2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
В конце XIXв. появляетсясвоеобразный вариант теории предельной полезности, который предложил основоположник американской школы маржинализма, профессор Колумбийского университетаДжон Бейтс Кларк (1847-1938). Основные работы Дж. Б. Кларка – «Философия богатства» (1886), «Распределение богатства» (1889), «Возможность построения научного закона заработной платы» (1899), «Проблема монополий» (1901), «Сущность экономической теории» (1907).
В перечисленных работах Кларк пытался сочетать теории своих предшественников (Сэя, Бастиа, Книса, Бем-Баверка и др.), с тем, чтобы создать новую концепцию распределения. Кларк утверждал, что право общества на существование в его настоящей форме (капитализм) и вероятность, что оно будет существовать в такой же форме в будущем, оспаривается. Обвинение, тяготеющее над обществом, состоит в том, что оно эксплуатирует труд. Если бы это обвинение было доказано, то каждый честный человек должен был бы стать социалистом. Долгом каждого экономиста является проверка этого обвинения.
Социалисты, по словам Кларка, представляют современное общество как систему организованного грабежа. Но он считает, что современное общество является честным и в связи с этим ставит задачу: показать, что распределение общественного доходауправляетсяестественным закономи что этот закон дает каждому фактору производствату сумму богатства, которую этот фактор создает. «Каждому фактору - определенная доля в продукте и каждому – соответствующее вознаграждение – вот естественный закон распределения».
Таким образом, Кларк возрождает теорию трех факторов, которую когда-то проповедовали Сэй и его последователи.
Кларк утверждает, что труд хочет получить как долю то, что сам производит, и капитал делает то же самое. Из этого Кларк делает вывод, что осуществление социалистического идеала ничего трудящимся не даст. Кларк утверждает, что трудящиеся классы создают небольшуючасть богатства и получают ееполностью.
Чтобы доказать это, Кларк избрал своеобразный метод исследования. Кларк разделил экономическую науку на три раздела:
1. Универсальная экономика.
2. Социально-экономическая статика.
3. Социально-экономическая динамика.
Этим трем разделам он посвятил и три основных своих произведения: «Философия богатства», в котором рассматриваются всеобщие универсальные законы богатства; «Распределение богатства», в котором дается характеристика законов статики; «Сущность экономической теории», где раскрываются основы динамических процессов.
Первый раздел был посвящен поискам «универсальных законов». По словам Кларка, существуют универсальные законы, действительные и для первобытного строя, в котором, по его мнению, существовало индивидуальное производство, и для современного общественного хозяйства.Исследуя изолированное хозяйство и психологию потребителей, Кларк вывел, как он заявляет, три «универсальных закона»:1)закон предельной полезности; 2) закон специфической производительности; 3) закон убывающей производительности.
Второй раздел он отводил анализу экономики в статическом состоянии. Это состояние общества, которое характеризуется равновесием и отсутствием развития. Процесс развития Кларк трактовал как переход от одного уровня равновесия к другому, а все изменения считал количественными. По мнению Кларка, именно в этом состоянии необходимо исследовать «вменение каждому фактору производства соответствующей доли продукта». Это исследование должно вестись на основе законов предельной полезности и убывающей производительности.
Третий разделбыл посвящен выяснению законов динамики экономики.Общество может быть ввергнуто в условия движения и нарушения «равновесия». В связи с этим необходимо изучить и законы динамики, действующие при этом нарушении «равновесия».
В первом разделе экономической теории Кларка особое место занимает учение о стоимости. Он сближает стоимость с ценой. При этом, занимаясь проблемой распределения, Кларк не опирается на теорию стоимости, а наоборот, говоря о стоимости, исходит из своего решения проблемы распределения (теория трех факторов). В то же время особое значение он придает австрийской «теории предельной полезности». Кларк пишет, чтозакон предельной полезности, который управляет покупками, совершаемыми на современном рынке, направляет производство изолированного человека и являетсяуниверсальным законом экономики. Однако, в отличие от австрийцев, Кларк говорит не об индивидуальной, а осоциальной полезности.
