Факторы роста государственного сектора.
Феликс:
Как создаётся гос сектор, какова его динамика?
Доля гос сектора до 1974 года непосредственно возрастала.
Источники увеличения гос сектора:
1. Национализация -- передача в гос масштабе ресурсов из частной в гос с-ть по соответствующим законам.
Виды национализации:
а) Экспроприация -- взяли, ничего взамен не дав;
б) С выкупом -- взяли, за всё заплатили;
в) С частичным выкупом -- взяли, оплатили часть;
г) Взяли у собственника предприятие, сделали его управляющим, оклад на уровне получаемого ранее процента -- используется и его опыт, и он не обижается, но завод уже не продаст, капитал не вывезет.
2. Строительство -- создание гос объектов, засчёт гос средств;
3. Покупка на гос средства;
4. Захват -- "спасение" или вывоз по репарации.
С 1974 года начался процесс сокращения гос сектора -- приватизации.
Николаева Л.А., Черная И.П.:
Модели государственного сектора
Характеристики модели | Степень огосударствления производства и внешнеторговых ограничений | ||
Высокая | Низкая | ||
Объем производства общественных благ и трансфертов | Высокий | Социалистическая | Скандинавская |
Низкий | Латиноамериканская | Либеральная |
По горизонтальной «оси» расположена «степень обобществления экономики»: доля государственных предприятий в национальном производстве и степень протекционизма во внешней торговле. По вертикальной «оси» откладывается степень развития государства всеобщего благосостояния – величина социальных трансфертов и объем производства общественных благ. На схеме отображены четыре крайние модели государственного хозяйства: 1) социалистическая, характеризующаяся высокой долей государственной собственности и существенными объемами перераспределения, 2) скандинавская, 3) латиноамериканская, основанная на внешнеторговом протекционизме и импортозамещающем росте и 4) либеральная, которая встречается крайне редко и в чистом виде существовала лишь в Гонконге и Сингапуре. Каждая модель государственного сектора представляет собой целостную систему, определенное сочетание элементов и реализуется в виде комплекса мер экономической политики и соответствующих государственных институтов, разрабатывающих и реализующих эти меры. Но в рамках каждой модели может произойти перемещение центра тяжести с одного направления на другое, смена приоритетов – именно это обеспечивает их гибкость и выживание. Важной особенностью современного периода является тенденция к сближению моделей различных типов. В этом плане переход постсоциалистических стран к рынку может рассматриваться как движение от социалистической модели к либеральной.
Проблемы и противоречия в обществе, возникающие при таком переходе можно проиллюстрировать двумя особенностями переходной экономики. Первая из них состоит в том, что при переходе от плановой экономики к рыночной на первых этапах реформирования роль государства в экономике уменьшается. Приватизация государственной собственности существенно расширяет границы частного сектора и рыночных механизмов. Однако данный переход осуществляется в условиях системного кризиса, сопровождаемого уменьшением ВВП, падением инвестиционной активности, инфляцией, финансовым кризисом, увеличением безработицы. Возникают такие негативные явления, как нестабильность настоящего, неопределенность будущего, отсутствие гарантий прав собственности и др. Разработка и реализация антикризисных стратегий и программ во многом ложатся на плечи государства, что требует усиления его роли в экономике. К тому же экономика все больше испытывает дефицит ресурсов, способных обеспечить решение назревших проблем. Поэтому на первый план выдвигаются либо расходы государства, либо внешние заимствования. Вторая особенность переходной экономики связана с усилением государственного регулирования, которое сталкивается с тремя трудностями: опасениями со стороны общества рецидивов элементов старой распределительной системы и всеобщего дефицита товаров; отсутствия механизмов, способных эффективно использовать ресурсы в общественном секторе экономики; неопределенность в направлении использования дополнительных доходов государства.
В России в соответствии с постановлением правительства от 4 января 1999 г. «О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации» в состав государственного сектора экономики входят: государственные унитарные предприятия, государственные учреждения, акционерные общества, в уставном капитале которых контролирующий пакет голосующих акций (более 50%) находится в государственной собственности (федеральной или субфедеральной). Основой такой классификации является функционально-управленческий принцип, т. е. в состав государственного сектора включаются только те хозяйственные объекты, функционирование и развитие которых полностью определяется и контролируется государством. Исключение из состава государственного сектора муниципальных предприятий неявно вводит в оборот понятие трехсекторной экономики, состоящей из государственного, муниципального и негосударственного (частного) секторов, что противоречит международной практике. Важной проблемой остается отнесение к государственному сектору экономики вертикально интегрированных хозяйственных структур, строящихся по типу финансово-промышленных групп. Один из возможных подходов к этой проблеме предполагает использование своеобразной «государственной цепочки». Если более 50% акций материнской компании находится в руках государства, то она относится к государственному сектору. Если, в свою, очередь эта компания держит более 50% акций дочерней фирмы, то последняя тоже относится к государственному сектору. Иными словами, если материнская компания контролируется государством, а дочерняя – материнской, то, следовательно, дочерняя фирма также косвенно регулируется государством.
