение нового рынка сбыта, т.е. такого, на котором данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.
Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать.
Проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия»116.
По мнению Шумпетера, только такое новаторское поведение и можно называть предпринимательским: «Под предприятием мы понимаем осуществление новых комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются: заводы и т.п. Предпринимателями же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент. … для нас главное – подчеркнуть тот важный момент, который отличает чисто предпринимательскую деятельность от любой иной…»117.
Еще более лаконичная формулировка Шумпетера: «…быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие…Быть предпринимателем – значит делать не так, как делают другие. …встречаются типы людей, обладающих этим свойством в различной степени. Один может идти непроторенными путями, другой только последовать за первым, третьего увлечет только массовое движение, но при этом он будет в его первых рядах»118.
Предпринимательство может базироваться на двух принципиально различающихся подходах: сбытовом и маркетинговом (рис. 3.1).
Отличительной чертой сбытового подхода является акцент предпринимательства на решение производственно-технологических вопросов, позволяющих найти способы удешевления продуктов, что облегчило бы их реализацию и обеспечило возобновление производства. Вопросы потребления произведенной продукции играют второстепенную, подчиненную роль.
Маркетинговый подход (применительно к социально-этичному маркетингу) предполагает смещение акцента с производства как технологического процесса на предвидение, управление и удовлетворение общественного119 и потребительского спроса на товары, услуги, разработки посредством обмена. Согласно этой концепции, продажа – средство общения и изучения потребителей, и, если они не удовлетворены, нужно менять общую политику фирмы, направлять ресурсы на изготовление товаров и оказание услуг, которые нужны потребителям. Потребности можно не только изучать, различать и удовлетворять (пассивная сегментация), но и создавать (активная сегментация).
СБЫТ
Производство Реализация Потребление
М Оценка требований потребителей Интегрированные маркетинговые условия Удовлетворение потребителей Достижение целей организации
Рис.11.1. Сущность сбытового и маркетингового подходов 120
Маркетинговый подход ориентирован на долгосрочную перспективу.
«Несмотря на преимущества маркетингового подхода, широко распространенную практику создания всевозможных подразделений маркетинга, признание его важности, по оценкам западных специалистов, лишь небольшая группа крупных корпораций действительно понимает и практикует настоящий маркетинг», - писал А.А. Горячев в 1990 году. В наши дни эти слова можно отнести и к большинству российских предприятий, маркетинговая деятельность которых является по существу «слегка прикрытым сбытом».
- Министерство образования российской федерации
- Антонова и.В., Лысенко м.В. Экономика курс лекций для студентов инженерных специальностей. – Тюмень: ТюмГасу, 2007.- с.
- Предисловие
- Раздел I. Основы экономической теории.
- Раздел II. Микроэкономика
- Раздел III. Макроэкономика.
- Тема 1. Введение в экономическую теорию
- 1.1. Этапы становления и развития экономической науки
- 1.2. Функции и роль экономической теории
- Экономическая теория
- Историко-экономические науки:
- 1.3. Метод экономической теории
- Тема 2. Основные закономерности экономической организации общества
- Общественное производство и экономика
- 2.1.2. Понятие воспроизводства. Фазы воспроизводства. Современные представления о воспроизводстве
- 2.1.3.Структура и пропорции общественного производства
- Проблема выбора, принцип альтернативности и производственные возможности
- 2.3. Экономическая система: понятие, типы, модели
- Тема 3. Сущность и развитие отношений собственности
- Экономическое содержание отношений собственности
- Формы и виды собственности
- Разгосударствление и приватизация
- Тема 4. Теоретические основы товарного производства
- 4.1. Товарное производство как тип общественного хозяйства
- 4.2. Товар и его свойства
- 4.3. Деньги и их функции
- 1. Простая, единичная, или случайная форма стоимости
- 2. Полная, или развернутая, форма стоимости.
- Всеобщаяформа стоимости
- Денежная форма.
- 4.4. Закон стоимости как закон товарного производства
- Тема 5. Основы теории капитала
- 5.1. Сущность капитала. Капитал и наемный труд
- 5.2. Постоянный, переменный капитал и прибавочная стоимость
- 5.3. Кругооборот и оборот капитала
- 5.4. Формы и виды капитала. Превращенные формы прибавочной стоимости
- 5.5. Воспроизводство капитала. Простое и расширенное воспроизводство
- Тема 6. Процесс накопления капитала
- 6.1. Сущность и содержание процесса накопления
- 6.2. Концентрация и централизация капитала
- 6.3. Накопление и рост органического строения капитала
- 6.4. Инвестиции как форма реализации накопления
- Тема 7. Научно-технический прогресс и инновации. Экономические закономерности нтп
- 7.1. Техника, наука, научно-технический прогресс и инновации
- Цикличность научно-технического прогресса и смена технологических укладов
- 7.3. Абсолютное и относительное удешевление техники
- Расширения масштабов ее производства и применения;
- Снижения издержек на ее производство при прохождении фаз жизненного цикла;
- Морального старения.
