9.3. Планирование реализации и товарного покрытия
Анализ и планирование коммерческой деятельности излагается в соответствующих курсах, в данном пособии мы обратим внимание на логику процесса планирования и сделаем это на примере планирования товарооборота магазина.
Планирование начинается с анализа товарооборота за период, предшествующий планируемому. Анализ динамики товарооборота осуществляется на основе цепных и базисных темпов роста за год, которые рассчитываются как в фактических, так и в сопоставимых ценах базисного года:
,
где – объем товарооборота в сопоставимых ценах, – объем товарооборота в фактических ценах, – индекс изменения цен.
Изменение товарооборота в денежном и натуральном выражении характеризуется индексом изменения товарооборота:
,
где – индекс изменения товарооборота, – индекс изменения физического объема товарооборота.
Пример 2. Пусть годовые итоги магазина имеют вид:
Год | Товарооборот | Цепные индексы | Ср. розн. цена (руб.) | ||
в руб. | в экз. | 2-й графы | 3-й графы | ||
1999 | 38800060 | 647855 | 1,05 | 1,06 | 59,89 |
2000 | 40002862 | 654497 | 1,03 | 1,01 | 61,12 |
2001 | 43803134 | 684103 | 1,10 | 1,05 | 64,03 |
2002 | 44810606 | 573392 | 1,02 | 0,84 | 78,15 |
2003 | 47320000 | 495563 | 1,06 | 0,86 | 95,49 |
Предварительный анализ показывает, что рост товарооборота в рублях не всегда сопровождался ростом товарооборота в экземплярах. Расчет цепных индексов цен показывает их непрерывный рост: 1999 г. – на 7%, 2000 г. – на 2%, 2001 г. – на 5%, 2002 г. – на 22%, 2003 г. – на 22% (убедитесь в этом самостоятельно). После пересчета товарооборота в ценах предыдущего года получаем таблицу:
Год | Товарооборот в сопоставимых ценах |
1999 | 36603830 |
2000 | 39197831 |
2001 | 41812393 |
2002 | 36714307 |
2003 | 38728248 |
Индекс изменения товарооборота получаем умножением индекса цен на индекс количества. Получаем: 1999 г. – 1,07*1,06=1,13; 2000 г. -1,02*1,01=1,03; 2001 г. – 1,05*1,05=1,25; 2002 г. -1,22*0,84=1,03; 2003 г. -1,22*0,86=1,05.
Анализ изменения структуры товарооборота проводится по формуле квадратичного среднего:
где – коэффициент абсолютных структурных сдвигов, под знаком корня – квадрат разности удельного веса i-й группы в отчетном и базовом периодах, n – количество ассортиментных групп.
Пример 3. Пусть данные по удельным весам ряда товарных групп в товарообороте в % имеют вид:
Группа изданий | Уд. вес 2002 | Уд. вес 2003 | Разность 2 и 1 | Квадрат 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
Детская | 8 | 7 | -1 | 1 |
Художественная | 31 | 32 | 1 | 1 |
Учебники | 18 | 15 | -3 | 9 |
Вычислит. техника | 9 | 10 | 1 | 1 |
История | 3 | 3 | 0 | 0 |
Прочие | 31 | 33 | 2 | 4 |
Всего | 100 | 100 | 0 | 16 |
Удельные веса даны в графах 1 и 2. В графе 3 вычислена построчно разность граф 2 и 1, в графе 4 – квадрат разницы. Сумма квадратов равна 16, всего 6 групп, поэтому средний квадрат разности 16/6=2,7. Следовательно, коэффициент абсолютных структурных сдвигов равен корню из 2,7, т.е. 1,6.
Используется также факторный анализ влияния на товарооборот динамики поставок, эластичности, цен, производительности труда и т.д., анализ динамики временных рядов и др.
Пример 4. Для факторного анализа воспользуемся данными примера 2. Прирост товарооборота в действующих ценах составил в 2002 г. 1 007 472 руб.
Сумма товарооборота в 2002 г. составила 44 810 606 руб. в действующих ценах и 36 714 307 руб. в ценах 2001 г. Следовательно, в 2002 г. прирост товарооборота за счет роста розничных цен составил 44 810 606 – 36 714 307 = 8 096 299 руб. (ценовой фактор).
В то же время за счет других факторов в 2002 г. количество продаж упало с 684 103 до 573 392, что вызвало снижение товарооборота 2001 г. по сравнению с условным на 43 803 134- 36 714 307=7 087 827 руб. (фактор спроса, поставки и т.д.). Проверьте, что дуговая эластичность по цене в этом случае составила – 0,89, т.е. книжные товары слабоэластичны и второй фактор необходимо анализировать более подробно.
