32. Понятие и показатели качества продукции.
Понятие качества изделия, основные показатели качества
В соответствии с международным стандартом ИСО 8402 "качество— это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности".
Свойствомназывается объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении. Количественная характеристика свойств продукции выражается с помощью показателей качества.
Показатели качестваделятся:
- на функциональные; - ресурсосберегающие; - природоохранные.
К функциональным показателям качества относятся те, которые выражают потребительские свойства изделия:
- технический эффект (производительность, мощность, скорость, быстродействие и т.д.); - надежность (долговечность); - эргономичность (выполнение гигиенических, антропологических, физиологических, психологических требований); - эстетичность.
К ресурсосберегающим показателям относятся:
- технологические (ресурсоемкость при производстве изделия: материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость); - ресурсоемкость рабочего процесса (потребление ресурсов в процессе эксплуатации).
Природоохранные — включают показатели экологичности и безопасности.
Под уровнем качества изделия понимается относительная характеристика качества, основанная на сравнении совокупности показателей качества рассматриваемого изделия с совокупностью базовых показателей (аналогов, перспективных образцов, стандартов, опережающих стандартов и т.п.).
Оценка уровня качества продукции может производиться дифференциальным или комплексным методами.
При применении дифференциального метода производится сопоставление идентичных показателей качества новой продукции с идентичными базовыми показателями качества. Относительный показатель вычисляется по формуле
,
где Ki— относительный показатель качества;— значение единичного показателя качества оцениваемой продукции;— значение единичного базового показателя качества.
При применении комплексного методаприменяют комплексный показатель качества, который определяется путем сведения воедино отдельных показателей с помощью коэффициентов весомости каждого показателя. При этом может быть использована функциональная зависимость:
,
где K0— комплексный показатель качества продукции; n — число учитываемых показателей;— коэффициент весомости i-го показателя качества; ki— относительный i-й показатель качества.
Алгоритм расчета комплексного показателя качества приведен на рис. 17.1. Для определения номенклатуры показателей качества, коэффициентов весомости, вида функциональной зависимости f применяются экспертные методы.
Рис. 17.1. Алгоритм расчета комплексного показателя качества
Обеспечение качества изделий на различных стадиях их жизненного цикла
Высокое качество изделий предопределяется различными факторами, основными из которых являются:
- факторы технического характера (конструктивные, технологические, метрологические и т.д.); - факторы экономического характера (финансовые, нормативные, материальные и т.д.); - факторы социального характера (организационные, правовые, кадровые и т.д.).
Это требует комплексного подхода к обеспечению качества. Мировой опыт в этом отношении обобщен в международных стандартах ИСО серии 9000 на системы качества:
- ИСО 9001 "Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании"; - ИСО 9002 "Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже"; - ИСО 9003 "Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".
Обеспечение, управление и улучшение качества продукции на всех этапах жизненного цикла "петля качества" (в соответствии с ИСО 9004) показана на рис. 17.2.
Рис. 17.2. "Петля качества" по ИСО 9004
Базы для сравнения уровня качества новых изделий на различных этапах жизненного цикла приведены в табл. 17.1.
Таблица 17.1
Базы для сравнения уровня качества новых изделий
Стадии жизненного цикла | База для оценки уровня качества | Документы для оценки |
НИР | Уровень техники в перспективе | Стандарты с перспективными требованиями. Отчеты по НИР. ТЗ на ОКР |
ОКР | Уровень законченных разработок | Стандарты с перспективными требованиями. Проектная конструкторская документация |
Производство | Уровень новой техники, освоенной в производстве | Стандарты и ТУ. Рабочая конструкторская документация |
Эксплуатация | Уровень новой техники, освоенной в эксплуатации | Стандарты и ТУ. Эксплуатационная и ремонтно-конструкторская документация |
Рациональное управление качеством продукции основано на применении системы стандартов. Объектами государственной стандартизацииявляются конкретная продукция, нормы, правила, требования, методы, термины и т.п., предназначенные для применения в различных сферах. Государственные стандарты устанавливают показатели, соответствующие передовому уровню науки, техники и производства.
Опережающая стандартизацияучитывает изменение во времени показателей качества объектов стандартизации. В опережающих стандартах устанавливаются перспективные показатели качества продукции и ступенчатые сроки освоения их промышленным производством.
Стандарты предприятияявляются документами, регулирующими деятельность каждого предприятия. В них отражаются как требования государственных стандартов, так и особенности выпускаемой продукции и организационно-технический уровень предприятий. Объектами стандартов предприятия являются детали, сборочные единицы, нормы, требования и методы в области разработки и организации производства изделий, технологические процессы, нормы и требования к ним; ограничения по применяемой номенклатуре материалов, деталей; формы и методы управления и т.д. По своему содержанию стандарты предприятия подразделяются:
- на стандарты ТУ; - параметров; - типов; - марок; - сортаментов; - конструкций и размеров; - технических требований; - правил приемки; - методов испытаний; - правил маркировки, упаковки и транспортировки; - правил эксплуатации и ремонта и т.д.
