5.1. Типы структур управления. Выбор структуры управления
Традиционно под термином «управление» понимается организационное управление, будем придерживаться такого понимания.
Процесс управления независимо от объекта управления состоит из функциональных частей (функций), показанных на рис.:
Он включает в себя: организацию – формирование структуры фирмы, планирование – составление плана фирмы, контроль – количественную и качественную оценку результатов работы, мотивацию – деятельность по активизации сотрудников фирмы, координацию – обеспечение бесперебойной и непрерывной работы фирмы, согласование деятельности всех подсистем и подразделений.
На уровне фирмы как целого в фирмах-корпорациях объектом управления выступает корпорация и соответственно осуществляется корпоративное управление, субъектами которого могут быть только участники корпорации (общее собрание) или избранные ими корпоративные органы управления.
Состав и полномочия высших органов корпоративного управления определяются организационно-правовой формой фирмы, должны соответствовать законодательным нормам и определяются корпоративными актами, принимаемыми на собрании учредителей или акционеров.
Корпоративное управление – это комплекс действий, направленных на осуществление миссии фирмы и достижение целей, поставленных перед ней. Вопросы, подлежащие решению на уровне корпорации, регламентируются в учредительных документах фирмы, определяющих компетенцию собрания учредителей и исполнительных органов. К компетенции общего собрания относятся вопросы назначения на высшие исполнительные должности корпорации, а также важнейшие вопросы, относящиеся к управлению имуществом общества: формирование филиалов, крупные сделки с недвижимостью, инвестиционные проекты и т.д. К компетенции корпоративного управления относятся также внутрикорпоративные вопросы: распределение прибыли, эмиссия акций, продажа и ликвидация фирмы, слияние с другой фирмой, изменение размера уставного капитала и другие вопросы управления корпоративными финансами.
А) Корпоративные органы управления акционерными обществами.
Федеральный закон «Об акционерных обществах» предусматривает следующие органы управления акционерного общества: общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган (генеральный директор, директор), коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция), ревизионная комиссия. Закон предоставляет возможность использования четырех моделей управления акционерным обществом, структура которых представлена на рис.:
При выборе структуры корпоративного управления необходимо учитывать следующие особенности:
-
Согласно Закону «Об акционерных обществах» модели а) и б) могут быть использованы в любых акционерных обществах, модели в) и г) – в акционерных обществах с числом акционеров – владельцев голосующих акций менее пятидесяти, при этом в уставе может быть предусмотрено, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров, определенное лицо или орган. Кроме того, члены коллегиального исполнительного органа (правления) не могут составлять большинства в совете директоров. Совет директоров (наблюдательный совет) создается только при количестве акционеров более пятидесяти.
-
Модель а) усиливает полномочия совета директоров в ущерб полномочиям генерального директора, так как закон запрещает совмещение в одном лице должностей председателя совета директоров и генерального директора.
-
Модель б) позволяет усилить полномочия генерального директора.
Структурная схема корпоративного управления акционерным обществом, соответствующая модели а):
Прослеживается связь корпоративных органов управления с исполнительными органами, осуществляющими оперативное управление деятельностью фирмы.
Б) Корпоративные органы управления общества с ограниченной ответственностью.
Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» определяет следующие корпоративные органы управления ООО: общее собрание участников общества, совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган (генеральный директор, президент и др.), коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и др.), ревизионная комиссия (ревизор). Закон предусматривает четыре возможные модели управления ООО:
При выборе структуры корпоративного управления ООО необходимо учесть следующее:
-
Закон предусматривает обязательное наличие в ООО общего собрания и единоличного исполнительного органа. Остальные органы управления, могут формироваться по инициативе общего собрания участников.
-
Модель а) усиливает компетенцию председателя совета директоров и ослабляет влияние генерального директора (по закону эти должности не может занимать одно и то же лицо, а число членов правления в совете директоров не должно превышать четверти состава правления). Рекомендуется в случае наличия среди участников юридических лиц, наиболее заинтересованных в контроле над деятельностью ООО.
-
Модель б) значительно усиливает влияние генерального директора, т.к. позволяет беспрепятственно вводить в совет директоров представителей исполнительного уровня, зависящих от директора.
-
Модели в) и г) рекомендуются для ООО с небольшим количеством участников. При этом модель г) наиболее подходит для малого и среднего предпринимательства и делает директора подконтрольным только общему собранию.
Выбор структуры корпоративного управления происходит при создании ООО, когда объемы компетенции участников могут быть сужены (расширены) за счет единоличного исполнительного органа. К исключительной компетенции общего собрания участников относятся:
-
определение основных направлений деятельности ООО;
-
изменение устава и размера уставного капитала;
-
внесение изменений в учредительный договор;
-
образование исполнительных органов ООО, утверждение его полномочий;
-
избрание ревизионной комиссии (ревизора);
-
утверждение годовых отчетов и годового баланса;
-
распределение чистой прибыли;
-
утверждение внутренних документов;
-
эмиссионная деятельность;
-
назначение аудиторской проверки;
-
реорганизация и ликвидация ООО;
-
создание филиалов и представительств;
-
принятие в общество новых участников;
-
совершение крупных сделок;
-
избрание совета директоров.
