Логистика закупок, расчёт оптимальных складских запасов. Сущность, цели и задачи закупочной логистики
Зaкyпoчнaя лoгиcтикa - этo yпpaвлeниe мaтepиaльными пoтoкaми в пpoцecce oбecпeчeния пpeдпpиятия мaтepиaльными pecypcaми.
Цeль зaкyпoчнoй лoгиcтики - нaдeжнoe и кaчecтвeннoe oбecпeчeниe пpoизвoдcтвeнныx пoдpaздeлeний фиpмы мaтepиaльными pecypcaми, нeoбxoдимыми для выпoлнeния зaдaннoгo пpoизвoдcтвeннoгo pacпиcaния.
В лoгиcтикe oтнoшeния c пocтaвщикaми дoлжны cтpoитьcя нa cлeдyющиx пpинципax:
oбpaщaтьcя c пocтaвщикaми тaк жe, кaк и c клиeнтaми фиpмы;
нe зaбывaть, нa дeлe дeмoнcтpиpoвaть oбщнocть интepecoв;
знaкoмить пocтaвщикa co cвoими зaдaчaми и быть в кypce eгo дeлoвыx oпepaций;
пpoявлять гoтoвнocть пoмoчь в cлyчae вoзникнoвeния пpoблeм y пocтaвщикa;
coблюдaть пpинятыe нa ceбя oбязaтeльcтвa;
yчитывaть в дeлoвoй пpaктикe интepecы пocтaвщикa.
Зaдaчи, oтнocящиecя к зaкyпoчнoй лoгиcтикe:
oпpeдeлeниe пoтpeбнocти в мaтepиaльныx pecypcax;
иccлeдoвaниe pынкa зaкyпoк;
выбop пocтaвщикoв;
ocyщecтвлeниe зaкyпoк;
кoнтpoль пocтaвoк;
пoдгoтoвкa бюджeтa зaкyпoк;
кoopдинaция и cиcтeмнaя взaимocвязь зaкyпoк c пpoизвoдcтвoм, cбытoм, cклaдиpoвaниeм и тpaнcпopтиpoвaниeм, a тaкжe c пocтaвщикaм
Механизмы закупочной логистики
Важность функции снабжения для эффективного функционирования предприятия
В ЛЦ каждая организация покупает МР у предыдущих поставщиков, добавляет к ним ценность и продает их следующим потребителям. Таким образом, МР все дальше перемещаются по цепи поставок, и каждая закупка становится свого рода толчком для продолжения этого перемещения. Таким образом, снабжение предприятий различными видами МР является механизмом, который фактически запускает МП в движение по цепи поставок.
Закупочная логистика – это деятельность по управлению МП в процессе снабжения предприятия МР: сырьем, материалами, комплектующими, товарами. Она занимается организацией всех видов деятельности, связанных с получением МР и услуг от поставщиков: закупку, доставку, приемку, временное хранения МР и др. Снабжение – это важная функция логистики по двум основным причинам:
1) от цены и качества МР, своевременности их поставок зависит эффективность производственного процесса (отсутствие брака, сбоев, простоев, низкая себестоимость), качество ГП и, в конечном итоге, качество обслуживания потребителей;
2) на снабжение приходится значительная доля общих расходов предприятия (в среднем, около 60%), поэтому даже небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды.
Таким образом, эффективная организация снабжения является основой для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия. Цель закупочной логистики – создание надежного и беспрерывного МП в организацию с максимально возможной экономической эффективностью. Основу экономической эффективности составляет поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. К основным задачам закупочной логистики относят:
· Информационные: определение потребности в МР; исследование рынков закупок; задача "сделать или купить"; задача выбора поставщика;
· Задачи реализации;
· Задачи интеграции и координации закупок с производством, сбытом, складированием, транспортированием, а также с поставщиками: 1) тесное взаимодействие с подразделениями, использующими МР, развитие взаимоотношений, понимание их запросов; 2) обсуждение ассортимента, объемов, сроков, цены, требований по качеству, упаковке, таре и других параметров поставок с заинтересованными сторонами (конструкторами, технологами, производственниками, специалистами по УЗ, складскими работниками, транспортниками и др.); 3) согласование деятельности подразделений предприятия, участвующих в продвижении МП от поставщика к месту его непосредственного использования на предприятии; 4) анализ отношений с поставщиками, отбор поставщиков для организации долгосрочного сотрудничества, соблюдение правил работы с поставщиками и т.п.
Информационные задачи закупочной логистики: задача «сделать или купить», задача «выбора поставщика»
Задача "сделать или купить"
Не существует предприятий, которые могли бы самостоятельно производить все используемые в своей деятельности ресурсы. Поэтому актуальной является задача принятия решения (ПР) о том, закупать ли те или иные материалы, комплектующие изделия, детали или производить самим. ПР по проблеме "сделать или купить" (MOB – Make-or-Buy Problem) базируется на учете внешних и внутренних факторов.
