9.1. Товарные запасы книжной торговли
Коммерческий процесс книжного дела осуществляется в форме оптовой и розничной торговли книгами. Основной материальный ресурс коммерческой деятельности – товарные запасы.
Товарные запасы различаются:
По функциональному назначению:
-
текущие: основная часть запаса, предназначенная для обеспечения непрерывности торгового процесса;
-
страховые: запасы, позволяющие реагировать на непредвиденные колебания спроса и производства, повышение цен, скачок инфляции, изменения в налоговой и таможенной политике;
-
сезонные: запасы, создаваемые для продажи в периоды повышенного спроса на определенные книги;
-
неликвиды: запасы, образующиеся из книг, жизненный цикл которых завершился (потеря актуальности, появление на рынке аналогичных новых изданий, брак).
По этапам товародвижения:
-
товары на складе;
-
товары в торговом зале;
-
товары в пути.
По финансовым признакам и формам собственности:
-
товары, находящиеся в собственности фирмы;
-
товары, не оплаченные фирмой поставщикам (кредиторская задолженность);
-
товары, не оплаченные покупателями фирмы (дебиторская задолженность).
Издательства формируют товарные запасы за счет своей новой продукции и имеющихся запасов продукции, которые находятся в балансовом равновесии с реализованной продукцией:
,
где – стоимость запаса на начало года, ПГП – поступление готовой продукции на склад издательства в течение года, РП – стоимость реализованной продукции за год, – стоимость запаса на конец года (все в стоимостном выражении).
Товарные запасы книготорговой фирмы образуются из поставленной в течение года литературы П и находятся в балансовом равновесии с реализованной в течение года литературой (товарооборотом Т):
.
Величина товарных запасов выражается в натуральных показателях (в экземплярах), стоимостных (в рублях), в днях оборота. Товарный запас в днях оборота исчисляется по формуле
где в числителе – средний товарный запас за период (в денежном или натуральном выражении), в знаменателе – среднедневной товарооборот за тот же период в тех же единицах, что и запас. Среднедневной товарооборот получается делением товарооборота Т на количество рабочих дней в периоде d. Средний запас за период вычисляется как сумма мгновенных запасов, деленная на количество наблюдений за запасами (хронологическая средняя).
Величина, обратная обороту в днях, носит название товарооборачиваемости. Повышение товарооборачиваемости или, что то же самое, снижение дней оборота запасов, ускоряет оборот финансовых ресурсов, их возврат в оборот в денежной форме. Товарооборачиваемость – важнейший показатель эффективности коммерческой деятельности.
Пример 1. Товарооборот книжного магазина в течение июня (30 рабочих дней) составил 2 675 645. руб. или 27 563 экземпляров, т.е. ежедневно в среднем 89 189 руб.=2 675 645/30 или 919 экз.=27 653/30. Результаты четырех учетов товарных запасов в июне показаны в таблице:
Дата | 1 | 10 | 20 | 30 |
Запас в экз. | 13649 | 10257 | 6512 | 156908 |
Запас в руб. | 1324908 | 995647 | 632120 | 1523805 |
Средний запас за месяц в количестве экземпляров 11 025 экз.= (13 649 + +10 257+6512+15 698)/4, в стоимостном выражении 1 070 258 руб. = (1 324 908 + 995 647 + 632 120+ +1 523 805)/4. Следовательно, оборачиваемость в экземплярах в днях оборота составляет 12,5 дней = 11 025/919. Тот же самый результат и для запасов в стоимостном выражении. Товарооборачиваемость составляет 0,08=1/12,5.
Эффективность использования товарных запасов и поставок П может быть определена как по показателю товарооборота Т, так и по показателю прибыли Пр:
Коэффициенты и показывают суммы товарооборота и прибыли, приходящиеся на каждый рубль, вложенный в товарные запасы.
На величину товарных запасов влияют следующие факторы:
-
объем товарооборота: чем больше объем товарооборота, тем больше, при прочих равных условиях, объем запаса;
-
структура ассортимента: чем разнообразней ассортимент, тем больше должны быть товарные запасы;
-
актуальность книг, образующих запас: книги, быстро теряющие актуальность («однодневки»), не должны занимать большое место в запасах;
-
условия пополнения запасов: например, книжные магазины, открываемые в городах, находящихся далеко от центров производства и поставок книг, для обеспечения непрерывности торговли должны создавать значительные страховые запасы;
-
состояние материально-технической базы: наличие складских помещений позволяет создавать большие запасы, в то же время использование информационных технологий и соответствующей технической базы дает возможность отказаться от большого склада и «торговать с колес»;
-
уровень цен, дисциплина поставок и качество обслуживания.
Ускорение товарооборачиваемости книжных запасов обеспечивается:
-
применением результатов маркетинговых исследований в ассортиментной и ценовой политике;
-
эффективной ассортиментной политикой, учитывающей платежеспособный покупательский спрос;
-
рациональной организацией товародвижения;
-
расширением каналов книгораспространения;
-
внедрением информационных технологий на всех этапах товародвижения;
-
использованием методов продвижения (промоушна), основанных на рекламе и PR-технологиях;
-
совершенствованием материально-технической базы;
-
повышением качества обслуживания;
-
своевременной ликвидацией запасов книг, не пользующихся спросом.