Планирование товарооборота начинается с расчета минимального объема, который обеспечит безубыточность фирмы (критический объем).
Известно, что
,
где – товарооборот в розничных ценах, – товарооборот в ценах поставки, ТН – сумма торговых надбавок, ИО – сумма издержек обращения, – сумма прибыли, – сумма переменных издержек обращения, – сумма постоянных издержек обращения. В этом случае критический объем товарооборота в розничных ценах
.
После расчета минимально возможного товарооборота планируется общий объем товарооборота с использованием одного из следующих методов:
-
опытно-статистического,
-
экономико-статистического,
-
экономико-математического моделирования,
-
комплексной увязки основных показателей деятельности фирмы.
Рассмотрим более подробно алгоритм применения опытно-статистического метода, основанного на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому (например, за три года):
-
По методу скользящей средней сглаживаются данные о цепном приросте в процентах.
-
Рассчитывается среднее значение прироста D за n лет.
-
Значение прироста на планируемый год определяется продолжением выровненного ряда средних, начиная от предшествующего года, через отчетный на планируемый год.
Пример 5. Пусть прирост товарооборота в рублях за пять лет в процентах к предыдущему году выражается в следующих цифрах (данные примера 2):
Год | Прирост товарооборота в % к пред. году прироста | Усл. обозначение |
1999 | 4,8 | К1 |
2000 | 3,1 | К2 |
2001 | 9,5 | K3 |
2002 | 2,3 | K4 |
2003 | 5,6 | K5 |
Сглаживание производится методом скользящей средней:
С1=(К1+К2+К3)/3=(4,8+3,1+9,5)/3=5,8,
С2=(К2+К3+К4)/3=(3,1+9,5+2,3)/3=5
С3=(К3+К4+К5)/3=(9,5+2,3+5,6)/3=5,9.
Полученный ряд дает возможность определить среднегодовые темпы прироста (в процентах) товарооборота по формуле
где Кn – последний показатель в ряду выравненных средних, К1 – первый показатель в ряду выравненных средних, n – количество показателей выравненного ряда. Получаем
Значение прироста на планируемый год (К6) вычисляется продолжением выравненного ряда средних на 2 шага вперед, т.е. начиная от предшествующего года (Y+3), через отчетный год (Y+4) на планируемый год (Y+5):
К6=К4+2Д= 2,3+2*0,03=2,36%.
Таким образом, в планируемом году рост товарооборота, обеспечивающего безубыточность, планируется на 2,36%. Если ожидаемый товарооборот фирмы в году, предшествующем планируемому, составит 47,32 млн. руб., то в планируемом году он составит:
47,32*102,36/100=48,44 млн. руб.
После получения планового товарооборота на год его значение с учетом сезонности дифференцируют по кварталам и месяцам. Существует много способов расчета среднеквартальных планов оборота, наиболее простым является метод относительной средней, который использует данные о квартальном (месячном) обороте не менее чем за три года. Последовательность расчета включает следующие этапы:
-
Рассчитывается среднеквартальный оборот за каждый i-й год , где – товарооборот за i-й год.
-
Рассчитываются сезонные колебания товарооборота по кварталам за каждый год (i – номер года, j – номер квартала, – фактический товарооборот за j-й квартал в i-м году).
-
Рассчитываются индексы сезонности каждого квартала , как сумма сезонных колебаний квартала за принятое количество лет, деленное на количество лет, например для 2-го квартала и базового периода в три года: .
-
План товарооборота на квартал определяется умножением среднеквартального оборота на индекс сезонности: .
Для фирм, имеющих различные каналы продаж, план дифференцируется по каналам продаж. Существует также методика сегментации плана по ассортиментным группам.
Расчет плана товарного покрытия начинается с анализа товарных запасов. Применяются несколько способов расчетов, из которых наиболее доступен экономико-статистический. По методу скользящей средней рассчитывается запас на конец планируемого периода, нормативы оборачиваемости. Затем из известной балансовой формулы получается планируемый объем поставок.
В темах 5 и 7 показано, каким образом планируется коэффициент средней торговой наценки, учитывается порог безубыточности и норма прибыли.
Для оптовых книготорговых предприятий план реализации (товарооборота) является планом поставок в розничную сеть, товарное покрытие которого обеспечивается планом закупок издательской продукции.
Для издательств план реализации обеспечивается товарным покрытием, план которого рассчитывается на основе плана выпуска литературы.
