logo search
Экономика КурсЛ

9.2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения

В отличие от спроса предложение отражает поступление товаров на рынок для их продажи или обмена на другие экономические блага. Если спрос формируют покупатели, то предложение – продавцы.

Предложение – это совокупность товаров и услуг, являющихся результатом производства и представленных на рынке с целью продажи (обмена) в единицу времени в конкретной рыночной ситуации. Оно определяется производством, но не всегда совпадает с ним. При одном и том же объеме производства в зависимости от цен на товары и услуги предложение может изменяться.

Согласно закону предложения, при прочих равных условиях предложение тем больше, чем выше цена товара. Кривая предложения (рис. 1.2) обычно имеет положительный наклон.

Как и на спрос, на предложение действует целый ряд неценовых факторов, смещающих кривую вправо или влево.

К основным неценовым факторам предложения относятся:

- цены на ресурсы, используемые в производстве анализируемого товара;

- уровень технологии производства;

- цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары;

- ожидания изменения рыночной ситуации;

- налоги и дотации;

- число продавцов на рынке;

- цели фирмы.

Р

S

0 Q

Рис. 9.2. Кривая предложения

При предположении, что функция предложения носит линейный характер, а основной, определяющей переменной является цена, функция предложения может быть представлена в следующем виде:

Qs = γ + λ х P. (9.3)

Уравнение отражает прямую зависимость между уровнем цены и количеством продукции, которую производитель готов предложить рынку. Параметры γ и λ, как и в функции спроса, отражают изменения неценовых факторов.