logo search
Voprosy_k_ekzamenu_po_ekonomike_za_II_semestr

Модель ad-as.

Феликс:

Частичное равновесие. ***

!Частичное равновесие -- равновесие в одном из сегментов МКС, "на одном из рынков" -- это первое звено в процессе достижения полного равновесия.

Обычно частичное равновесие рассматривают на примере рынка, где реализуются все конечные товары и услуги (весь валовой продукт страны) -- На примере ТОВАРНОГО РЫНКА.

Стержнем установления равновесия на этом рынке является взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением.

Демонстрируется на той же модели, к-ая применялась для демонстрации конфигурации спроса и предложения на микроэкономическом уровне, но со след отличиями:

1. В микроэкономике рассматривалась реализация только одного товара. Здесь реализуется весь валовой продукт страны -- агрегированный рынок;

2. В микроэкономике рассматривалось пр-во только одного товара. Здесь показывается всё пр-во в масштабах МКС -- агрегированное пр-во (за основу берётся один из параметров -- иногда ВНП, ЧНП, Национальный доход и тд);

3. Цена также не одного товара, а совокупная стоимость всей произведённой продукции -- агрегированная цена.

Агрегированные цены исчисляются с помощью соответствующих индексов цен, к-ые и отражают изменения цен валового продукта.

_Общая конфигурация спроса и предложения примерно такая же, как и на индивидуальном рынке, только все показатели опять-таки агрегированы.

Механизмы действующие в данной модели:

1. Совокупный спрос -- спрос на все конечные товары и услуги, произведённые в стране; спрос на валовой продукт, созданный в стране; обеспеченная деньгами потребность в конечных продуктах и услугах; совокупность всех индивидуальных и рыночных спросов, к-ые складываются в стране.

Механизм находится на стороне населения, экономических агентов, к-ые формируют и предъявляют этот спрос. Величина совокупного спроса есть сумма всех расходов, осуществлённых в стране; он определяет совокупную ёмкость рынка страны.

А расходы зависят от доходов. Следовательно, доходы в конечном итоге и определяют спрос.

Расходы, формирующие совокупный спрос:

а) Личное потребление;

б) Частные инвестиции -- расходы на приобретение инвестиционных товаров;

в) Государственные расходы;

г) Чистый экспорт -- спрос, предъявляемый в связи с вывозом товаров за границу (именно чистый, потому что часть товаров по импорту прибывает, наполняя внутренний рынок).

Эти элементы воздействуют на совокупный спрос прежде всего через ценовые механизмы. Их действие примерно такое же, как и на индивидуальном рынке -- чем выше цена, тем меньше совокупный спрос, и наоборот.

В этих механизмах (перечислено 6), приводящих к такой связи между ценой и спросом, появляются некоторые изменения:

- Из числа этих механизмов исключается эффект замещения.

(См. пример с мандаринами и апельсинами -- изменяется цена одного из комплиментарных продуктов, спрос на него уменьшается, и увеличивается спрос на другой).

Здесь осуществляется совокупный спрос, т.е. спрос на все товары, поэтому он и не меняется.

- появляются 3 новых эффекта:

1. Эффект ставки процента.

Когда растёт цена, требуется больше денег для покупки товаров. Для этого нужно взять деньги взаймы.

Таким образом, под влиянием роста цен растёт спрос на денежном рынке.

Рост спроса на деньги по сравнению с предложением приводит к тому, что процент увеличивается.

Отсюда:

а) Не все могут позволить себе брать взаймы под такой процент, поэтому кол-во денег, на к-ые предъявляется спрос, уменьшается;

б) Если в пр-ве обеспечивается доход, меньший чем процент в банке, пр-во прекращается, деньги перетекают в банк, на них не покупают сырьё и энергию (ещё больше снижается спрос).

В результате:

а) Сокращается спрос на потребительские товары, так как

- часть потребителей не может взять кредит для покупки потребительских товаров (см. пункт а выше);

- сокращается зарплата, поскольку сокращаются инвестиции в пр-во;

б) Сокращается спрос на инвестиционные товары (см. пункт б выше).

Таким образом, эффект ставки процента приводит к существенному снижению совокупного спроса в стране.

2. Эффект "Богатства".

Когда растут цены, реальная покупательная сила богатства (дохода от богатства) снижается в прямой пропорции.

3. Эффект импортных закупок.

При росте цен внутри страны (за рубежом не меняются) снижается экспорт и увеличивается импорт, следователь чистый экспорт уменьшится, а значит уменьшится и спрос.

Совокупный спрос, как и любой другой, подвергается действию неценовых механизмов. Они действуют через те же факторы, что и в микроэкономике -- личное потребление, частные инвестиции, гос расходы и чистый экспорт.

Факторы неценового воздействия:

а) Благосостояние населения -- изменяется под влиянием политики доходов, как механизма МКР;

При увеличении этого фактора, совокупный спрос также увеличивается (перемещается по графику направо).

б) Ожидание повышения дохода;

в) Инфляционные ожидания;

г) Механизм налогов -- уменьшаются налоги, увеличивается спрос, и наоборот;

д) Частные инвестиции;

е) Гос расходы;

ж) Чистый экспорт.

Николаева Л.А., Черная И.П.:

Иная картина складывается при уменьшении совокупного спроса. Модель взаимодействия AD и AS (схема 49) показывает, что на кейнсианском отрезке реальный объем национального производства уменьшится, а уровень цен останется неизменным. На классическом отрезке цены упадут, а реальный объем национального производства останется на уровне полной занятости. На промежуточном отрезке предполагается, что реальный объем национального производства и уровень цен уменьшатся. В действительности обратное движение от AD4 до AD3 может не восстановить первоначальное равновесие, по крайней мере за короткий период времени. Сложность состоит в том, что цены как на товары, так и на ресурсы становятся «нерешительными», или негибкими, и не проявляют тенденции к снижению. Это объясняется прежде всего тем, что в структуре цен в среднем до 75% занимает заработная плата, которая не может быть снижена из-за коллективных договоров профсоюзов с предпринимателями, существованием законодательно закрепленного минимального уровня заработной платы и т. д. Поэтому экономические показатели, раз возросшие, не обязательно снижаются до начального уровня. Некоторые экономисты усматривают в такой тенденции эффект храповика, сравнивая низкую эластичность цен при уменьшении совокупного спроса с механизмом, который позволяет крутить колесо вперед, а не назад. Это означает, что уменьшение совокупного спроса от AD4 до AD3 будет наблюдаться при сохранении высокого уровня цен p2 и снижении объема национального производства до уровня Q2. В результате кейнсианский отрезок кривой AS сдвинется от уровня цен р1 до уровня р2.

Схема 49.

Модель взаимодействия AD и AS

Проблема, связанная с формой кривой совокупного предложения имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Например, ряд российских экономистов (Е. Гайдар, Б. Федоров) утверждали, что выходом из кризиса для отечественной экономики должно было стать замораживание спроса. Такой подход основывался на классической концепции, связывающей спрос не с изменением объемов производства, а с уровнем цен. Сторонники кейнсианского подхода, напротив, выступали за стимулирование спроса и поощрение объемов производства. Однако обе эти концепции не учитывали всех особенностей российской экономики, которые были проанализированы академиком Л. Абалкиным и получили название «парадокса макроанализа». Его суть в том, что вместо привычной картины, когда под воздействием роста цен спрос сокращается, а предложение растет, складывается совсем иная: кривые совокупного спроса и совокупного предложения ведут себя однозначно, двигаются в одном направлении. На графике это выглядит таким образом, что кривые AD и AS не пересекаются (схема 50).