К внешним факторам ПР относится степень развития логистических отношений в данной экономической системе. Чем более развиты логистические связи, тем выше надежность поставок и тем ниже риск потерь. К внутренним факторам ПР относятся условия на самом предприятии.
К плюсам самостоятельного производства относятся: снижение зависимости предприятия от поставщиков, от колебаний рыночной конъюнктуры, т.е. повышение устойчивости функционирования предприятия; возможность непосредственного управления качеством комплектующих на стадии их производства и др. К плюсам внешних закупок относятся: как правило, более высокое качество и низкая себестоимость комплектующих вследствие специализации производителя; концентрация усилий на основном виде деятельности; гибкость в изменении видов выпускаемой продукции за счет быстрого получения требуемых МР от поставщиков и др. В табл. 5.1 представлены условия, при которых может быть (но не обязательно) принято решение о внешних закупках или собственном производстве.
Таблица 5.1
Условия (выгодность) внешних закупок или собственного производства
Факторы | Выгодность | |
внешних закупок | собственного производства | |
Потребность | невелика | стабильна и достаточно велика |
Необходимые мощности | отсутствуют | присутствуют |
Необходимые кадры | отсутствуют | присутствуют |
Поставщики исходных МР для производства комплектующих | доступны (ассортимент, качество, цены и др.) | недоступны |
Транспортные тарифы | невысокие | высокие |
Помимо анализа перечисленных факторов, для принятия такого решения необходимо определить и сопоставить затраты на закупку и на собственное производство. В целом затраты на закупку определяются ценой поставщика, но при этом включают: затраты на оформление заказа; транспортировку; страхование; упаковку; складирование; обработку (переработку, сортировку и т.п.); оплату персонала, связанного с закупками и т.п.
Затраты на собственное производство состоят из затрат на производство (стоимость сырья, энергии, рабочей силы, хранения, амортизации, накладных расходов) и возможных капитальных затрат на организацию требуемого производства (покупка, доставка, монтаж оборудования, обучение рабочих).
Задача выбора поставщика
Поиск, обработка и анализ информации по рынкам закупок, поставщикам – весьма трудоемкий и долгий процесс. Если организация ищет поставщика для важной в стратегическом плане продукции, то необходимо помнить, что плохой поставщик может вызвать гораздо больше проблем, чем плохие материалы. Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение, и не может быть полностью формализован. Тем не менее, существуют следующие стандартные этапы решения этой задачи.
1. Поиск потенциальных поставщиков.
1) объявление конкурса;
2) изучение рекламных материалов;
3) посещение выставок и ярмарок;
4) переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
2. Анализ потенциальных поставщиков по критериям:
1) цена;
2) качество продукции;
3) надежность поставок (соблюдение договоров по срокам поставки, по ассортименту, комплектности, качеству и количеству продукции);
4) удаленность поставщика от потребителя;
5) сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
6) наличие резервных мощностей;
7) организация управления качеством у поставщика;
8) психологический климат у поставщика;
9) способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;
10) финансовое положение поставщика.
3. Оценка потенциальных или существующих поставщиками на основе:
1) критериев выбора поставщика;
2) анализа значимости товара (для которого закупаются МР) для производственного или торгового процесса;
3) значимости (важности) каждого критерия;
4) оценок поставщиков по каждому критерию.
Задачи реализации закупок
К задачам реализации закупок относят:
· организацию и осуществление закупок: согласование цены и заключение договора на поставку; выбор метода закупок; определение требуемых складских площадей; подача заказов; документальное оформление поставок; организация платежей; организация доставки к месту хранения; экспедирование; составление графика поставок, согласованного со всеми поставщиками; организация приемки и размещения товаров на складе и т.д.;
· контроль поставок: соблюдение обоснованных сроков закупки, соблюдение требований по объему поставок и качеству МР, пункту назначения и др.;
· подготовку бюджета закупок.
Задачи складского хозяйства
Основными задачами складского хозяйства являются:
- организация надлежащего хранения материальных ценностей;
- бесперебойное обслуживание производственного процесса;
- отгрузка готовой продукции.
Структура складского хозяйства (8.8) зависит от специфики производственного процесса, типа производства и объема выпуска продукции.
Функции подразделений складского хозяйства:
- планирование работ;
- приемка, обработка (в том числе сортировка) грузов;
- организация надлежащего хранения (создание условий для исключения повреждений порчи; поддержание необходимой температуры, влажности);
- постоянный контроль и учет движения материальных ценностей;
- своевременное обеспечение производственного процесса материалами, комплектующими изделиями и т.д.;
- создание условий, предотвращающих хищение материальных ценностей;
- строгое соблюдение противопожарных мер безопасности (особенно на складах ГСМ, ЛВЖ, красок и лаков, резино-технических изделий, химикатов и т.п.);
- комплектование готовой продукции, консервация, упаковка ее, подготовка отгрузочной документации и отгрузка.
