logo search
Экономика КурсЛ

Установление равновесия конкурентной фирмы и отрасли в долгосрочном периоде

Изменения в долгосрочном периоде влияют на положение равнове­сия конкурентной фирмы. Рассмотрим данную ситуацию, предположив, что долгосрочные пе­ремены не связаны с развитием производственных мощностей и техники на отдельных фирмах, а вызваны только изменением количества фирм в данной отрасли. Допустим также, что в отрасли действуют фирмы с одинаковыми неизменными издержками. Сделанные нами предположения упрощают анализ, но не влияют на правильность последующих выводов.

Как мы ранее установили, отдельные конкурентные фирмы в краткосрочном периоде могут получать валовую экономическую прибыль или нести валовой экономический убыток.

В долгосрочном периоде рыночная цена в результате изменения количества фирм и конкурентной борьбы будет стремиться к уровню, равному минимуму средних валовых издержек. В результате долговременных изменений положение долгосрочного равновесия в отрасли и на отдельных фирмах установится при производстве оптимального количества продукции, соответствующего цене Р = minАТС. При этом валовая экономическая прибыль действующих в отрасли фирм станет равной 0.

В положении долгосрочного равновесия конкурентной фирмы равны друг другу цена, предельная выручка (предельный доход), предельные издержки и минимальные средние валовые издержки:

МR(Р) = МС = min АТС.

Данное равенство свидетельствует о том, что в долговременном пе­риоде фирма находится в положении равновесия, производя оптимальный объем продукции в соответствии с правилом MR(P) = МС при рыночной цене, равной минимуму АТС, возмещая при этом полностью валовые эко­номические издержки, обеспечивая нормальную прибыль, но не получая экономической прибыли.

Из указанного выше равенства можно сделать вывод о высокой эф­фективности конкурентной рыночной экономики по сравнению с моде­лями несовершенной конкуренции. Это обусловлено следующими причи­нами:

1) конкуренция в долгосрочном периоде вынуждает фирму произ­водить такое оптимальное количество продукции, при котором она имеет минимальные средние издержки, что свидетельствует о высокой производ­ственной эффективности в условиях чистой конкуренции;

2) в соответствии с минимальными средними издержками устанавли­вается цена продукта, а низкие цены соответствуют интересам покупа­телей;

3) для того чтобы обеспечить минимальные средние издержки и реа­лизовать продукцию по низкой конкурентной рыночной цене, фирма долж­на стремиться использовать наиболее прогрессивные технику и техноло­гию, рационально применять материальные ресурсы;

4) в условиях чистой конкуренции фирма выпускает оптимальный объем продукции в положении, когда цена равна предельным издержкам

(Р = МС). Это позволяет достичь наиболее эффективного распределения ресурсов в экономике, при котором максимально удовлетворяются потребности общества. Необходимо объяснить это утверждение.

Однако данный вывод справедлив только в том случае, если не принимать во внимание внешние эффекты и необходимость выделения ресурсов на производство общественных, или социальных благ, что связано с недостатками распределения ресурсов при рыночной системе.