8.1. Доходы предприятия
Под доходами предприятия понимается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества и (или) погашения обязательств, приводящие к увеличению капитала.
Доходы предприятия подразделяются на следующие виды:
доходы от обычных видов деятельности;
операционные доходы;
внереализационные доходы;
чрезвычайные доходы.
Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.
К операционным доходам относятся:
плата за временное пользование активами предприятия (доход от сдачи в аренду);
плата за права на патенты на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;
поступления, связанные с участием в уставных капиталах других предприятий (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
прибыль, полученная предприятием в результате совместной деятельности;
поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты);
проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств предприятия, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете предприятия в этом банке.
Внереализационные доходы – это:
штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
активы, полученные безвозмездно, в том числе и по договору дарения;
поступления в возмещение причиненных предприятию убытков;
прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
курсовые разницы валют;
сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);
прочие внереализационные доходы.
Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.
В зависимости от направлений деятельности предприятия доходы классифицируются на следующие группы:
доход от основной деятельности – это выручка от реализации продукции (выполненных работ и оказанных услуг);
доход от инвестиционной деятельности – финансовый результат от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.
доход от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.
Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) является основным источником финансовых ресурсов на предприятии.
Различают общий (валовой), средний и предельный доход от реализации продукции.
Общий доход (ТR) представляет собой объем денежных средств, полученных от продажи произведенной продукции. Он определяется как произведение цены изделия (p) на количество (Q) проданных единиц изделий:
ТR = p х Q.
Средний доход (AR) – это размер денежных средств, полученных от продажи одной единицы продукции. Его размер определяется отношением общей выручки от реализации продукции на количество проданных единиц продукции:
.
Принимая решение о выпуске продукции, необходимо определить, какой доход принесет изготовление и продажа дополнительной единицы продукции, то есть требуется определить предельный доход.
Предельный доход (MR) характеризует величину денежных средств, на которую возрастет общий доход в результате увеличения количества произведенной и реализованной продукции на одну единицу. Он определяется по формуле:
,
где ∆TR – прирост общего дохода, руб.,
∆Q – прирост объема выпуска продукции, ед.
Так как объем производства изменяется на одну единицу, то определить предельный доход можно также по формуле:
MR = TRn – TRn-1,
где TRn – общий доход от продажи n единиц продукции,
TRn-1 – общий доход от продажи n-1 единиц продукции.
Размер совокупного дохода предприятия от продажи продукции зависит от уровня цены, количества проданных единиц продукции и рыночной ситуации, в которой действует предприятие.
В условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует значительное количество небольших по размеру продавцов и цена устанавливается под воздействием рыночных спроса и предложения, предприятие не в состоянии влиять на рыночную цену. Каждая единица продукции на рынке будет продаваться по неизменной цене. Поэтому рост общего дохода предприятия может быть достигнут только за счет увеличения объема выпуска и рост продаж продукции. Причем каждая дополнительная единица продукции, проданная предприятием, будет добавлять к общему доходу предприятия величину, равную равновесной цене. Следовательно, предельный доход и средний доход предприятия в условии совершенной конкуренции будут постоянными и равными рыночной цене товара (AR=MR=p).
В условиях чистой монополии, когда на рынке присутствует единственный продавец, который контролирует весь объем производства, цена и количество выпущенной продукции зависят от объема рыночного спроса. Для любого уровня выпуска продукции общий доход равен произведению цены и объема продаж. При этом направление изменения общего дохода зависит от ценовой эластичности спроса, то есть степени реакции изменения объема спроса на товар на изменение цены. Если незначительное изменение цены вызывает существенное изменение величины спроса на товар, то такой спрос является эластичным. В этом случае уменьшение цены продукции приводит к росту общего дохода. В случае же неэластичного спроса, когда даже существенное изменение цены приводит к незначительному изменению количества покупаемого товара, уменьшение цены товара приведет к снижению общего дохода. В условиях чистой монополии для того, чтобы продать дополнительную единицу товара, придется снизить цену. Вместе с тем, монополист вынужден снижать цены и предыдущих единиц товара. Поэтому каждая дополнительно проданная единица продукции будет добавлять к общему доходу сумму меньшую по сравнению с размером цены. Таким образом, предельный доход предприятия-монополиста всегда меньше цены (среднего дохода) при любом выпуске продукции (кроме первого).
Категории общего, среднего и предельного дохода будут использованы нами при определении объема выпуска продукции, максимизирующего прибыль.