- 3.1. Особенности книжного рынка
- Раздел I
- 1.1. Сущность и виды предпринимательской деятельности
- 1.2 Что такое предпринимательство
- 1.3 Внешняя и внутренняя среда предпринимательства
- 1.4. Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле
- 1.5 История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России
- 1.6 Современные тенденции предпринимательской деятельности
- 1.7. Проверьте себя
- Что такое предпринимательство?
- Тема 2. Психология и культура предпринимательства
- 2.1 Книжное дело как культурный и деловой процесс
- 2.2 Профессионализм и деловая активность
- 2.3. Деловая репутация в бизнесе
- 2.4. Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы
- 2.5 Психология предпринимателя
- 2.6. Культура предпринимателя
- 2.7. Деловая этика и деловой этикет
- 2.8 Проверьте себя
- Раздел II
- Тема 3. Экономика предпринимательства
- 3.1. Особенности книжного рынка
- 3.2 Законы спроса и предложения
- 3.3 Циклы воспроизводства
- 3.4 Основной и оборотный капитал
- 3.5 Источники пополнения капитала
- 3.6 Доход, издержки, прибыль
- 3.7. Факторы, влияющие на получение прибыли
- 3.8. Регулирующая роль цены
- 3.9 Цена равновесия
- 3.10 Проверьте себя
- Тема 4. Правовые формы предпринимательства
- 4.1. Форма собственность как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности
- 4.2. Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела
- 4.3. Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле
- 4.3.1. Индивидуальное предпринимательство.
- 4.3.2 Коллективное предпринимательство
- 4.3.2.1 Товарищество (партнерство)
- 4.3.2.2. Корпорации
- 4.3.2.3. Производственные кооперативы
- 4.3.2.4. Унитарные предприятия
- 4.3.3. Объединения фирм.
- 4.3.4. Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).
- 4.4. Малое и среднее предпринимательство
- 4.5. Документы правового регулирования предпринимательства
- 4.6. Виды договоров
- 4.6.1. Авторский договор.
- 4.6.2. Договор купли-продажи.
- 4.6.3. Договор подряда
- 4.6.4. Заем и кредит (ст. 807-823).
- 4.6.5. Договор комиссии (поручение продажи).
- 4.7. Проверьте себя
- Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью
- Тема 5. Организация управления фирмой
- 5.1. Типы структур управления. Выбор структуры управления
- 5.2. Организация управления предпринимательской деятельностью
- 5.3. Система подготовки и принятия решений
- 5.4. Маркетинг в предпринимательской деятельности
- 5.5. Работа с персоналом
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Проверьте себя
- Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле
- 6.1. Планирование и его виды
- 6.2. Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия
- 6.3. Бизнес-план фирмы
- 6.4. Проверьте себя
- Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы
- 7.1. Источники информации в предпринимательской деятельности
- 7.2. Информационные технологии
- Для авторов и литературных агентств:
- 7.3. Проверьте себя
- Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности
- Тема 8. Финансы в книжном деле
- 8.1. Финансовые ресурсы и их источники
- 8.2. Система финансовых расчетов. Наличные операции
- 8.3. Безналичные операции
- 8.4. Налогообложение предпринимательской деятельности
- 8.5. Управление оборотным капиталом и прибылью
- 8.6. Инвестиции
- 8.7. Бухгалтерский учет
- 8.8. Расчет безубыточности
- 8.9. Ценообразование
- 8.10. Экспресс-анализ финансового состояния
- 8.11. Проверьте себя
- Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле
- 9.1. Товарные запасы книжной торговли
- 9.2. Организация сбыта товарной продукции
- 9.3. Планирование реализации и товарного покрытия
- 9.4. Выбор партнера. Организация договорного процесса
- 9.5. Действия по организации поставок
- 9.6. Логистика управления материальными потоками
- 9.7. Проверьте себя
- Раздел V. Создание фирмы и ее становление
- Тема 10. Этапы организации фирмы 1
- 10.1. Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача
- 10.2. Исследования рынка
- 10.3. Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности
- 10.4. Организационный бизнес-план
- 10.5. Расчет стартового капитала
- 10.6. Учреждение и регистрация фирмы
- 10.7. Стадии развития фирмы
- 10.8. Проверьте себя
- Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности
- 11.1. Предпринимательский риск и его виды
- 11.2. Пути и методы снижения риска
- 11.3. Информационная безопасность фирмы
- 11.4. Коммерческая тайна и ее защита
- 11.5. Служба безопасности фирмы
- 11.6. Проверьте себя