Бизнес в России дореволюционного периода
В середине XIX века начавшиеся в прошлом столетии тенденции промышленного роста продолжали действовать. Более того, промышленники стремились механизировать производство, в связи с чем, начали импортировать машины и оборудование. Это привело к промышленному перевороту.
Крестьянская реформа 1861 года, проведенная под руководством С. Витте, позволила заполнить рынок труда рабочей силой за счет части освободившихся крестьян. Однако большая часть крепостных осталась работать на помещиков, поскольку были не в состоянии выкупить свою свободу. В то же время, стремительно развивались финансово – кредитные институты, биржи, ярмарки, коммуникации и др. Это в совокупности с увеличением предложения на рынке труда стимулировало резкий скачок предпринимательской активности. Начали развиваться отрасли тяжелой промышленности (металлургия, машиностроение), которые постепенно стали замещать традиционное производство (текстильная промышленность, обработка продукции сельского хозяйства).
Перечисленные факторы явились предпосылками для роста числа компаний в различных отраслях российского предпринимательства. Темпы роста промышленности вывели Россию на первое место в мире. К 1913 году объем производства вырос в 10 раз, а по некоторым направлениям (выплавка стали, добыча нефти) – более чем в 1000 раз. Одновременно прогресс коснулся и сельского хозяйства. К примеру, Россия занимала первое место по экспорту хлеба, обеспечивая 1/3 объема мирового экспорта.
Естественно, что возникновение большого числа предприятий привело к резкому обострению конкуренции. Предприниматели пошли по наиболее безопасному и выгодному для себя пути, стремясь избежать конкурентной борьбы. Т. е. начали создаваться различного рода крупные объединения, в основном синдикаты и тресты. Таким образом, в большинстве отраслей сложились устойчивые олигополии или чистые монополии.
Основные преимущества от сложившейся ситуации получил бизнес и государство. Однако большая часть населения России оказалась в тяжелых условиях. В связи с тем, что труд начал активно механизироваться, рабочих стало требоваться меньше. Но крестьянская реформа наводнила рынок труда еще большим числом низкоквалифицированных кадров. Согласно законам рыночного равновесия уровень заработной платы упал до очень низких показателей. Введение трудового законодательства в конце XIX века не решило эту проблему: рынок рабочей силы остался переполненным. Безусловно, новые предприятия нанимали определенную часть этих людей, но более радикальное решение было воплощено в реальность П. Столыпиным. Его реформы позволили крестьянам выкупать или брать в аренду земельные участки. Те свободные крестьяне, которые не смогли нормально обеспечить себя в городских условиях, воспользовались этим. Средства на покупку земли предоставлялись банками под залог приобретаемого участка. Некоторые крестьяне сумели преуспеть на этой почве и стали фермерами, что фактически означало создание предпринимательства в сельском хозяйстве. Эти люди обладали большими участками, более совершенными орудиями труда и техникой, а также начали использовать наемную рабочую силу. Введение налогообложения земледельцев как очередной этап столыпинских реформ вынудило большинство крестьян продать свои земельные участки и наняться к фермерам.
Таким образом, к 1917 году сложилась следующая ситуация. Большинство населения составляли наемные рабочие, занятые в промышленности или сельском хозяйстве. Они получали небольшую заработную плату и работали в тяжелых условиях, характерных для периода индустриализации. Элиту общества составляли крупные промышленники, фермеры и государственные чиновники, число которых было относительно небольшим. В то же время все рынки находились под контролем крупных промышленных объединений, поддерживающих высокий уровень цен. Например, синдикат сахарозаводчиков добился ограничения поставок сахара на внутренний рынок. Причем был введен акциз на сахар, что обеспечило казне дополнительные доходы, но негативно сказалось на уровне цен. Государство вместо антимонопольной политики поддерживало предпринимательство, и никаких изменений в такой структуре рынков не происходило.
В итоге большинство россиян существовали в жестких условиях, получая небольшую заработную плату, и были вынуждены мириться с высокими ценами на потребительские товары. Т. е. социальная обстановка была крайне нестабильна. Классовое неравенство формировало у низших слоев неприязнь к предпринимателям.
- Понятие и виды бизнеса
- Понятие и содержание бизнеса. Экономические блага
- Деловые интересы в бизнесе
- Виды предпринимательской деятельности
- История российского бизнеса
- Предпринимательство на Руси до XV века
- Российское предпринимательство периода XV – XIX веков
- Бизнес в России дореволюционного периода
- Бизнес в период руководства коммунистической партии
- Предпринимательство постсоветского периода
- Концепции и родовые признаки бизнеса
- Концепции бизнеса
- Позитивная концепция бизнеса
- Критическая концепция бизнеса
- Прагматическая концепция бизнеса
- Родовые признаки бизнеса
- Система современного бизнеса
- Субъекты бизнеса
- Предприятие в системе бизнеса
- Конкуренция в бизнесе
- Бизнес – планирование
- Методические основы разработки бизнес – плана
- Состав бизнес-плана
- Структура бизнес-плана
- Титульный лист, оглавление, резюме бизнес-плана
- Титульный лист бизнес-плана
- Строго конфиденциально. Просьба вернуть, если Вас не заинтересовал проект
- Пример резюме проекта
- История бизнеса организации (описание отрасли)
- План маркетинга
- Производственный план
- Организационный план
- Финансовый план
- Учреждение бизнеса
- Организационно-правовые формы бизнеса
- Процедура государственной регистрации
- Направления деятельности на фирме
- Общее управление организацией
- Школы менеджмента и подходы к управлению
- Общие принципы управленческой деятельности
- Маркетинговая деятельность на фирме
- Сущность финансов предприятия
- Инвестиции организаций
- Риски в бизнесе
- Понятие и сущность рисков в бизнесе
- Классификация рисков
- Система управления рисками
- Процесс управления рисками на предприятии
- Методы управления рисками
- Управление информационными рисками
- Методы финансирования рисков