- Относительное удешевление техники
- Тема 8. Рынок, его сущность, структура и основные элементы
- Рынок и рыночная экономика
- Рыночный механизм и его элементы. Конкуренция как элемент рыночного механизма
- 8.3. Функции рынка. Структура и инфраструктура рынка
- Раздел II микроэкономика
- Тема 9. Основы теории спроса и предложения
- 9.1. Спрос, закон спроса, факторы, определяющие спрос
- 9.2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения
- Равновесие на рынке. Общественная выгода от конкурентного равновесия: излишек потребителя и излишек производителя
- Эластичность спроса и предложения
- Эффект связи цены и качества
- Эффект срочной необходимости
- Тема 10. Основы теории потребительского выбора
- 10.1. Потребление, потребности и полезность
- 10.2. Количественный подход: теория предельной полезности
- 10.3. Ординалистская теория потребительского поведения
- 1) Кривая безразличия, лежащая выше и правее других (рис. 10.1), представляет собой более предпочтительные наборы товаров;
- 2) Для любой пары доброкачественных благ кривые безразличия вогнуты к началу координат;
- 3) Кривые безразличия имеют отрицательный наклон;
- Тема 11. Фирма как хозяйствующий субъект
- 11.1. Хозяйствование и предпринимательство. Предприятие (фирма) как экономический агент
- 11.2. Предприятие (фирма) как хозяйствующий субъект. Типы фирм
- Тема 12. Теория производства и издержек
- Производственная функция
- Экономические и бухгалтерские издержки. Внешние и внутренние издержки. Бухгалтерская, нормальная и экономическая прибыль
- Изменение объема и издержек производства в краткосрочномпериоде. Закон убывающей отдачи. Предельный и средний продукт
- 12.4. Постоянные, переменные и валовые издержки. Средние издержки. Предельные издержки
- Поведение фирмы в краткосрочном периоде
- Тема 13. Экономическое поведение фирмы в
- Взаимосвязь предельных издержек и кривой предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
- Установление равновесия конкурентной фирмы и отрасли в долгосрочном периоде
- Тема 14. Поведение фирмы на рынках несовершенной конкуренции
- 14.2. Чистая монополия: объем выпуска и цена
- 14.3. Фирма на рынках монополистической конкуренции и
- Ценовая дискриминация
- Тема 15. Теория ценообразования на факторы
- 15.1. Особенности рынка факторов производства
- 15.3. Рынок труда: микроуровень
- 15.4. Рынок капитала и ссудный процент
- 15.5. Рынок земельных ресурсов и земельная рента
- 15.6. Предпринимательство и прибыль
- Тема 16. Преимущества и недостатки рыночного механизма. Рынок и государство
- Макрорегулирование касается экономической политики государства на уровне национальной экономики в целом и изучается в разделе макроэкономики.
- 16.3. Роль фирмы в микрорегулировании экономических
- Раздел iiiмакроэкономика
- Тема 17. Особенности макроэкономического анализа. Макроэкономические показатели
- Понятие макроэкономических моделей
- Рынки продуктовДоходы фирм Потребительские расходы
- Государство Налоги Налоги
- Заграница
- Национальное богатство
- Тема 18. Общее макроэкономическое равновесие
- 18.1. Совокупный спрос и факторы, его определяющие
- Совокупное предложение
- Тема 19. Теория денег
- Сущность и функции денег. Спрос на деньги и их предложение. Равновесие на денежном рынке
- Банковская система. Функции Центрального и коммерческих банков
- 19.3. Макроэкономическое равновесие в модели is-lm
- Тема 20. Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития экономики. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Сущность, причины и механизм инфляции
- Безработица, ее основные формы и последствия
- Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса
- Тема 21. Финансовая система. Фискальная и бюджетная политика государства
- 21.1. Финансовая система и ее структура
- Фискальная политика государства
- Налоги, их виды. Принципы налогообложения
- Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг
- Тема 22. Распределение доходов в обществе и социальная политика государства
- 22.1. Проблемы распределения в рыночной экономике
- 22.2. Социальная политика государства и ее эффективность
- Тема 23. Экономический рост
- 23.1. Экономический рост: сущность, показатели
- 23.2. Подходы к классификации экономического роста
- 23.3. Факторы экономического роста. Его потенциал
- Содержание
- Раздел I основы экономической теории Тема 1. Введение в экономическую теорию 6
- Тема 2. Основные закономерности экономической
- Тема 3. Сущность и развитие отношений собственности 52
- Раздел III макроэкономика