logo search
Статистика конспект лекций часть 2 для ЧГПУ им

Индексы цен.

Важную роль при изучении изменений цен во времени, пространстве или при сопоставлении с другой базой сравнения играют индексы цен.

Индивидуальный индекс цен

Характеризует динамику цены товара или услуги и определяется по формулам:

(базисный индекс); (цепной индекс),

где - цена товара в предыдущем периоде;

- цена товара в текущем периоде;

- цена товара в периоде, который принят за базу сравнения

Для изучения изменения цен по однородным видам товаров используют субиндексы.

Субиндексы (неоднородные группы товаров):

где - объем продукции

,

где n – число индивидуальных индексов или число товаров.

Сводные (агрегатные) индексы цен

Для характеристики изменения цен по разнородным видам товаров используют сводные (агрегатные) индексы.

Индекс цен Лайспейреса:

Представляет собой сравнение агрегированных цен, взвешенных по физическим объемам базисного периода. Вычисляется по формуле:

,

где - количество товара в базисном периоде;

,- цена единицы товара соответственно в отчетном и базисном периодах.

Показывает, на сколько изменилась цена в отчетном периоде по сравнению с базисным, но по продукции, которая была реализована в базисном периоде, и экономию либо перерасход(), который можно было бы получить от изменения цен.

Средний арифметический индекс цен Лайспейраса:

Определяется по формуле

Индекс цен Пааше:

Представляет собой сравнение агрегированных цен, которые взвешены по физическим объемам текущего периода. Определяется по формуле

Показывает, во сколько раз возрос или уменьшился в среднем уровень цен на массу товара, реализованную отчетном периоде, или на сколько товары в отчетном периоде стали дороже либо дешевле, чем в базисном().

Средний гармонический индекс Пааше определяется по формуле :

«Идеальный» индекс Фишера:

Представляет собой среднюю геометрическую из произведений двух агрегатных индексов цен Ласпейреса и Пааше. Определяется по формуле

Индекс цен Эджворта-Маршалла:

Определяется по формуле

Индекс показывает динамику цен в условиях среднего объема продаж отчетного и базисного периодов.

Индексы средних уровней

Для изучения изменения цен по однородным группам товаров по совокупности единиц используют индексы средних уровней.

Индексы изменения средней цены:

Iпер.сост =, или Iпер.сост=,

где d,d - доля каждой группы товаров в общем объеме расходов в отчетном и базисном периодах; определяется по формуле

и

Iпост.сост=, или Iпост.сост=

Iстр.сдв=, или Iстр.сдв=

Абсолютное изменение средней цены:

за счет следующих факторов:

- изменения цен на отдельные товары -

- изменение структуры продукции -