Список рекомендуемой литературы
1. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1995.
2. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, Вита-пресс, 1996.
3. Оуэн Р. Избранные сочинения: В 2 т. М.; Л., 1950.
4. Сисмонди Ж.С. Новые начала политической экономии: В 2 т. М., 1935.
7. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.
Тема 10. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ
(Историческая школа Германии)
1. Предпосылки возникновения и особенности методологии немецкой исторической школы.
2. Экономические концепции Ф. Листа и старой исторической школы.
3. Экономические концепции новой исторической школы.
4. Экономические концепции новейшей исторической школы.
1. Предпосылки возникновения и особенности методологии
немецкой исторической школы
Историческая школа – это направление экономической мысли, альтернативное классической политической экономии, возникшее в Германии во второй половине XIX века и получившее название «немецкая историческая школа» или «историческая школа Германии». Причины возникновения этой школы связаны с особенностями развития Германии. До 1871 г. Германия представляла собой раздробленную территорию, на которой находилось более 30 феодальных земель. Ее объединение было экономически и политически необходимо. Немецкая интеллигенция всячески подчеркивала духовное единство германской нации, большое внимание уделялось истории Германии. Теоретическому оформлению этих идей положила начало возникшая в Германии в первой половине XIX века историческая школа права. Ее лидер Фридрих Карл Савиньи (1779-1861) доказывал, что право должно руководствоваться не абстрактной логикой, а опираться на национальный дух данной страны. Он считал, что действовать должно то, что правоведы называют обычным правом. Эти идеи восприняла и историческая школа в экономической науке.
Эта школа, по сути, олицетворяет не столько историческое, сколько социально-историческое направление, потому что ее авторы, в отличие от классиков, включили в предмет исследования политической экономии наряду с экономическими и неэкономические факторы. Тем самым они впервые начали рассмотрение в историческом контексте всего многообразия социально-экономических проблем, всей совокупности общественных отношений.
Критика классической политэкономии. Представители исторической школы единодушны в том, что классическая теория чрезмерно увлекается абстракциями и обобщениями и недооценивает значение фактов и наблюдений, связанных с прошлым и настоящим. Они также обвиняют классиков за абсолютизацию принципов экономического либерализма (laissez faire), приверженность универсальной экономической науке и настаивают на целесообразности исследования реального, а не мнимого изображения конкретной действительности.
К особенностям методологии исторической школы можно отнести следующие характеристики:
1) учет влияния на экономическое развитие страны социальной среды, в том числе «человеческого фактора»;
2) выявление взаимосвязи и взаимообусловленности экономических и неэкономических факторов и категорий;
3) определение места и роли неклассовых критериев в исследовании фаз и этапов развития общества.
В связи с первой методологической особенностью представители исторической школы отрицают центральный тезис классической теории об универсальном характере экономических законов. Они утверждают, что результативность экономических процессов зависит не только от экономических (базисных) факторов, но и от многообразных неэкономических (надстроечных) факторов, т.е. факторов социальной среды. К их числу относятся национальные особенности и традиции; своеобразие исторического развития нации, ее менталитет; историческая случайность; географические условия страны, особенности национальной культуры, психологии, религии и др.
Вторая особенность состоит в том, что причинно-следственному (казуальному) методу классической теории историческая школа противопоставляет функциональный метод. У классиков неэкономические факторы обусловлены влиянием экономических факторов. Немецкие авторы рассматривают значение экономических и неэкономических факторов в процессе эволюции хозяйственной жизни как взаимосвязанные и взаимообусловленные. Нередко авторами делается столь значительный акцент на особую роль в экономическом развитии неэкономических факторов, что это обернулось практическим насаждением в германском общественном мнении в к. XIX –н. XX вв. идей об «уникальности немецкого национального духа», об особой исторической миссии «арийской расы» и т.д.
Третья методологическая особенность исторической школы состоит в том, что авторы обосновывали фазы, этапы, схемы экономического развития общества на всем протяжении исторического пути нации, противопоставляя классовому критерию сугубо хозяйственный. У классиков же критерием при историческом анализе является выявление низших, высших, главных, неглавных классов общества.
В процессе эволюции исторической школы в Германии в экономической литературе выделяют три этапа. Первый этап охватывает период 40-60-х гг. XIX в. и получил название старая историческая школа. Основные представители этого этапа Ф. Лист (предшественник), В. Рошер, Б. Гильдебранд, К Книс. Второй этап приходится на 70-90-е гг. XIX в. и называется «новая историческая школа»; основные авторы - Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер. Третий этап имел место в течение первой трети XX в. под названием «новейшей исторической школы». Основные представители – В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитхоф.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель