4.2. Услуги, предоставляемые авиакомпаниями
Набор предоставляемых авиакомпаниями услуг зависит от класса обслуживания. Существует три класса обслуживания: экономический, бизнес, первый. Первый класс - самый дорогостоящий, экономический класс - самый дешевый. Главное отличие классов - комфортабельность кресел, качество питания и размер бесплатно провозимого багажа. Регистрация пассажиров первого и бизнес классов ведется отдельно от остальных пассажиров. В ряде аэропортов есть специальные залы ожидания для пассажиров первого класса. Различается норма бесплатно провозимого багажа: для экономического класса - 20 кг, для бизнес-класса - 30 кг, для первого класса - 40 кг. На борту пассажирам самолета может быть предложено четыре вида питания (завтрак, обед, ужин и чай). Вид питания зависит от времени пребывания в полете. На самолет должны доставляться газеты, журналы и рекламная продукция с учетом продолжительности и маршрута полета, типа воздушного судна и контингента пассажиров. В некоторых авиакомпаниях наблюдается тенденция отказа от первого класса (например, KLM, Continental Air lines и др.). При этом обслуживание в бизнес-классе соответствует обслуживанию по первому классу, а в экономическом классе по бизнес-классу. Данные реорганизации проводятся авиакомпаниями для улучшения качества обслуживания.
При желании пассажир может пересесть из экономического класса в первый, при условии, что он оплатит разницу в стоимости билета заранее (желательно за 72 ч до вылета).
Турфирмы заключают с авиакомпаниями договора двух видов.
Первый вид договора - договор на квоту мест. Квота может быть жесткой или мягкой, от этого зависят специальные льготы и скидки. При жесткой квоте вся ответственность за нереализацию мест ложится на турфирму, независимо от причин нереализации, и соответственно, все финансовые потери несет она же. При мягкой квоте мест устанавливаются сроки возможного отказа турфирмы от квоты или части квоты мест по причине нереализации турпутевок. Эти сроки предусматривают возможность дальнейшей реализации этих мест самой авиакомпанией или ее агентами.
Договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиарейсах включает:
• график функционирования туров в направлении «туда и обратно» с указанием мест назначения;
• количество туристов в каждой группе (квота мест);
• сроки подачи заявок и выкупа авиабилетов;
• сроки снятия заказов на билеты без удержания штрафов (мягкий блок);
• виды тарифов на приобретаемые билеты, льготные тарифы, условия предоставления льготных тарифов;
• скидки и льготы на квоту мест;
• порядок и сроки возврата выкупленных, но неиспользованных билетов, материальную ответственность, вытекающую из сроков возврата (мягкий блок).
Ко второму виду договора относится агентское соглашение с авиакомпанией - это деятельность турфирмы по реализации авиабилетов, т.е. когда турфирма получает возможность самостоятельно выступать как агентство авиакомпании по продаже авиабилетов, что упрощает и ускоряет процедуру бронирования и оформления проездных документов.
В агентском соглашении с авиакомпанией оговариваются следующие моменты:
• кто и на каких условиях обеспечивает турфирму необходимым оборудованием для оформления билетов и их бланков;
• кто занимается подготовкой кадров для работы на данных системах бронирования;
• объемы продаж;
• пределы возможных продаж (регионально или по сегментам потребителей);
• цена продажи авиабилетов, т.е. цена авиакомпании или турагентства (чаще - цена авиакомпании);
• цены и тарифы продаж авиабилетов;
• условия оплаты авиабилетов - предоплата или оплата по мере продажи (для сток-агентов в некоторых авиакомпаниях предоплата устанавливается за группы туристов);
• размер комиссионного вознаграждения за продажу авиабилетов;
• сроки и регулярность подачи отчетов авиакомпании, их форма и необходимая в приложении документация;
• размер банковских гарантий в пользу авиакомпании или IATA;
• обязательное членство в IATA1.
1 Биржаков М.Б., Никифоров В.И.Указ. соч. С 58-59.
1. Экономика современного туризма / Под ред. Карповой В.А. – М.: СПб «Герда», 1998. С. 95.
1 Чудновский А.Д., Жукова М. А. менеджмент туризма: Учебник. – М. : Финансы и статистика, 2003. С. 131
2 Сенин В.С. Указ. Соч. С. 224
1 www.turizm.ru
2 Борода В Сколько чартеров нужно рынку? // Туристический бизнес. – 2001. - №12.
1 Чудновский А.Д., Жукова М. А. менеджмент туризма: Учебник. – М. : Финансы и статистика, 2003. С109 -111.