8.5. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность
Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции, роста прибыли.
Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли факторы, влияющие на ее получение, классифицируют по различным признакам (рис. 8.4).
К внешним факторам можно отнести:
характер производственной деятельности предприятия;
структура рынка;
экономическая конъюнктура;
инфляционные факторы;
государственное регулирование цен, тарифов, банковских ставок процента, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др.
В первую группу включаются факторы, обусловленные специфическими особенностями отрасли, к которой относится предприятие. От того, действует ли предприятие в материало-, фондо- или трудоемкой отрасли, зависит уровень и структура издержек производства, пути их снижения и норма прибыли.
Влияние на прибыль структуры рынка, на котором действует предприятие, связано со степенью монополизации. Так, в условиях монополии предприятие, являясь единственным производителем продукции или контролируя значительную часть рынка, имеет возможность ограничить объем производства и поднять цену. Тем самым предприятие обеспечит себе монопольную прибыль.
В условиях рыночной экономики на прибыль существенное влияние оказывают колебания конъюнктуры рынка. При этом колебания конъюнктуры в течение одного периода могут быть благоприятными для одних отраслей и неблагоприятными для других. В связи с этим состояние прибылей на предприятиях различных отраслей в каждый данный момент может быть различными. На уровень рентабельности существенное влияние оказывает также динамика рыночного спроса. Она обусловлена темпами прироста населения, уровнем доходов потребителей, размером цен на продукцию. Продукция предприятий, пользующаяся быстрорастущим спросом, характеризуется более высоким уровнем рентабельности.
Факторы, возникающие под воздействием инфляции, могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на прибыль. Рост цен на ресурсы может повлиять на величину издержек производства и тем самым непосредственно привести к уменьшению прибыли. Кроме того, при инфляции возрастает величина запасов, в результате чего из оборота отвлекаются значительные ресурсы, которые могли бы быть использованы на развитие производства. Положительное влияние на прибыль инфляция оказывает в том случае, если цены на продукцию предприятия растут быстрее цен на ресурсы.
Существенное воздействие на величину прибыли может оказать государство посредством регулирования ценообразования, установления величины налоговых изъятий и т.п. Кроме того, на прибыль предприятия влияет признание полезности деятельности предприятия со стороны общественных институтов (государственных органов власти, профсоюзов и т.п.). В этом случае величина прибыли в большей степени зависит от специальных решений какого-либо института о поддержке данного предприятия, чем от экономических факторов. В любом случае признание полезности данного вида деятельности предприятия приводит к снижению величины риска, к поддержанию постоянного уровня рентабельности и массы прибыли.
Все вышеперечисленные факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказать значительное влияние на величину прибыли.
Вторую группу составляют внутренние факторы, которые в свою очередь можно разделить на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование ресурсов труда, капитала, материальных ресурсов, и в свою очередь подразделяются на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения факторов производства: увеличение численности и времени работы оборудования, рост численности персонала и времени его работы, увеличение финансовых ресурсов и т.п. Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли посредством качественных изменений: повышение производительности оборудования, использование прогрессивных технологий, новых, качественных материалов, повышение квалификации и производительности труда персонала, совершенствование организации труда, ускорение оборачиваемости капитала, более эффективное использование финансовых ресурсов предприятия.
К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и коммерческая деятельность, социальные условия труда и т.п.
Значительная роль в повышении прибыли принадлежит инициативе предприятия. Это, прежде всего, инновационная деятельность предприятия, диверсификация риска, использование экономии на масштабе производства, грамотная заемная политика предприятия.
Инновационная деятельность предприятия заключается в разработке и внедрении в производство различных нововведений, а именно:
разработка и внедрение нового товара или товара более высокого качества;
освоение нового рынка;
внедрение новых, прогрессивных технологических методов производства продукции;
внедрение мероприятий по совершенствованию организации и управления производством и т.п.
