logo search
В редакцию 2 вариант

8.1. Доходы предприятия

Под доходами предприятия понимается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества и (или) погашения обязательств, приводящие к увеличению капитала.

Доходы предприятия подразделяются на следующие виды:

  1. доходы от обычных видов деятельности;

  2. операционные доходы;

  3. внереализационные доходы;

  4. чрезвычайные доходы.

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.

К операционным доходам относятся:

Внереализационные доходы – это:

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

В зависимости от направлений деятельности предприятия доходы классифицируются на следующие группы:

  1. доход от основной деятельности – это выручка от реализации продукции (выполненных работ и оказанных услуг);

  2. доход от инвестиционной деятельности – финансовый результат от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.

  3. доход от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) является основным источником финансовых ресурсов на предприятии.

Различают общий (валовой), средний и предельный доход от реализации продукции.

Общий доход (ТR) представляет собой объем денежных средств, полученных от продажи произведенной продукции. Он определяется как произведение цены изделия (p) на количество (Q) проданных единиц изделий:

ТR = p х Q.

Средний доход (AR) – это размер денежных средств, полученных от продажи одной единицы продукции. Его размер определяется отношением общей выручки от реализации продукции на количество проданных единиц продукции:

.

Принимая решение о выпуске продукции, необходимо определить, какой доход принесет изготовление и продажа дополнительной единицы продукции, то есть требуется определить предельный доход.

Предельный доход (MR) характеризует величину денежных средств, на которую возрастет общий доход в результате увеличения количества произведенной и реализованной продукции на одну единицу. Он определяется по формуле:

,

где TR – прирост общего дохода, руб.,

Q – прирост объема выпуска продукции, ед.

Так как объем производства изменяется на одну единицу, то определить предельный доход можно также по формуле:

MR = TRn – TRn-1,

где TRn – общий доход от продажи n единиц продукции,

TRn-1 – общий доход от продажи n-1 единиц продукции.

Размер совокупного дохода предприятия от продажи продукции зависит от уровня цены, количества проданных единиц продукции и рыночной ситуации, в которой действует предприятие.

В условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует значительное количество небольших по размеру продавцов и цена устанавливается под воздействием рыночных спроса и предложения, предприятие не в состоянии влиять на рыночную цену. Каждая единица продукции на рынке будет продаваться по неизменной цене. Поэтому рост общего дохода предприятия может быть достигнут только за счет увеличения объема выпуска и рост продаж продукции. Причем каждая дополнительная единица продукции, проданная предприятием, будет добавлять к общему доходу предприятия величину, равную равновесной цене. Следовательно, предельный доход и средний доход предприятия в условии совершенной конкуренции будут постоянными и равными рыночной цене товара (AR=MR=p).

В условиях чистой монополии, когда на рынке присутствует единственный продавец, который контролирует весь объем производства, цена и количество выпущенной продукции зависят от объема рыночного спроса. Для любого уровня выпуска продукции общий доход равен произведению цены и объема продаж. При этом направление изменения общего дохода зависит от ценовой эластичности спроса, то есть степени реакции изменения объема спроса на товар на изменение цены. Если незначительное изменение цены вызывает существенное изменение величины спроса на товар, то такой спрос является эластичным. В этом случае уменьшение цены продукции приводит к росту общего дохода. В случае же неэластичного спроса, когда даже существенное изменение цены приводит к незначительному изменению количества покупаемого товара, уменьшение цены товара приведет к снижению общего дохода. В условиях чистой монополии для того, чтобы продать дополнительную единицу товара, придется снизить цену. Вместе с тем, монополист вынужден снижать цены и предыдущих единиц товара. Поэтому каждая дополнительно проданная единица продукции будет добавлять к общему доходу сумму меньшую по сравнению с размером цены. Таким образом, предельный доход предприятия-монополиста всегда меньше цены (среднего дохода) при любом выпуске продукции (кроме первого).

Категории общего, среднего и предельного дохода будут использованы нами при определении объема выпуска продукции, максимизирующего прибыль.

Из выручки от реализации продукции предприятия возмещаются производственные затраты на израсходованные материальные ценности, формируется амортизационный фонд в соответствии с нормами амортизации. Оставшаяся часть называется валовой доход предприятия. Если исключить из валового дохода заработную плату с учетом отчислений на социальное страхование, а также налог на добавленную стоимость и акцизы, то можно определить прибыль предприятия.

Для расчета финансовых показателей существенное значение имеют методы определения момента реализации, а значит, и выручки.

В отечественной практике применяются два метода определения момента реализации: по отгрузке – метод начислений, и по оплате – кассовый метод.

Все предприятия, кроме малых, должны применять метод начислений и учитывать выручку от реализации продукции по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ и оказания услуг. Выручкой считается и поэтапная оплата выполненных работ с длительным производственным циклом по мере готовности этапов в отраслях строительства, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Малые же предприятия могут отражать выручку от реализации по мере ее оплаты.