logo search
IEU_nov_zel_uch

3. Экономические концепции новой исторической школы

Новая историческая школа сложилась в 70-е гг. XIX в. и стала более многочисленной. Ее основателями были Густав Шмоллер, Луйо Брентано и Карл Бюхер. Они считали главной задачей экономической науки сбор конкретно-исторического материала и разработку рекомендаций по реформированию экономики. Представители этой школы собрали и проанализировали огромный фактический материал. Считается, что именно эта школа положила начало новой отрасли знаний – истории народного хозяйства. Однако увлечение этой школы практическими вопросами отодвинуло на второй план фундаментальные исследования, не дающие незамедлительных практических решений рассматриваемых проблем.

Главой новой исторической школы являлся Густав Шмоллер (1838-1917). В 90-е гг. XIX в. между Г. Шмоллером и главой австрийской школы К. Менгером (основатель маржинализма) шла острая дискуссия о методе экономической науки. В этом «методологическом споре» Шмоллер довел до абсолюта отрицание абстрактного метода или, как он его называл «метода изоляции». Он критиковал даже своих предшественников Рошера и Гильдебранда за то, что «они придавали слишком большое значение теоретическим результатам общей истории». Г. Шмоллер отрицал какие бы то ни было экономические законы, подчеркивал единство и равнозначность всех элементов общественной системы. «Народное хозяйство есть часть общественной жизни и должна восприниматься только в связи с другими общественными проявлениями». «Это значит, - писал по этому поводу Й. Шумпетер, - что изучению подлежал весь исторически проявившийся комплекс человеческих мотиваций, экономических не в большей степени, чем всех остальных». Шумпетер видел в таком подходе свои плюсы и минусы. «Хотя подобные исследования, - указывал он, - никогда не позволят сформулировать четкие теоремы, они могут породить (в соответствующим образом подготовленном сознании) нечто более ценное. Они могут стать источником тонких ассоциаций, дать глубокое понимание социальных или специфически экономических процессов, чувство исторической перспективы или, если хотите, органической взаимосвязи вещей, которую чрезвычайно трудно, а может, и невозможно сформулировать».

Однако в своей итоговой работе «Очерк общего учения о народном хозяйстве» (1900-1904) Г. Шмоллер стал отходить от крайнего эмпиризма. Более молодые представители школы Шмоллера также в определенной степени возвращаются к идеям исторических закономерностей. Особенно это проявилось во взглядах Карла Бюхера (1847-1930). В своей работе «Возникновение народного хозяйства» (1893) он выделяет три этапа развития экономики по принципу развития хозяйственных связей: «замкнутое домашнее хозяйство», «городское хозяйство», где появляются хозяйственные связи в масштабах местного рынка, и «народное хозяйство», где хозяйственные связи охватывают множество субъектов масштабах всего рынка.

Новая историческая школа развивалась в период становления единого германского государства, возникшего в 1871 г., поэтому проблема роли государства в экономике занимала в ее исследованиях большое место. Наиболее активно этой проблемой занимались Г. Шмоллер и Луйо Брентано (1844-1931). Представителями новой исторической школы была выдвинута теория «государственного социализма» (в прессе она получила название «катедер-социализм» или «профессорский социализм»). «Государственный социализм» трактовался как некий третий путь между концепцией «экономического либерализма» и марксистским социализмом. Речь шла о разработке законов, гарантирующих определенные права всем, но в первую очередь низшим слоям общества (трудовое законодательство и т.п.), о развитии профсоюзного движения, создания системы социального страхования, развитии кооперации (потребительской, производственной, кредитной), введение всеобщего начального образования и т.п. Обобщающей целью теории «государственного социализма» было достижение классового мира и эффективного функционирования экономики.