Таким образом, государственный сектор – двойственное и противоречивое образование. Он включает в себя как бы два начала: рыночное – основанное на возмездности, эквивалентности, купле-продаже, отчуждении права-собственности, и нерыночное – основанное на неэквивалентности обмена, внерыночных механизмах распределения ресурсов, безвозмездном выделении основных фондов государственным и муниципальным предприятиям, неопределенности права собственности. Такая двойственность очень часто порождает неэффективность использования экономических ресурсов в нем и искажение в распределении доходов. Данная двойственность в производстве общественных благ вызывает необходимость действенного законодательного регулирования данного сектора с целью создания условий для эффективного использования экономических ресурсов в производстве общественных благ и рационального распределения возникающих здесь доходов в соответствии с реальными правами, функциями и ответственностью всех субъектов отношений в данном секторе экономики. Тем не менее в развитых странах в государственный сектор вовлекается от 30% до 60% ресурсов экономики в зависимости от национальных традиций, структурных и других факторов. Фактические данные показывают, что государственный сектор вполне сопоставим по своим масштабам с частным, тогда как при более низком уровне развития один из секторов занимает явно доминирующие позиции.
С этой точки зрения современное положение в России можно считать достаточно специфичны. Дело в том, что при всех пороках существующей социально-экономической системы нельзя упускать из виду, что за десятилетие реформ в стране возникли все основные рыночные экономические институты. Теперь Россию можно причислить к странам, определяемым как «нарождающиеся рынки». Это, по мнению д. э. н. , зав. сектором ИЭ РАН А. Нестеренко, имеет несколько важных последствий для экономической политики. Во-первых, такая ситуация означает, что российская экономика реагирует на государственное регулирование так же, как и рыночная экономика любой другой страны. Во-вторых, государство должно максимально быстро избавить экономику от тех пут, которые мешают частным производителям. Высокие налоги и чрезмерное административное регулирование «стимулируют» уход предпринимателей в теневую экономику. В результате страдает не только частный капитал, но и само государство, которое никак не может собрать столько налогов, чтобы хватило на выполнение нормальных государственных функций, не говоря о «бюджете развития», промышленной политике и т. п. В-третьих, государство должно помогать развитию рыночных институтов, создавать благоприятную среду для отечественного и зарубежного бизнеса. И наконец, в-четвертых, в стране назрела необходимость формирования нового характера отношений между федеральным центром, субъектами Федерации и внешним миром.
-------------------------------------------
- Вопросы к экзамену по экономике 2006г.
- Ответы к экзамену 2006г.
- Доходы и их источники.
- Глава 12. Рыночный механизм формирования доходов и проблем социальной
- Модель ad-as.
- Издержки производства.
- I. Сущность и структура издержек производства.
- II. Виды издержек производства.
- III. Значение издержек производства и пути их снижения.
- IV. Издержки производства и внешние факторы
- Заработная плата.
- Кредит и его формы.
- Формы безработицы.
- Параметры макроэкономики.
- Сущность, цели и механизмы макроэкономики.
- Денежная политика.
- Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика
- Глава 11. Денежно – кредитная система, государственный бюджет.
- Потребление и сбережение.
- Макроэкономическое равновесие.
- Совокупный спрос и совокупное предложение.
- Модель “Совокупный спрос — совокупное предложение”
- Признаки и виды макроэкономического равновесия.
- Мультипликатор и акселератор.
- Эффект мультипликатора-акселератора
- Макроэкономические индикаторы.
- Макроэкономические пропорции.
- Модели реализации макроэкономического равновесия.
- Модели равновесия Кенэ, Маркса и Сэя.
- Классическая модель оэр Особенности взглядов классиков
- Общие постулаты
- Графическая интерпретация
- Макроэкономика и экономическая безопасность.
- 11.4. Социальная политика
- Модели равновесия Вальраса, Кейнса и Леонтьева.
- Кейнсианская модель оэр Основные постулаты
- Анализ равновесия потреблений и сбережений.
- Графическое представление
- Анализ равновесия инвестиций и сбережений
- Уровень инвестиций и процентная ставка
- Графическое представление
- Макроэкономическое регулирование.
- Типы макроэкономического регулирования.
- Экономика и человек.
- Государственное и рыночное регулирование экономики.
- Цели грэ.
- Экономическая политика.
- Сущность и виды инвестиций.
- Макроэкономическая нестабильность.
- Инструменты и механизмы государственного регулирования экономики.
- Средства грэ.
- Сущность и функции финансов.
- Факторы, влияющие на нестабильность финансового положения России
- Финансовая система и бюджетно-налоговая политика.
- Модель is-lm.
- Типы циклов.
- Формы заработной платы.
- Экономически активное население.
- Критерии заработной платы.
- Максимизация прибыли.
- Процент.
- Сущность и причины безработицы.
- Фискальная политика.
- Исчисление внп.
- Сущность и типы экономического роста.
- Сущность и типы экономического роста
- Модели экономического роста
- Кривая производственных возможностей – многофакторная модель экономического роста
- Национальное богатство.
- Типы и виды инфляции.
- Измерители инфляции.
- Ущерб от инфляции.
- Прибыль.
- Денежное равновесие.
- Сущность инфляции.
- Роль инвестиций в экономике.
- Борьба с безработицей.
- Динамика инвестиций.
- Изменения места и роли государственного сектора и его причины.
- Приватизация.
- Цикличность экономического роста.
- Глава 9. Цикличность развития рыночной экономики .
- Циклические колебания экономического роста. Теории экономических циклов.
- Экономика и природа.
- Макроэкономический кругооборот.
- Совокупное предложение.
- Типы экономической политики государства.
- Меры борьбы с инфляцией.
- Факторы роста государственного сектора.
- Границы роста дохода государства.