Закон предельной полезностиКларка является видоизмененным вариантом теории предельной полезности, разработанной австрийской школой. Но, чтобы избавиться от крайностей субъективизма, он вносил поправку и заявлял, что экономически значимую оценку блага дают не индивиды, как об этом писали австрийцы и Маршалл, агруппы покупателей. Кроме того, подчеркивалось, чтоценность товараравнасумме полезности отдельных его свойств, поскольку при определении цены учитывается не полезность товара в целом, а полезность его составных частей, так как каждый товар представляет собойсочетание ряда полезностей, то есть «связку полезностей». Таким образом, Кларк выделялгруппы покупателей и многообразие полезности у каждого товара.
Кларк утверждает, что рыночная ценность есть мерило полезности. Один из виднейших учеников и последователей Кларка, американский профессор Селигмен, говорит, что ценность есть результат действия общественных сил, и она определяется обществом в целом, а индивидуальная полезность есть отражение социальной полезности.
Важнейшим моментом в теории Кларка является учение о предельной производительности. Дж.Б. Кларк сформулировалзаконубывающей предельной производительности факторов производства, согласно которому с последовательным увеличением фактора его производительность уменьшается.На основе этого закона Дж.Б. Кларк объясняет уровень заработной платы и занятость работников. Кларк рассуждает следующим образом. При неизменных размерах капитала и неизменном уровне техники дальнейшее увеличение количества используемых на предприятии рабочих приведет кпадению производительности труда каждого вновь принимаемого рабочего.
Предприниматель может увеличивать численность рабочих только до тех пор, пока не наступит «зона безразличия», то есть когда последний из нанятых рабочих не сможет обеспечить производство даже такого количества продуктов, которое он целиком присваивает. Производительность труда рабочего, относящегося к «зоне безразличия», названа «предельной производительностью труда». Дальнейшее увеличение количества рабочих на предприятии за пределы «зоны безразличия», «предельной производительности труда» будет приносить убыток капиталу, как фактору производства. Отсюда Кларк сделал выводы о том, чторазмеры заработной платызависят,во-первых, от производительности труда,во-вторых, от уровня занятости рабочих. Чем больше занято рабочих, тем ниже будет предельная производительность труда, и тем ниже должна быть заработная плата.
Например, как показано на рисунке (рис. 12.2), на предприятии имеется 5 рабочих, которые по своим навыкам, умениям ничем не отличаются. Но в силу убывающей производительности первый рабочий более полезен, чем второй, второй более полезен, чем третий и т.д.
Полезность 1 рабочего | ||||
| Полезность 2 рабочего |
Полезность 3 рабочего |
Полезность 4 рабочего |
Полезность 5 рабочего |
| ||||
| ||||
| ||||
|
|
|
|
|
Рис. 12.2. Предельная производительность работников
Тогда заработная плата каждого рабочего определяется предельной производительностью, т.е. производительностью последнего (пятого) рабочего, так как он с успехом мог бы заменить первого. Низкая заработная плата объясняется производительностью последнего нанятого работника.
Таким образом, согласно теории Кларка, количество занятых определяется предельной производительностью дополнительных единиц переменного ресурса,заработная плата работников в точности соответствуетпроизводительности последнего нанятого работника. Следовательно, опровергается утверждение теории Маркса о присвоении неоплаченного труда наемных работников.
Из своей теории вмененияКларк сделал следующий вывод:устойчивость общественного организмазависит главным образом от того,равняется ли получаемая трудящимися сумма, независимо от ее размеров, тому, что они производят. Если они производят небольшую сумму богатства и получают ее полностью, им незачем стремиться к социальной революции.
Разработанная Кларком концепция предельной производительности является большим вкладом в западную экономическую мысль. Именно эта концепция принесла ему наибольшую известность. Предельная производительность стала руководящим принципом в теории формирования доходов. При анализе проблем распределения доходов с конца XIXвека начинает использоваться аппарат производственных функций.
