logo search
Экономика КурсЛ

9.1. Спрос, закон спроса, факторы, определяющие спрос

В основе формирования спроса лежат потребности. Но не всякая потребность учитывается рынком и превращается в спрос. Желание получить тот или иной товар (услугу) должно дополняться возможностями потребителя, т.е. рынок учитывает лишь платежеспособные потребности.

Под спросом понимается количество товара, которое желают и могут приобрести покупатели в единицу времени в конкретной рыночной ситуации.

Спрос зависит от многих факторов. Самой важной детерминантой рыночного спроса принято считать цену товара.

Согласно закону спроса, при прочих равных условиях, спрос тем больше, чем ниже цена товара. Условие «при прочих равных условиях» подчеркивает определяющую роль цены товара, но в то же время говорит о существовании других (неценовых) факторов, которые могут оказать влияние на рыночный спрос. Графически взаимосвязь величины спроса и цены отражается кривой спроса (рис. 1.1), имеющей отрицательный наклон для большинства товаров. Кривая спроса не отражает действие «прочих факторов», считая их постоянными величинами.

Направленность кривой спроса объясняется действием следующих ценовых факторов:

- эффектом замещения;

- эффектом дохода.

Эффект замещения - изменение в потреблении товара в ответ на изменение в его цене, рассматриваемое только как результат относительного изменения цены по отношению к ценам других товаров. При снижении цены на определенный товар у покупателя появляется стимул приобрести его больше, заменяя другие товары, удовлетворяющие аналогичную потребность, цена которых стала относительно выше. Иными словами, потребители предпочитают заменять дорогие товары более дешевыми.

Р

D

  1. Q

Рис. 9.1. Кривая спроса

Эффект дохода – изменение в потреблении товара в ответ на изменение в его цене, рассматриваемое только как результат изменения реального дохода потребителей в результате изменения цены анализируемого товара. Так снижение цены одного из товаров при прежнем размере номинального дохода и неизменных ценах других товаров дает потребителю возможность приобрести большее количество данного товара, не сокращая покупки других, либо потратить высвободившиеся средства на другие товары. В этом случае речь идет о повышении покупательной способности и реального дохода потребителя, а не о замене одного товара другим.

Степень влияния эффекта замещения и эффекта дохода на объем спроса зависит и от потребителя, и от товара. Эффект замещения не будет действовать или будет проявляться в незначительной степени, если у потребителя сформировались устойчивые вкусы, которые он не желает изменять, если у данного товара нет заменителей, либо при достаточном уровне потребления товаров первой необходимости и при прежних ценах. Эффект дохода будет действовать в меньшей степени у более богатых потребителей при покупке сравнительно дешевых товаров.

Ценовые факторы действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом. В различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. Для большинства товаров эффект дохода и эффект замещения действуют в одном направлении, вызывая больший объем покупок при снижении цены на товар. Но существуют ситуации, когда их действие может быть разнонаправленным.

Например, в условиях неразвитого рынка или в кризисном его состоянии повышение цен на относительно дешевые товары первой необходимости, занимающие значительное место в бюджете потребителя, может привести в действие эффект Гиффена. Бедные домашние хозяйства будут вынуждены вообще отказаться от более дорогих и качественных товаров и, чтобы удовлетворить наиболее насущные потребности, будут больше приобретать этих подорожавших товаров, которые все же остаются относительно дешевыми. Например, при повышении цены на хлеб или картофель, беднейшие слои населения откажутся не от их потребления, а сократят покупки более дорогих продуктов питания, таких, как мясо, фрукты и т.п. Кривая спроса в данном случае будет иметь положительный наклон. Эффект дохода перевешивает эффект замещения. Такие товары получили название товаров Гиффена, по имени английского экономиста Роберта Гиффена, обнаружившего и обосновавшего подобные ситуации.

Другая ситуация - эффект Веблена, или «демонстративное потребление». Товары Веблена - это прежде всего престижные товары, от приобретения которых некоторые потребители отказываются именно потому, что они стали доступными для других слоев населения. И, наоборот, спрос со стороны таких потребителей на дорогие эксклюзивные товары может даже возрасти при повышении их цены, если основной целью их приобретения являются соображения престижа, демонстрации достигнутого уровня и качества жизни.

При анализе спроса необходимо учитывать не только изменение цены товара, но и множество других факторов, способных оказать влияние на количество товаров и услуг, приобретаемых потребителями на рынке в конкретный период времени. До сих пор они рассматривались как «прочие равные условия». Различная роль и действие цены и неценовых факторов нашли отражение в экономических категориях: изменение величины спроса и изменение спроса.

Изменение величины (объема) спроса связано с изменением цены данного товара и выражается в передвижении вдоль кривой спроса от одной точки к другой, т.е. в переходе от одной комбинации «цена - количество товара» к другой на том же графике спроса.

Изменение спроса связано с изменением неценовых факторов. Оно отражается смещением кривой спроса вправо (при его увеличении) или влево (при уменьшении) от первоначального положения.

Основными неценовыми факторами спроса являются:

- потребительские предпочтения (вкусы), которые могут изменяться под действием рекламы, изменения моды, сезона и т.д.;

- число покупателей на рынке;

- денежные доходы покупателей;

- качество товара и сфера его использования потребителем;

- цены на взаимозаменяющие и/или взаимодополняющие товары. Рост цен на товары-заменители (чай и кофе; говядина и свинина) ведет к увеличению спроса на анализируемый товар и сдвигу графика спроса на него вправо. И, наоборот, повышение цены на сопутствующие товары (фотоаппарат и фотопленка; автомобиль и бензин) вызывает снижение спроса на анализируемый товар и смещение графика спроса влево;

- потребительские ожидания изменения рыночной ситуации (будущих цен или доходов).

Функция спроса – функция, определяющая зависимость спроса от всех влияющих на него факторов. Обычно она задается алгебраически:

Qd = α + β1хР + β2хРs+ β3х Рс + β4 х I + β5 х Т+ β6 х N + β7 х Е, (9.1)

где Qd - спрос на товар,

α - часть объема спроса, определяемая экзогенно, или переменными, специально не упомянутыми в функции спроса;

β1, β2, β3,… β7 - коэффициенты функции спроса, иллюстрирующие предельное влияние каждой независимой переменной на количество запрашиваемого товара;

Р - цена товара;

Рs - средняя цена товаров-заменителей;

Рс - средняя цена взаимодополняющих товаров;

I - доход потребителей;

Т - вкусы и предпочтения потребителей;

N - количество покупателей;

Е - ожидания покупателей.

В упрощенном виде функцию спроса можно представить следующим образом:

Qd =α ­­­─ β х P, (9.2)

где Р – цена товара, а параметры α и β отражают изменение неценовых факторов спроса. При изменении величины α происходит сдвиг кривой, а изменение величины β изменяет наклон кривой. Знак минус отражает обратную зависимость между уровнем рыночной цены и количеством продукции, на которую предъявляется спрос.