logo search
ЦО

Нормативно-правовые акты регулирования ценообразования в Республике Беларусь.

В любой рыночной стране государство, тем или иным способом, вмешивается в процесс формирования цен, так как без его участия процесс формирования цены приводит к деформациям в экономике и экономически-неоправданному ухудшению положения отдельных субъектов и секторов экономики.

Регулирование ценообразованием реализуется 2 путями:

  1. путем прямого регулирования (административного) – осуществляется в соответствии со статьей 8 Закона РБ «О ценообразовании» с применением методов установления:

-фиксированных цен

-предельных цен (тарифов)

-предельных нормативов рентабельности, использующихся для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену

-предельных торговых надбавок (скидок к ценам)

-порядок определения и применения цен (тарифов)

-декларирование цен (тарифов)

Решение о выборе конкретного метода регулирования цен применяется исходя из государственных интересов, отраслевых особенностях, финансового состояния организации.

  1. путем косвенного регулирования - осуществляется через воздействие на ценообразовательные факторы, путем проведения мероприятий в области кредитно-денежной, налоговой, тарифной политики, разработку стандартов поведения в ценовой рекламе, препятствующей недобросовестной конкуренции.

Государственное регулирование цен предполагает введение или отмену ценовых и других лимитов по различным товарам(лимит на электроэнергию, топливо и т.д.), непосредственное изменение уровня отдельных цен и нормативов, налоговых и кредитных ставок, платежей, фиксирование( замораживание) цен на определенный период и т.д.

Цели государственного регулирования цен в следующем:

-не допустить роста цен в результате монополизма производителей

-способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующейся на снижение затрат, не допустить разрушительной конкуренции

-обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях экономики

-достигнуть определенных социальных результатов, в частности, обеспечить поддержание прожиточного минимума, возможность приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

Сохраняется необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность.

Степень государственного регулирования должна дифференцироваться в зависимости от социальной значимости товаров и услуг, состояние конкретной среды вида продукции (отечественная или импортная).

Оперативное решение актуальных проблем в области ценообразования осуществляет «Комиссия по координации деятельности республиканских органов государственного управления по вопросам ценообразования при Совете Министров РБ».

2. Поскольку существует государственное регулирование цен, то существует и государственный контроль за ценами, так как нарушение дисциплины цен ведет к необоснованному получению прибыли.

01.02.1993г. утверждено Положение о государственном контроле за применением цен.

02.12.1994г. принято «Постановление Кабинета Министров о Повышении Эффективности контроля за ценами». Ответственность за нарушение законодательства РБ о ценообразовании предусмотрена Законом о ценообразовании и другими документами.

Контроль за соблюдением действующего порядка формирования и применения цен осуществляется Комитетом государственного контроля, органами ценообразования, Министерствами и другими органами государственного управления, подчиненными правительству РБ.

В систему органов ценообразования входят: Департамент ценовой политики, Министерство экономики, управление ценовой политики облисполкома и Минского горисполкома, инспекторы по контролю за ценами в городах, районах и районах городов.

Основные задачи органов контроля: социально-экономический анализ и экспертиза формирования цен, их экономическая обоснованность с учетом отражения затрат, прибыли, налогов, качества продукции, профилактика нарушения дисциплины цен.

Органы контроля принимают решения о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов в соответствии с законодательством.

Государственный контроль за ценообразованием осуществляется во взаимодействии с Комитетом государственного контроля, прокуратурой, Государственным налоговым комитетом и министерством финансов.

Может осуществляться общественный контроль за соблюдением прав потребителя в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителя со стороны общественных объединений потребителей.

Основные принципы формирования и регулирования цен в условиях перехода РБ к рынку

При переходе от административной системы управления к рыночному хозяйству необходимо государственное регулирование цен и контроль за ними. В связи с этим решается триединая задача:

1.поддержание приемлемого уровня жизни населения;

2.стимулирование производства, прежде всего наиболее дефицитных товаров повседневного спроса;

3.предупреждение резких скачков цен и заработной платы и обеспечение общеэкономической ситуации, максимально приятной для деловой активности.

Государственное регулирование цен в РБ связано с особенностями социально-экономического положения РБ:

1 экономика РБ характеризуется высокой степенью монополизации производства, в том числе товаров народного потребления.

2 контроль со стороны государства и обоснованная политика цен важны в условиях высоких темпов инфляции. Нельзя допустить падения жизненного уровня населения, надо оказывать воздействие на соотношение цен и доходов.

Принципы формирования и регулирования цен должны обеспечить макро и микроэкономическое регулирование ценообразующих процессов экономики РБ.

На уровне макроэкономики механизм действия цен не должен быть изолирован, а находится во взаимодействии с денежно-кредитной и бюджетно-финансовой системой. Механизм увязывается созданием специальных административно-правовых механизмов, регулирующих процессы ценообразования на макроуровне.

На микроуровне цены формируются в направлении приближенном к мировым стандартам рыночной экономики, существует прямое регулирование уровней и соотношений цен и контроль за ценами.

Принципы формирования и регулирования цен связаны с положениями:

- цены должны быть такими, чтобы покрыть затраты предприятия на производство, обеспечить расширенное производство;

- уровень цен должен быть таким, чтобы обеспечить поступление в доход бюджета налогов для государства;

- цены должны «сигнализировать» потребителям продукции о затратах на производство и побуждать их к рациональному расходованию приобретенных продуктов;

- цены должны стимулировать производство продукции, если это выгодно, и наоборот, способствовать его снижению, когда затраты превышают потребительскую стоимость товара;

- с целью обеспечения расширенного производства уровень цен на приобретенную продукцию должен приводить к снижению цены на единицу потребительской стоимости, что обеспечит социально-экономическую эффективность потребителя.

3. Основным документом в области ценообразования РБ является Закон "О ценообразовании" от 10.05.1999г. Документ определяет правовые основы государственной политики в области ценообразования РБ, сферу применения свободных и регулируемых цен, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности, ответственность организации.

В Законе даны определения основных категорий, понятий ценообразования, охарактеризованы субъекты ценообразования, раскрыты принципы установления и регулирования цен (тарифов), изложены принципы ценообразования, определена государственная политика ценообразования, полномочия субъектов ценообразования, государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования.

В Законе РБ отмечено, что применяются свободные цены, в исключительных случаях – регулируемые цены (тарифы) – на товары (работы, услуги), занимающие доминирующее положение на товарных рынках РБ, отдельные социально-значимые товары по конкретному перечню, установленному президентом или Советом министров РБ и другие виды цен.

Фиксированные цены устанавливаются государственными органами, наделенными соответствующими правами, на продукцию:

- белорусская нефть и нефтепродукты;

- природный газ изжиженный;

- электроэнергия;

- водка белая и спирт;

- отдельные виды коммунальных услуг;

- серийная продукция оборонного назначения.