Компетенция общего собрания участников ООО может распространяться и на ряд других вопросов.
Из всех вопросов, относящихся к компетенции общего собрания на решение совета директоров (наблюдательного совета) могут быть переданы обраование исполнительных органов ООО и досрочное прекращение их полномочий.
- 3.1. Особенности книжного рынка
- Раздел I
- 1.1. Сущность и виды предпринимательской деятельности
- 1.2 Что такое предпринимательство
- 1.3 Внешняя и внутренняя среда предпринимательства
- 1.4. Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле
- 1.5 История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России
- 1.6 Современные тенденции предпринимательской деятельности
- 1.7. Проверьте себя
- Что такое предпринимательство?
- Тема 2. Психология и культура предпринимательства
- 2.1 Книжное дело как культурный и деловой процесс
- 2.2 Профессионализм и деловая активность
- 2.3. Деловая репутация в бизнесе
- 2.4. Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы
- 2.5 Психология предпринимателя
- 2.6. Культура предпринимателя
- 2.7. Деловая этика и деловой этикет
- 2.8 Проверьте себя
- Раздел II
- Тема 3. Экономика предпринимательства
- 3.1. Особенности книжного рынка
- 3.2 Законы спроса и предложения
- 3.3 Циклы воспроизводства
- 3.4 Основной и оборотный капитал
- 3.5 Источники пополнения капитала
- 3.6 Доход, издержки, прибыль
- 3.7. Факторы, влияющие на получение прибыли
- 3.8. Регулирующая роль цены
- 3.9 Цена равновесия
- 3.10 Проверьте себя
- Тема 4. Правовые формы предпринимательства
- 4.1. Форма собственность как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности
- 4.2. Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела
- 4.3. Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле
- 4.3.1. Индивидуальное предпринимательство.
- 4.3.2 Коллективное предпринимательство
- 4.3.2.1 Товарищество (партнерство)
- 4.3.2.2. Корпорации
- 4.3.2.3. Производственные кооперативы
- 4.3.2.4. Унитарные предприятия
- 4.3.3. Объединения фирм.
- 4.3.4. Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).
- 4.4. Малое и среднее предпринимательство
- 4.5. Документы правового регулирования предпринимательства
- 4.6. Виды договоров
- 4.6.1. Авторский договор.
- 4.6.2. Договор купли-продажи.
- 4.6.3. Договор подряда
- 4.6.4. Заем и кредит (ст. 807-823).
- 4.6.5. Договор комиссии (поручение продажи).
- 4.7. Проверьте себя
- Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью
- Тема 5. Организация управления фирмой
- 5.1. Типы структур управления. Выбор структуры управления
- 5.2. Организация управления предпринимательской деятельностью
- 5.3. Система подготовки и принятия решений
- 5.4. Маркетинг в предпринимательской деятельности
- 5.5. Работа с персоналом
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Проверьте себя
- Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле
- 6.1. Планирование и его виды
- 6.2. Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия
- 6.3. Бизнес-план фирмы
- 6.4. Проверьте себя
- Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы
- 7.1. Источники информации в предпринимательской деятельности
- 7.2. Информационные технологии
- Для авторов и литературных агентств:
- 7.3. Проверьте себя
- Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности
- Тема 8. Финансы в книжном деле
- 8.1. Финансовые ресурсы и их источники
- 8.2. Система финансовых расчетов. Наличные операции
- 8.3. Безналичные операции
- 8.4. Налогообложение предпринимательской деятельности
- 8.5. Управление оборотным капиталом и прибылью
- 8.6. Инвестиции
- 8.7. Бухгалтерский учет
- 8.8. Расчет безубыточности
- 8.9. Ценообразование
- 8.10. Экспресс-анализ финансового состояния
- 8.11. Проверьте себя
- Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле
- 9.1. Товарные запасы книжной торговли
- 9.2. Организация сбыта товарной продукции
- 9.3. Планирование реализации и товарного покрытия
- 9.4. Выбор партнера. Организация договорного процесса
- 9.5. Действия по организации поставок
- 9.6. Логистика управления материальными потоками
- 9.7. Проверьте себя
- Раздел V. Создание фирмы и ее становление
- Тема 10. Этапы организации фирмы 1
- 10.1. Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача
- 10.2. Исследования рынка
- 10.3. Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности
- 10.4. Организационный бизнес-план
- 10.5. Расчет стартового капитала
- 10.6. Учреждение и регистрация фирмы
- 10.7. Стадии развития фирмы
- 10.8. Проверьте себя
- Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности
- 11.1. Предпринимательский риск и его виды
- 11.2. Пути и методы снижения риска
- 11.3. Информационная безопасность фирмы
- 11.4. Коммерческая тайна и ее защита
- 11.5. Служба безопасности фирмы
- 11.6. Проверьте себя