В соответствии с требованиями стандартов продукция (почти все виды) подвергаются сертификации независимыми сертификационными центрами. Сертификации продукция подвергается периодически (например, раз в год или каждое 1000-е изделие), после чего продукция может быть продана на рынке.
Сертификация особенно важна при международной торговле. В этих случаях сертификацию проводят международные центры сертификации или отечественные, соответствующим образом аттестованные и имеющие лицензию на проведение международной сертификации.
- Ответы на вопросы по Экономике предприятий.
- Самостоятельность предприятия
- Предприятие в различных рыночных структурах
- 5. Предприятие как субъект предпринимательской деятельности.
- 6. Типы предприятий в рыночной экономике.
- Организационно-правовые формы хозяйствования юридических лиц
- Порядок образования и ликвидации предприятия
- 7. Типы производственных объединений в рыночной экономике.
- 8. Предприятие как социально-экономическая система.
- 9. Акция. Понятие и функции. Акционерные общества.
- 10. Производственный процесс и основные принципы его организации. Производственный процесс и принципы его организации
- 11. Аренда, понятие и порядок перехода.
- 12. Арендный договор и арендная плата.
- 13. Новые подходы к управлению предприятием. Основные типы управления.
- 14. Понятие основных фондов. Их состав и структура.
- 15. Оценка основных фондов.
- Учёт стоимости основных средств
- 16. Показатели эффективности и пути улучшения использования основных фондов. Показатели движения и использования основных средств
- 17. Износ и амортизация основных фондов.
- Амортизация основных средств
- Способы начисления амортизации основных средств
- 18. Оборотные фонды, их состав, структура.
- 19. Показатели использования оборотных средств и пути ускорения оборачиваемости. Кругооборот оборотных средств. Показатели оборачиваемости
- 20. Оборотные средства, их состав и структура.
- Cостав, структура и классификация оборотных средств
- Рис Элементный состав оборотных средств
- 21. Источники формирования оборотных средств.
- Источники формирования оборотных средств
- 22. Нормирование оборотных средств. Нормируемые и ненормируемые оборотные средства
- Порядок нормирования
- Методы нормирования
- Нормирование материалов
- Нормирование незавершенного производства
- Нормирование готовой продукции
- 23. Характеристика имущества и капитала предприятия.
- Имущество предприятия Понятие имущества предприятия
- Состав имущества предприятия
- Капитал предприятия
- Собственный и заемный капитал
- Уставный капитал
- Размеры уставного капитала
- 24. Понятие инвестиций, капитальных вложений и капитального строительства.
- 25. Характеристика трудовых ресурсов предприятия.
- 26. Характеристика финансовых ресурсов предприятия.
- 27. Особенности планирования производства в современных условиях.
- 28. Формирование цен в условиях рыночной экономики.
- 29. Продукция предприятия. Производственная программа.
- 30. Потенциал предприятия и основы его формирования.
- 31. Производственная мощность, порядок определения и пути улучшения использования.
- 32. Понятие и показатели качества продукции.
- 33. Планирование, аттестация и стандартизация качества продукции.
- 34. Особенности управления качеством продукции в современных условиях.
- 17.3. Виды технического контроля
- 35. Понятие и показатели конкурентоспособности продукции.
- 36. Отношения и виды собственности в рыночной экономике.
- 37. Понятие и виды себестоимости продукции. Себестоимость. Группировка затрат на производство продукции
- 38. Классификация затрат и структура издержек производства.
- 39. Особенности классификации издержек производства в рыночной экономике. Издержки производства и реализации продукции
- 40. Производительность труда, показатели и методы ее измерения. Пути повышения. Производительность труда
- Мотивация производительного труда
- 41. Рабочее время и его использование.
- Виды норм
- 42. Основные принципы организации заработной платы в рыночной экономике.
- 43. Формы и системы заработной платы в современных условиях.
- 44. Особенности материально-технического снабжения в современных условиях.
- 45. Характеристика деятельности товарно-сырьевых бирж.
- 46. Понятие лизинга и франчайзинга. Франчайзинг
- 47. Прибыль, ее сущность, виды и пути повышения.
- Прибыль как экономическая категория
- Виды прибыли
- Основные источники получения прибыли. Факторы и пути её увеличения
- 48. Рентабельность, ее сущность, виды и пути повышения.
- 49. Разработка стратегии развития предприятия.
- 50. Экономическая эффективность производства, пути повышения.