При внедрении в производство новых товаров или улучшении качества ранее производимых товаров увеличение массы прибыли и рентабельности происходит за счет увеличения объема продаж и повышения цен на новые и более качественные изделия. Следует иметь в виду, что производство многих товаров последовательно проходит стадии жизненного цикла от проектирования продукции, освоения, запуска в производство, серийного выпуска до насыщения рынка этим продуктом. На стадии проектирования и запуска в производство предприятие в основном несет убытки. По мере наращивания производства убытки постепенно сокращаются, предприятие достигает точки безубыточности (объема производства, при котором расходы предприятия равны доходам). При увеличении объема продаж прибыль растет за счет сокращения постоянных расходов. При достижении равновесия спроса и предложения размер прибыли стабилизируется и некоторое время остается на неизменном уровне. Если отсутствует угроза со стороны конкурентов и спрос стабилен, то такое положение может сохраняться довольно долго. При наличии конкурентов поддержание уровня продаж достигается путем снижения рентабельности, то есть понижения цены за счет доли прибыли. При насыщении рынка или при усилении конкурентной борьбы предприятие не в состоянии далее поддерживать уровень продаж за счет снижения цены, поэтому производство становится убыточным. Для поддержания эффективности предприятию нужно снижать издержки или переходить к выпуску новой продукции, спрос на которую еще не исчерпан. В этом случае важным является определение момента ввода в производство нового товара. Логично, что приступать к освоению нового вида продукции следует на этапе роста прибыли прежней продукции, чтобы компенсировать убытки производства новой. Тем самым предприятие будет сохранять достигнутый уровень рентабельности, а при благоприятной конъюнктуре – и повысит его.
Повышение качества продукции, улучшение дизайна, технические усовершенствования и другие приемы повышения спроса на продукцию также требуют дополнительных затрат и поэтому должны применяться задолго до того, как рентабельность начнет снижаться. Более того, если применить улучшение товара на стадии стабильно высокого спроса, то можно повысить цену товара и тем самым увеличить прибыль.
Внедрение новых товаров и повышение качества продукции тесно связано с таким фактором роста прибыли, как освоение новых рынков. Это может проявиться в проникновении предприятия на нетрадиционные рынки, либо в охвате новых сегментов традиционного рынка. Предприятие увеличит прибыль за счет роста объема продаж, даже если проникновение на новые рынки связано со снижением цены.
Внедрение новых технологий способствует росту производительности труда, приводит к снижению издержек производства, повышает качество производимой продукции.
Немаловажное значение имеют и мероприятия по совершенствованию организации и управления производством. Грамотная структура управления, умелое руководство приводят к повышению экономической отдачи и экономии административно-управленческих расходов, а значит, и к росту прибыли.
Одним из важнейших факторов образования прибыли в условиях рыночной экономики является риск. По сути, прибыль и есть вознаграждение за принятие риска. В условиях нестабильности экономики, спада производства повышается роль страхования рисков. Кроме того, предприятие может значительно снизить риск, диверсифицировав свою деятельность. Например, производство продукции, относящейся к различным отраслям, позволит за счет выигрыша в данный момент на одном рынке компенсировать убытки на другом рынке, где конъюнктура не так благоприятна.
Масштаб предприятия также является фактором роста прибыли. Уровень рентабельности во многом зависит от выбора такого объема выпуска продукции, который бы минимизировал совокупные издержки производства. При этом следует иметь ввиду, что, в соответствии с законом убывающей отдачи по мере увеличения объема выпуска продукции, предельные издержки производства вначале снижаются, а затем начинают возрастать. Соответственно меняется и прибыль. Поэтому для предприятия важно определить оптимальный размер производства в соответствии со спецификой отрасли, в которую входит предприятие.
Размер прибыли, образуемой за счет инициативы предприятия, во многом зависит от грамотной заемной политики предприятия. Если процентная ставка по банковским кредитам остается ниже рентабельности на вложенный капитал на предприятии, предприятию выгодно привлекать заемные средства в оборот. Это позволит повысить общую сумму прибыли, и в конечном итоге повысить рентабельность собственного капитала. Если же процентная ставка выше рентабельности на предприятии, то увеличение задолженности сокращает прибыль предприятия.