Но особое место среди «универсальных законов» Кларка занимают «закон специфической производительности» и «закон предельной производительности капитала». Кларк утверждал, что каждый фактор производства характеризуетсяспецифической производительностьюи создает доход, причем каждыйвладелец получает свою долю доходов, которую создает принадлежащий ему фактор. Так, капитал приносит банкирупроцент, капитальные блага порождаютренту, деятельность предпринимателя обеспечивает емупредпринимательскую прибыль, а труд гарантирует рабочемузаработную плату. Основная идея с некоторой модификацией взята из теории услуг Сэя. Модификация заключалась в том, что Кларк в отличие от Сэя, капитал рассматривал не как один фактор, а два (денежный капиталикапитальные блага).
Опираясь на теорию предельной производительности, Кларк объявлял процент продуктом капитала, и считал его порождением единицы «социального капитала», дающей наименьший продукт. Процент на капитал со всех затрат будет определяться «предельной производительностью». Кларк утверждал, что существует «естественный закон убывающей производительности капитала», то есть при данном количестве рабочей силы каждая последующая затрата капитала будет менее производительна, чем предыдущая. Поэтому под угрозой находится основной доход предпринимателей - процент. Теория предельной производительности капитала тесно связана с законом убывающей производительности почвы, который рассматривается Кларком как частный случай теории предельной производительности.
Предприниматель прилагает свою энергию, поэтому прибыль, в отличие от процента, является результатом предпринимательской деятельности. Далее Дж.Б. Кларк заявлял, что в условиях статики предпринимательская прибыль отсутствует, ибо свободная конкуренция приводит не к перераспределению средней прибыли, а к полной ее ликвидации. Для доказательства этого положения Кларк предпринимателями называл только лиц, которые имеют деловую квалификацию, но лишены собственных капиталов. Справедливость дохода предпринимателей как платы за их работу Кларк обосновывал их следующим образом. Деловых предпринимателей, уверял он, имеется в обществе ограниченное число. «Как только в какой-либо отрасли размер прибыли превысил уровень процента, так в эту отрасль начинается усиленный приток предпринимателей, что ведет к резкому обострению их конкуренции. В результате прибыль сводит к нулю или может рассматриваться как разновидность заработной платы. Предпринимательская прибыль образуется лишь в условиях динамики». Но такая прибыль объявлялась премией за технический прогресс. Фактически предпринимательская прибыль отождествлялась со сверхприбылью, а капиталистический предприниматель - это новатор. Известно, что сверхприбыль носит временный характер, ибо, как только новые методы производства получают широкое распространение, она исчезает. Предпринимательский доход присваивают все функционирующие предприниматели независимо от того, развивается ли экономика или нет.
Кларк поставил задачу, создать теорию, которая позволила бы определить оптимальный объемиспользуемых факторов производства. Исходя из закона убывающей предельной производительности, который применим ко всем факторам производства, Дж.Б. Кларк делает вывод, что оптимальной является та структура , при которой производительность предельной единицы фактора равна цене этого фактора на рынке. Следует отметить, что, согласно Кларку, в условиях динамики закон убывающей производительности факторов смягчается. Он корректируется техническим прогрессом, поскольку последний приводит к росту производительности всех факторов.
Исходя из теории трех факторов, Кларк приходит к выводу, что каждому из участников производства «вменяется» та доля продукта, которая соответствует этому фактору. Кларк пишет, что делать заработную плату равною продукту труда, а процент - продукту капитала - значит достигнуть существа истины в теории заработной платы и процента, ибо, таким образом, устанавливается естественный закон, поскольку он беспрепятственно действует и исключает всякое ограбление. Доля каждого из факторовсоответствуетпроизводительности (полезности) этого фактора. Поэтому обвинение в присвоении чужого труда несправедливо.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель