10. Субъекты рф.
По форме государственного устройства государства разделяются на два вида: унитарные и федеративные.
Федеративное государство представляет собой единое союзное государство, включающее несколько государственных образований (субъектов федерации), обладающих определенной политической самостоятельностью.
Исторически сложившиеся особенности нашего государства (территориальная протяженность, большое количество национальностей, различный уровень развития и экономическая специализация регионов) сделали необходимым обращение в современных условиях к модели союзного государства с самостоятельными территориально-политическими образованиями внутри него. Поэтому государственное устройство Российской Федерации характеризуется наличием федеративных связей между ее субъектами, возникшими на основе Федеративного договора и Конституции РФ одновременно. В связи с этим Россия является конституционно-договорной федерацией.
В состав Российской Федерации входят несколько видов субъектов:
республики;
автономная область;
автономные округа: края и области;
города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург.
Это создает особый правовой режим во взаимоотношениях как между центром и субъектами, так и между отдельными субъектами. Например, автономные округа одновременно входят как в состав края, области, так и непосредственно в Федерацию. В соответствии с Федеративным договором, а вернее его тремя частями о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ.все субъекты РФ объединены в три группы на основе общности правового статуса и объема полномочий, передаваемых субъекту РФ, это:
Республики, названные в Конституции РФ государствами и имеющие наибольший объем полномочий в своем ведении: конституцию и высшие органы государственной власти, а также наименование по названию одной из национальностей, населяющих ее территорию, но, как правило, не составляющую большинство населения; почти все республики заключили с Федерацией дополнительно двусторонние договоры, что значительно отличает их положение от иных субъектов РФ;
Автономные образования — автономная область и автономные округа, представляющие собой национально-территориальные образования; в отличие от краев и областей они могут самостоятельно разработать проект федерального закона о своем правовом статусе и предложить его Федеральному Собранию, также они имеют наименование по названию одной-двух национальностей или этнических групп, проживающих на их территории исконно;
Края, области и города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, являющиеся административно-территориальными образованиями, в формировании которых не учитывался национальный принцип обособления их территории; в cреде этого вида субъектов в настоящее время активно разворачиваются процессы заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъекта, что говорит о постепенном сближении их статуса с иными видами субъектов.
Федеративное устройство России строится не только на принципах национально-территориального устройства, выработанного практикой государственного строительства за последние 100 лет, но и на принципах, в которых выражена концептуальная позиция создателей Конституции РФ и их представления о способе территориальной организации государственной власти в России.
Таким образом, федеративное устройство России — это конституционно-правовой институт, нормы которого определяют форму государственного устройства, виды субъектов РФ, распределение компетенции между субъектами и Федерацией, основы отношений между субъектами РФ.
- 1. Понятие и сущность региональной экономики.
- 2. Предмет и задачи региональной экономики.
- 3. Объект и методы региональной экономики.
- 4. Методы исследования региональной экономики.
- 5. Региональная политика России.
- 6.Содержание понятия «регион» и его функции.
- 9. Экономические районы рф.
- 10. Субъекты рф.
- 11. Федеральные округа рф.
- 12. Административно-территориальное устройство рф.
- 13. Закономерности размещения производительных сил.
- 14. Принципы размещения производительных сил.
- 15. Факторы размещения производительных сил.
- 19. Цель и задачи анализа социально-экономического развития региона.
- 20.Комплексность хозяйства региона.
- 21. Структура анализа социально-экономического развития региона
- 22. Сущность и формы межрегиональных экономических связей
- 23. Система органов управления субъектами рф
- 24. Асимметрия в развитии регионов
- 25. Региональный инвестиционный климат
- 31. Природно-ресурсный потенциал региона
- 32. Трудовой потенциал региона
- 36. Городское и сельское население. Урбанизация
- 37. Апк Оренбургской области
- 38. Анализ развития отраслей промышленности
- 39. План социально-экономического развития Оренбургской области
- 42. Точки экономического роста.
- 45. Методы отраслевого экономического обоснования размещения производства.
- 46. Производительные силы Оренбургской области.
- 47. Финансово-промышленные группы.
- II этап (2016 - 2020 годы) - активная модернизация традиционных отраслей и реализация приоритетных инвестиционных проектов.
- III этап (2021 - 2025 годы) - этап инновационного развития и формирования постиндустриальных секторов экономики.