logo search
Экономика КурсЛ

8.3. Функции рынка. Структура и инфраструктура рынка

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни общества.

Сущность и роль рынка проявляются в его функциях:

- регулирующая - рынок определяет объемы и структуру производимых товаров, воздействуя на экономические субъекты посредством ценовых сигналов;

- дифференцирующая (социальная) - рынок не только определяет уровень доходов това­ропроизводителей, их положение в экономике, он «отсекает» неэффективных производителей, в результате общество получает в конечном итоге больше возможностей для обеспечения достойного уровня жизни и социальной справедливости, чем в условиях уравнительного распределения;

- стимулирующая – рынок посредством ценового механизма заставляет товаропроизводителей оптимизировать свои условия производства, снижать затраты на производство продукции, повышать ее качества, внедрять в производство достижения НТП, обновлять и расширять ассортимент товаров и услуг;

- информационная - рынок сообщает участникам производства объективную информацию о потребностях и возможностях их удовлетворения, а также о необходимых для этого затратах;

- санирующая - рынок, опираясь и развивая конкуренцию, очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и предприимчивых;

- функция ценообразования -поступающие на рынок продукты и услуги одного назначения и качества содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат, но рынок признает лишь общественно необходимые затраты.

Существует множество способов классификации рынков по различным признакам:

  1. по механизму функционирования, то есть по степени ограничения конкуренции выделяются следующие модели:

рынок совершенной конкуренции и

рынки несовершенной конкуренции (монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии).

  1. по пространственному признаку (по степени охвата)

рынки делятся на местные, региональные, национальные, международные, и мировой рынок.

  1. по экономическому назначению объектов рыночных отношений выделяются рынок товаров и услуг, рынок факторов производства (труда, капитала, земельных ресурсов), рынок ценных бумаг, рынок инноваций, информационный рынок, финансовый рынок.

  2. по характеру продаж различают оптовый и розничный рынки;

  3. по степени регулируемости – регулируемый и нерегулируемый;

  4. по уровню насыщения – равновесный, избыточный, дефицитный.

Для успешной работы рынка необходимо существование ряда подсистем, служб и предприятий, опосредствующих рыночные сделки, – т.е. объектов рыночной инфраструктуры.

Рыночная инфраструктура – совокупность организационных институтов рынка, которые обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. К ним относятся: коммерческие банки и иные финансовые учреждения; товарные и фондовые биржи; торговые дома; биржи труда; информационно-коммерческие центры; оптово-посреднические фирмы; снабженческо-сбытовые организации; страховые компании; аудиторские фирмы; аукционы; ярмарки; маркетинговые центры; бизнес-центры; центры подготовки менеджеров, брокеров, дилеров.

Важной частью инфраструктуры рынка является развитая законодательная система, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов, определяющая правила «рыночной игры», а также система контроля и обеспечения выполнения принятых законодательных актов.

Эффективное государство – важнейший элемент инфраструктуры современной смешанной рыночной экономики.

Более подробно роль государства в функционировании рыночной экономики на микро- и макроуровне будут рассмотрены в разделах II и III данного курса лекций.