6.3. Прогнозирование издержек предприятия
Планирование издержек предприятия осуществляется с целью определения величины материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для изготовления и реализации продукции и получения прибыли. План по себестоимости продукции является составной частью общей системы планирования на предприятии. Прогнозирование себестоимости имеет целью определение затрат, необходимых для производства и реализации продукции при наиболее рациональном и эффективном использовании ресурсов. С помощью плана находится минимум таких затрат. Планирование себестоимости подразделяется на текущее и перспективное. Текущее основывается на составлении смет и калькуляций отдельных видов продукции из расчета на год. Перспективное нацелено на длительный период времени и план составляется на несколько лет. При составлении планов по себестоимости необходимо учитывать следующие данные:
объемы производства;
нормы расхода материальных ресурсов;
нормы затрат труда;
экономические нормативы;
научно-технический прогресс.
Для сравнения себестоимости применяются следующие показатели:
себестоимость сравнимой продукции;
затраты на один рубль товарной продукции.
Показатель снижения себестоимости сравнимой товарной продукции применяется для анализа изменения себестоимости во времени при сопоставимом объеме и структуре товарной продукции на тех предприятиях, которые имеют устойчивый по времени ассортимент изделий. Под сравнимой понимают такую продукцию, которая производилась серийно или массово в предшествующем году. К ней относится и частично модернизированная продукция, если эти изменения не привели к введению новых моделей, стандартов и технических условий.
Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции – наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам.
З 1ртп = С / ВР,
где З 1ртп – затраты на 1 рубль товарной продукции,
С – себестоимость продукции,
ВР – выручка от реализации этой продукции.
Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.
- Под общей редакцией профессора в. Л. Клюни, н. С. Тихонович
- Предисловие
- Введение
- 1. Понятие экономики
- 2. Предмет и метод экономики
- Глава 1. Отраслевая структура народного хозяйства
- 1.1. Понятие отрасли народного хозяйства.
- Отрасли материального и нематериального производства
- 1.2. Промышленность как отрасль материального производства, ее состав. Современная отраслевая структура промышленности Республики Беларусь
- 1.3. Характеристика отраслевых комплексов
- 1.4. Развитие транспортной инфраструктуры, сферы услуг, медицины, науки и образования, культуры
- 1.5. Предпринимательство как основа рыночных преобразований
- 1.6. Организационно-правовые формы предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля:
- Глава 2. Регулирование деятельности предприятия
- 2.1. Государственное регулирование в условиях рынка
- 2.2. Государственное регулирование деятельности предприятия
- 2.3. Стратегия деятельности предприятия в рыночной экономике
- 2.4. Маркетинг в системе микрорегулирования
- 2.5. Менеджмент в системе микрорегулирования
- Вопросы для самоконтроля:
- Глава 3. Основные средства предприятия
- 3.1. Сущность основных средств предприятия, их состав и классификация
- Классификация основных средств
- 3.2. Оценка и учет основных средств
- 3.3. Износ основных средств. Методы начисления амортизации
- 3.4.Формы воспроизводства и обновления основных средств
- 3.5. Эффективность использования основных средств
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 4. Оборотные средства предприятия
- 4.1. Понятие, состав и структура оборотных средств
- 4.2. Нормирование оборотных средств и определение потребности предприятия в оборотных средствах
- 4.3. Эффективность использования оборотных средств и пути ее повышения
- Вопросы для самоконтроля:
- 5. Трудовые ресурсы. Оплата труда
- 5.1. Понятие трудовых ресурсов и их характеристика
- 5. 2. Регулирование трудовых отношений в условиях рыночной экономики
- 5.3. Основные характеристики персонала предприятия
- 5.4. Показатели, характеризующие эффективность использования трудовых ресурсов
- Нормирование труда и планирование потребности в трудовых ресурсах
- 5.6. Тарифная система. Функции тарифных ставок и окладов
- 5.7. Сущность и принципы организации оплаты труда
- 5.8. Основные принципы, формы и системы оплаты труда
- 5.9. Основные виды дополнительной оплаты труда
- 5.10. Состав фонда заработной платы. Источники средств для формирования фонда заработной платы.
- 5.11. Методика расчета подоходного налога
- Ставки подоходного налога
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 6. Издержки производства и реализации продукции
- 6.1. Понятие, сущность и классификация издержек предприятия
- 6.2. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции
- 6.3. Прогнозирование издержек предприятия
- 6.4. Резервы снижения издержек
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 7. Ценообразование в условиях рынка
- 7. 1. Цена как экономическая категория
- 7.2. Функции цены
- 7.3. Механизм ценообразования и его основные принципы
- 7.4. Виды цен, используемых в экономике
- Классификация основных мировых цен по группам
- 7.5. Государственное вмешательство в ценообразование
- 7.6. Методы ценообразования и ценовая политика
- 7.7. Порядок формирования цен на товары в Республике Беларусь
- 7.8. Цены торговых предприятий. Модели розничных цен
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания: Задача 1. Рассчитайте отпускную цену предприятия, если:
- ГлаВа 8. Оценка эффективности деятельности предприятия
- 8.1. Доходы предприятия
- 8.2. Понятие прибыли, ее сущность и виды
- 8.3. Формирование и распределение прибыли на предприятии
- 8.4. Рентабельность предприятия
- 8.5. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность
- Вопросы для самопроверки:
- Практические задания:
- Ответы к практическим заданиям Тема 3
- Задача 2.
- Задача 3.
- Глоссарий
- Литература
- Содержание