Из выручки от реализации продукции предприятия возмещаются производственные затраты на израсходованные материальные ценности, формируется амортизационный фонд в соответствии с нормами амортизации. Оставшаяся часть называется валовой доход предприятия. Если исключить из валового дохода заработную плату с учетом отчислений на социальное страхование, а также налог на добавленную стоимость и акцизы, то можно определить прибыль предприятия.
Для расчета финансовых показателей существенное значение имеют методы определения момента реализации, а значит, и выручки.
В отечественной практике применяются два метода определения момента реализации: по отгрузке – метод начислений, и по оплате – кассовый метод.
Все предприятия, кроме малых, должны применять метод начислений и учитывать выручку от реализации продукции по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ и оказания услуг. Выручкой считается и поэтапная оплата выполненных работ с длительным производственным циклом по мере готовности этапов в отраслях строительства, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Малые же предприятия могут отражать выручку от реализации по мере ее оплаты.
- Под общей редакцией профессора в. Л. Клюни, н. С. Тихонович
- Предисловие
- Введение
- 1. Понятие экономики
- 2. Предмет и метод экономики
- Глава 1. Отраслевая структура народного хозяйства
- 1.1. Понятие отрасли народного хозяйства.
- Отрасли материального и нематериального производства
- 1.2. Промышленность как отрасль материального производства, ее состав. Современная отраслевая структура промышленности Республики Беларусь
- 1.3. Характеристика отраслевых комплексов
- 1.4. Развитие транспортной инфраструктуры, сферы услуг, медицины, науки и образования, культуры
- 1.5. Предпринимательство как основа рыночных преобразований
- 1.6. Организационно-правовые формы предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля:
- Глава 2. Регулирование деятельности предприятия
- 2.1. Государственное регулирование в условиях рынка
- 2.2. Государственное регулирование деятельности предприятия
- 2.3. Стратегия деятельности предприятия в рыночной экономике
- 2.4. Маркетинг в системе микрорегулирования
- 2.5. Менеджмент в системе микрорегулирования
- Вопросы для самоконтроля:
- Глава 3. Основные средства предприятия
- 3.1. Сущность основных средств предприятия, их состав и классификация
- Классификация основных средств
- 3.2. Оценка и учет основных средств
- 3.3. Износ основных средств. Методы начисления амортизации
- 3.4.Формы воспроизводства и обновления основных средств
- 3.5. Эффективность использования основных средств
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 4. Оборотные средства предприятия
- 4.1. Понятие, состав и структура оборотных средств
- 4.2. Нормирование оборотных средств и определение потребности предприятия в оборотных средствах
- 4.3. Эффективность использования оборотных средств и пути ее повышения
- Вопросы для самоконтроля:
- 5. Трудовые ресурсы. Оплата труда
- 5.1. Понятие трудовых ресурсов и их характеристика
- 5. 2. Регулирование трудовых отношений в условиях рыночной экономики
- 5.3. Основные характеристики персонала предприятия
- 5.4. Показатели, характеризующие эффективность использования трудовых ресурсов
- Нормирование труда и планирование потребности в трудовых ресурсах
- 5.6. Тарифная система. Функции тарифных ставок и окладов
- 5.7. Сущность и принципы организации оплаты труда
- 5.8. Основные принципы, формы и системы оплаты труда
- 5.9. Основные виды дополнительной оплаты труда
- 5.10. Состав фонда заработной платы. Источники средств для формирования фонда заработной платы.
- 5.11. Методика расчета подоходного налога
- Ставки подоходного налога
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 6. Издержки производства и реализации продукции
- 6.1. Понятие, сущность и классификация издержек предприятия
- 6.2. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции
- 6.3. Прогнозирование издержек предприятия
- 6.4. Резервы снижения издержек
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 7. Ценообразование в условиях рынка
- 7. 1. Цена как экономическая категория
- 7.2. Функции цены
- 7.3. Механизм ценообразования и его основные принципы
- 7.4. Виды цен, используемых в экономике
- Классификация основных мировых цен по группам
- 7.5. Государственное вмешательство в ценообразование
- 7.6. Методы ценообразования и ценовая политика
- 7.7. Порядок формирования цен на товары в Республике Беларусь
- 7.8. Цены торговых предприятий. Модели розничных цен
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания: Задача 1. Рассчитайте отпускную цену предприятия, если:
- ГлаВа 8. Оценка эффективности деятельности предприятия
- 8.1. Доходы предприятия
- 8.2. Понятие прибыли, ее сущность и виды
- 8.3. Формирование и распределение прибыли на предприятии
- 8.4. Рентабельность предприятия
- 8.5. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность
- Вопросы для самопроверки:
- Практические задания:
- Ответы к практическим заданиям Тема 3
- Задача 2.
- Задача 3.
- Глоссарий
- Литература
- Содержание