Анализ товарных запасов ведется в разрезе ассортимента, поставщиков, покупателей, оборачиваемости. На результатах анализа основывается планирование и нормирование запасов.
Товарные запасы издательства характеризуются преобладающей долей собственных изданий, они пополняются из производственного портфеля издательства и расходуются в оптово-розничных торговых операциях. Структура собственных товарных запасов издательства состоит из запасов готовой продукции и остатков тиражей изданий прошлых лет и соответственно структура товарных запасов издательства имеет вид
,
где – запасы готовой продукции, изданной за отчетный период, – запасы готовой продукции, изданной в периоды, предшествующие отчетному. Запасы вида включают обычно страховые и сезонные запасы и неликвиды. К страховым запасам можно отнести ранее вышедшие тома серийных и многотомных изданий, высококачественные издания (по искусству, истории, литературе и т.д.), стабильные учебники. Запасы товаров сезонного спроса создаются к школьной и новогодней кампаниям, юбилеям, событиям в общественно-политической жизни (например, предвыборная кампания). Структура издательского товарного запаса характеризуется коэффициентом новизны:
Коэффициент показывает долю новых изданий в запасах готовой продукции издательства. Коэффициент достигает 100% у издательств, начавших свою деятельность, и стабилизируется обычно на 70-80%. Снижение коэффициента ниже 50% характерно для издательско-торговых фирм.
- 3.1. Особенности книжного рынка
- Раздел I
- 1.1. Сущность и виды предпринимательской деятельности
- 1.2 Что такое предпринимательство
- 1.3 Внешняя и внутренняя среда предпринимательства
- 1.4. Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле
- 1.5 История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России
- 1.6 Современные тенденции предпринимательской деятельности
- 1.7. Проверьте себя
- Что такое предпринимательство?
- Тема 2. Психология и культура предпринимательства
- 2.1 Книжное дело как культурный и деловой процесс
- 2.2 Профессионализм и деловая активность
- 2.3. Деловая репутация в бизнесе
- 2.4. Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы
- 2.5 Психология предпринимателя
- 2.6. Культура предпринимателя
- 2.7. Деловая этика и деловой этикет
- 2.8 Проверьте себя
- Раздел II
- Тема 3. Экономика предпринимательства
- 3.1. Особенности книжного рынка
- 3.2 Законы спроса и предложения
- 3.3 Циклы воспроизводства
- 3.4 Основной и оборотный капитал
- 3.5 Источники пополнения капитала
- 3.6 Доход, издержки, прибыль
- 3.7. Факторы, влияющие на получение прибыли
- 3.8. Регулирующая роль цены
- 3.9 Цена равновесия
- 3.10 Проверьте себя
- Тема 4. Правовые формы предпринимательства
- 4.1. Форма собственность как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности
- 4.2. Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела
- 4.3. Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле
- 4.3.1. Индивидуальное предпринимательство.
- 4.3.2 Коллективное предпринимательство
- 4.3.2.1 Товарищество (партнерство)
- 4.3.2.2. Корпорации
- 4.3.2.3. Производственные кооперативы
- 4.3.2.4. Унитарные предприятия
- 4.3.3. Объединения фирм.
- 4.3.4. Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).
- 4.4. Малое и среднее предпринимательство
- 4.5. Документы правового регулирования предпринимательства
- 4.6. Виды договоров
- 4.6.1. Авторский договор.
- 4.6.2. Договор купли-продажи.
- 4.6.3. Договор подряда
- 4.6.4. Заем и кредит (ст. 807-823).
- 4.6.5. Договор комиссии (поручение продажи).
- 4.7. Проверьте себя
- Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью
- Тема 5. Организация управления фирмой
- 5.1. Типы структур управления. Выбор структуры управления
- 5.2. Организация управления предпринимательской деятельностью
- 5.3. Система подготовки и принятия решений
- 5.4. Маркетинг в предпринимательской деятельности
- 5.5. Работа с персоналом
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Проверьте себя
- Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле
- 6.1. Планирование и его виды
- 6.2. Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия
- 6.3. Бизнес-план фирмы
- 6.4. Проверьте себя
- Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы
- 7.1. Источники информации в предпринимательской деятельности
- 7.2. Информационные технологии
- Для авторов и литературных агентств:
- 7.3. Проверьте себя
- Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности
- Тема 8. Финансы в книжном деле
- 8.1. Финансовые ресурсы и их источники
- 8.2. Система финансовых расчетов. Наличные операции
- 8.3. Безналичные операции
- 8.4. Налогообложение предпринимательской деятельности
- 8.5. Управление оборотным капиталом и прибылью
- 8.6. Инвестиции
- 8.7. Бухгалтерский учет
- 8.8. Расчет безубыточности
- 8.9. Ценообразование
- 8.10. Экспресс-анализ финансового состояния
- 8.11. Проверьте себя
- Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле
- 9.1. Товарные запасы книжной торговли
- 9.2. Организация сбыта товарной продукции
- 9.3. Планирование реализации и товарного покрытия
- 9.4. Выбор партнера. Организация договорного процесса
- 9.5. Действия по организации поставок
- 9.6. Логистика управления материальными потоками
- 9.7. