logo search
ochen_kratky_konspekt_ekonomika

Спрос и предложение

Спрос (D – demand)представленная на рынке потребность в благах и подкрепленная денежными средствами.

Кривая DD' называется кривой спро­са. Она показывает обратную зависимость величины спроса от цены (Pprice): с увеличением цены спрос падает, и наоборот.

Qd = f (1/P); .

Количество товара

Рис. Кривая спроса

Объем спроса количество благ, которое покупатель жела­ет и способен приобрести по данной цене в данный период времени

Факторы объема спроса

ценовые – повышение цены сужает круг покупателей данного това­ра, а при снижении ее круг покупателей расширяется. Существует обратная связь между ценой и величиной спроса);

неценовые:

• доходы потребителей; Различают товары высшей категории («нор­мальные товары») и товары низшей категории. Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот.

• вкусы потребителей (мода); Проявля­ется «эффект присоединения к большинству».

• рост общего числа покупателей. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, нацио­нального, религиозного состава покупателей.

• цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые — суб­ституты и товары-комплементы);

Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зави­симость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки.

Если товары взаимодополняемые, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой — обратная. Рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты.

• потребительские ожидания. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (инфляционный, ажи­отажный спрос), и наоборот. Если покупатели ожидают уве­личения доходов, то сегодня их спрос будет сокращаться (от­ложенный спрос).

Кривая спроса представленная в графической форме зави­симость между величиной спроса на товар (количество которого могут и хотят приобрести покупатели) и его рыночной ценой при неизменных ценовых факторах.

Изменение цены товара приводит к движению вдоль (по) кривой спроса, а изменение спроса под влиянием неценовых факторов — к смещению кривой спроса.

Закон спроса рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях.

Цена спроса — максимальная цена, которую покупатель со­гласен предложить за единицу товара в данный момент.

Отклонения от закона спроса

• величина спроса на товары первой необходимости при по­вышении цен также продолжает расти (товары Гиффена). Английский экономист XIX в. Р. Гиффен заметил, что во время голода в Ирландии в 1846 г. спрос на картофель, составляющий основную часть рациона ирландцев, возрастал, несмотря на то, что цены на него тоже росли. Спрос на товары низ­шего качества, составляющие большую долю дохода потребите­ля, может возрастать и при повышении цен.

• при снижении цен на высококачественные товары роскоши спрос не растет, а снижается, так как уменьшается социальный статус и престиж их владельцев ("эффект сноба", или "эффект Веблена");

• при аномальной реакции спроса в кратковременный период за ростом цен наблюдается и рост спроса (срабатывает механизм потребительских ожиданий).

Для экономического анализа недостаточно определить направ­ление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса. Различают эластичность спро­са по цене и эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность

1. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изме­нения спроса под влиянием изменения цены. (Реакция покупателя на изменение цен данного товара). Измеряется ко­эффициентом эластичности (Еd) – определяется как отношение про­центного изменения количества продукции на которую из­меняется спрос, к процентному изменению цены

эластичность

Соотношение изменения спроса и цены

коэффициент

Совершенно Неэластичный спрос

Е=0

Цена растет (падает), спрос постоянен

Неэластичный Спрос

Е< 1

Цена растет (падает) больше, чем спрос

Эластичный спрос -

Е> 1

Цена растет (падает) меньше, чем спрос

гЕдиничная эластичность спроса

Е= 1

Спрос и цена изменяются в равной степени

Совершенно эластичный спрос

Е=оо

Спрос растет (падает), цена постоянна

Примерами разной эластичности спроса на различные това­ры могут служить:

• спрос на инсулин — совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина (спрос постоянен);

• спрос на предметы первой необходимости (продукты пи­тания) — неэластичен. С изменением цены спрос меняет­ся незначительно;

• спрос на предметы роскоши — эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;

• спрос на транспортные услуги, как правило, характеризу­ется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и транспортные тарифы;

Факторы ценовой эластичности

заменяемость — спрос на товар, имеющий больше товаров-субститутов, будет более эластичным;

удельный вес в бюджете потребителя — при большем удель­ном весе данного товара в бюджете при прочих равных условиях эластичность спроса на этот товар будет выше;

временной фактор — с течением времени спрос становится более эластичным:

• вкусы и предпочтения потребителей консервативны и не­обходимо время для адаптации;

доступность блага — чем выше товарный дефицит, тем ниже эластичность спроса на данный товар, нет выбора, и товар покупается по цене на данный момент;

2. Перекрестная эластичность эластич­ность, показывающая, как изменяется спрос на товар А при из­менении цены на товар В на 1 % (для товаров-комплементов она отрицательна, т.е. увеличение цены на один из них вызывает снижение спроса на другой). Если:

Е > 1, то товары.а и b — взаимозаменяемые;

Е < 1, то товары а и b взаимодополняемые;

Е = 1, то товары а и Ь — независимые друг от друга.

3. Эластичность по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода

Ei = процентное изменение величины спроса / процентное изменение величины дохода

Классификация товаров по эластичности спроса по доходу

• товар "низкий" — при Е.<0;

• товар первой необходимости — при 1<Е>0;

• товар второй необходимости — при Е =1 или приближается к этому значению;

• предметы роскоши - при Е;>1.

Предложение: понятие, факторы, эластичность

Предложение (Ssupply) — это то количество товаров и услуг, кото­рое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в оп­ределенный промежуток времени.

Связь между уровнем цен и предложением описывает закон предложения, согласно которому изменение цены влечет за со­бой однонаправленное изменение предложения. Иными слова­ми, с увеличением цены предложение растет, и наоборот.

S=f(p); f(p)>0.

Количество товара, ед.

Рис. Кривая предложения

Как и в случае спроса, существует ряд неценовых факторов, влияющих на объем предложения:

величина издержек, производства товара. Чем выше издерж­ки, тем меньше объем предложения. В свою очередь уро­вень издержек производства (затрат) зависит от применя­емой технологии и стоимости ресурсов, используемых в данном производстве;

налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субси­дий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение;

наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и динамика их цен;

количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т.д.; . Эластичность предложения зависит прежде всего от времени, имеющегося у производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены.

Кривая предложения представленная в графической форме зависимость между величиной предложения товара на рынке и его рыночной ценой при неизмен­ных неценовых факторах.

Закон предложения — с ростом цен на товар увеличивает­ся объем предложения этого то­вара при прочих равных усло­виях.

Кривая предложения S отражает прямую зависимость между ценой товара Р и объемом его предложения Q на рынке. Тенден­ция к увеличению предложения при росте цен объясняет что предприниматели получают добавочную прибыль и имеют возможность расширить производство. Кроме того, повышение цен на продукцию может привлечь в данную отрасль новых производителей.

Эластичность предложения по цене — чувствительность величины предложения товаров к изменению цен на эти товары.

Коэффициент эластичности предложения по цене Е показыва­ет, на сколько процентов изменится величина предложения това­ров Q при изменении цены единицы товара на 1 %. Эластичность предложения по цене в значительной степени зави­сит от фактора времени.

Периоды изменения ситуации на рынке

мгновенный — реализации подлежит товар, изготовленный под установившуюся рыночную цену, т.е. предложение должно подстраиваться под спрос и оно абсолютно неэластично;

краткосрочный — с изменением цены производитель может изменять величину предложения за счет изменения перемен­ных факторов производства; пред­ложение становится эластичным

долгосрочный — создаются но­вые производственные мощности, входят в отрасль новые фирмы, и предложение в этот период наиболее эластично.

Рыночное равновесие — состо­яние рынка, характеризуемое наличием сбалансированности (равновесия) спроса и предложе­ния.

ситуации равновесия по спросу и предложению

стабильное — нарушенное рыночное равновесие восстанав­ливается опять;

нестабильное — нарушенное рыночное равновесие остается таковым на протяжении длительного периода (хронический то­варный дефицит и покупательский спрос продолжительное вре­мя не удовлетворяются);

рынок потребителя — устойчивое превышение предложе­ния над спросом (конкурируют производители за лучшее и бо­лее полное удовлетворение запросов потребителей);

рынок производителя — устойчивое превышение спроса над предложением (конкурируют потребители за доступ к товару).

Цена, при которой спрос равен предложению, называется рав­новесной (Pe), а соответствующий ей объем продукции — равно­весным (Qe).

А.Маршалл: «когда спрос и предложение пребыва­ют в равновесии, количество товаров, производимых в единицу вре­мени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой».

Равновесная цена

Рис. Рыночное равновесие

При цене P е рынок находится в равновесии: объем продукции, на которую предъявляется спрос, равен ее предложению

Дефицит, который возникает при цене ниже равновесной толкает цену вверх, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается, рынок движется к равновесию.

Нарушения равновесия. В случаях изменения объема спроса и предложения под влиянием неценовых факторов достигнутое точное равновесие будет нарушаться.

При одновременном изменении спроса и предложения возмож­ны три случая:

• предложение растет больше, чем растет спрос;

• предложение растет меньше, чем растет спрос;

• предложение и спрос возрастают одинаково.

Регулирование рыночного равновесия государством

через фиксацию цен — если зафиксированная цена какого-либо товара выше или ниже равновесной, то будет искусственно поддержи­ваться его избыток или дефицит. В первом случае государство увели­чивает закупки, а во втором — прибегает к импорту товаров;

через налоговую политику — косвенными налогами (вклю­ченными непосредственно в цену товара) увеличивается цена това­ра, которая уменьшает величину спроса, и устанавливаются новая равновесная цена и новый равновесный объем производства;

через дотации (государственные пособия организациям, предприятиям для покрытия убытков или других целей) — часть цены на товар производителя оплачивает государство, в результате фактическая цена является ниже равновесной, и она устанавлива­ется на более низком уровне, чем прежняя. Предложение в данном случае увеличивается, а цена для покупателя снизится;

через субсидии (пособия из бюджета) — повышается спрос, стимулируется предложение, равновесная цена будет расти.