Таким образом, существует множество факторов, влияющих на прибыль и рентабельность предприятия. Их использование обусловлено стратегией развития предприятия, особенностями конъюнктуры рынка, грамотностью управления предприятием. В любом случае рост суммы прибыли, достижение ее максимума, повышение экономической эффективности является стратегической целью и важнейшей задачей предприятия.
- Под общей редакцией профессора в. Л. Клюни, н. С. Тихонович
- Предисловие
- Введение
- 1. Понятие экономики
- 2. Предмет и метод экономики
- Глава 1. Отраслевая структура народного хозяйства
- 1.1. Понятие отрасли народного хозяйства.
- Отрасли материального и нематериального производства
- 1.2. Промышленность как отрасль материального производства, ее состав. Современная отраслевая структура промышленности Республики Беларусь
- 1.3. Характеристика отраслевых комплексов
- 1.4. Развитие транспортной инфраструктуры, сферы услуг, медицины, науки и образования, культуры
- 1.5. Предпринимательство как основа рыночных преобразований
- 1.6. Организационно-правовые формы предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля:
- Глава 2. Регулирование деятельности предприятия
- 2.1. Государственное регулирование в условиях рынка
- 2.2. Государственное регулирование деятельности предприятия
- 2.3. Стратегия деятельности предприятия в рыночной экономике
- 2.4. Маркетинг в системе микрорегулирования
- 2.5. Менеджмент в системе микрорегулирования
- Вопросы для самоконтроля:
- Глава 3. Основные средства предприятия
- 3.1. Сущность основных средств предприятия, их состав и классификация
- Классификация основных средств
- 3.2. Оценка и учет основных средств
- 3.3. Износ основных средств. Методы начисления амортизации
- 3.4.Формы воспроизводства и обновления основных средств
- 3.5. Эффективность использования основных средств
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 4. Оборотные средства предприятия
- 4.1. Понятие, состав и структура оборотных средств
- 4.2. Нормирование оборотных средств и определение потребности предприятия в оборотных средствах
- 4.3. Эффективность использования оборотных средств и пути ее повышения
- Вопросы для самоконтроля:
- 5. Трудовые ресурсы. Оплата труда
- 5.1. Понятие трудовых ресурсов и их характеристика
- 5. 2. Регулирование трудовых отношений в условиях рыночной экономики
- 5.3. Основные характеристики персонала предприятия
- 5.4. Показатели, характеризующие эффективность использования трудовых ресурсов
- Нормирование труда и планирование потребности в трудовых ресурсах
- 5.6. Тарифная система. Функции тарифных ставок и окладов
- 5.7. Сущность и принципы организации оплаты труда
- 5.8. Основные принципы, формы и системы оплаты труда
- 5.9. Основные виды дополнительной оплаты труда
- 5.10. Состав фонда заработной платы. Источники средств для формирования фонда заработной платы.
- 5.11. Методика расчета подоходного налога
- Ставки подоходного налога
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 6. Издержки производства и реализации продукции
- 6.1. Понятие, сущность и классификация издержек предприятия
- 6.2. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции
- 6.3. Прогнозирование издержек предприятия
- 6.4. Резервы снижения издержек
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 7. Ценообразование в условиях рынка
- 7. 1. Цена как экономическая категория
- 7.2. Функции цены
- 7.3. Механизм ценообразования и его основные принципы
- 7.4. Виды цен, используемых в экономике
- Классификация основных мировых цен по группам
- 7.5. Государственное вмешательство в ценообразование
- 7.6. Методы ценообразования и ценовая политика
- 7.7. Порядок формирования цен на товары в Республике Беларусь
- 7.8. Цены торговых предприятий. Модели розничных цен
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания: Задача 1. Рассчитайте отпускную цену предприятия, если:
- ГлаВа 8. Оценка эффективности деятельности предприятия
- 8.1. Доходы предприятия
- 8.2. Понятие прибыли, ее сущность и виды
- 8.3. Формирование и распределение прибыли на предприятии
- 8.4. Рентабельность предприятия
- 8.5. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность
- Вопросы для самопроверки:
- Практические задания:
- Ответы к практическим заданиям Тема 3
- Задача 2.
- Задача 3.
- Глоссарий
- Литература
- Содержание