Механизация и автоматизация складских работ - основное направление совершенствования организации работ, связанных с хранением материальных ценностей и передачей их в производство. Современный склад - это сложное хозяйство, состоящее из вертикальных стеллажных конструкций (нормальная высота до 10 и более метров); автоматические штабелирующие машины с программным управлением, специальная тара, перегрузочные устройства, технические средства систем автоматического управления складом.
Большое распространение получили вертикально-замкнутые (люлечные) склады с программным управлением, которые занимают малые производственные площади, но имеют достаточно большую емкость за счет вертикального расположения.
В современном промышленном производстве процессы транспортировки и складирования все более интегрируются в единый автоматизированный комплекс, управляемый ЭВМ.
- Объект, предмет и методы изучения дисциплины «Экономика предприятия».
- Общая характеристика фирмы: цели, задачи, функции.
- Понятие «рынок». Основные компоненты рынка.
- Роль государства в регулировании рыночных отношений.
- Классификация и структура предприятий.
- Риски предприятий, их виды и особенности.
- Организационно-правовые формы предпринимательства. Сравнительная характеристика.
- Малое предпринимательство: критерии и особенности функционирования.
- Необходимость и формы объединений предприятий: ассоциации, концерны, консорциумы, холдинги, финансово-промышленные группы.
- Ассоциация - объединение на договорной основе нескольких предприятий с целью совершения конкретных сделок, прибыль или убытки от которых члены ассоциации делят пропорционально вложенному капиталу.
- Маркетинг в системе управления: понятие, цели системы маркетинга.
- Изучение потребителей и сегментация рынка.
- Методы продвижения товаров.
- Основные фонды предприятия: понятие и экономическая сущность.
- Классификация и оценка основных фондов предприятия.
- Износ. Способы начисления амортизации.
- Амортизация основных средств
- Способы начисления амортизации основных средств
- Показатели эффективности использования основных фондов. Показатели движения и использования основных средств
- Оборотные средства предприятия: понятие и экономическая сущность.
- Классификация оборотных средств предприятия. Стадии кругооборота оборотных средств.
- Кругооборот оборотных средств. Показатели оборачиваемости
- Фонды обращения, оборотные фонды. Их состав и характеристика.
- Нормирование оборотных средств.
- Персонал предприятия: понятие, классификация и структура.
- Показатели использования трудовых ресурсов. Стоимостные, натуральные и трудовые показатели производительности труда.
- Планирование численности персонала предприятия.
- Мотивация труда.
- Анализ и оценка эффективности деятельности предприятия. Методы анализа.
- Финансы предприятия: понятие, экономическая сущность, функции.
- Финансовые ресурсы. Предпринимательский и ссудный капитал.
- Основные формы оплаты труда. Элементы тарифной системы оплаты труда.
- Экономическая сущность издержек предприятия. Классификация затрат.
- Элементы затрат предприятия. Состав и характеристика элементов.
- Группировка затрат по статьям калькуляции. Состав и характеристика статей калькуляции.
- Группировка затрат в соответствии с системой «директ костинг». Графическая связь между выручкой, себестоимостью и прибылью предприятия. Точка безубыточности.
- Принципы формирования цены на продукцию, услуги предприятия.
- Порядок формирования и распределения прибыли.
- Основные принципы налогообложения в рф.
- Налоговая нагрузка предприятия.
- Управление предприятием. Понятие, основные методы и принципы управления.
- Организационные структуры предприятия.
- Планирование, виды планирования, методы планирования.
- Стратегическое планирование.
- Технико-экономическое и оперативно-календарное планирование.
- Материально-техническое снабжение на предприятии.
- Логистические системы: понятие, цели системы логистики.
- Свойства логистики
- Концепция и принципы построения логистических цепей.
- Виды информационных логистических систем и принципы их построения
- Логистика закупок, расчёт оптимальных складских запасов. Сущность, цели и задачи закупочной логистики
- Производственный процесс. Понятие производственного процесса. Принципы организации производства.
- Производственная структура предприятия. Различия структур по отраслям материального производства.
- Научно-техническое развития предприятия. Факторы и основные направления нтр предприятия.
- Инвестиции и управление проектами. Понятие и сущность инвестиций.
- Классификация инвестиций. Источники финансирования инвестиций.
- Необходимость разработки и структура бизнес-плана.
- Методы оценки эффективности инвестиционных проектов.
- Понятие несостоятельности (банкротства) предприятия. Процедуры банкротства.
- Процедуры банкротства
- Упрощенные процедуры банкротства
- Пути предотвращения банкротства. Роль банкротства предприятий для экономики страны.
- Экономическая сущность и принципы аренды.
- Сущность и преимущества аренды в форме лизинга на предприятии. Экономическое значение лизинга.
- Франчайзинг как смешанная форма предпринимательства.
- Внешнеэкономическая деятельность предприятия и формы международного разделения труда.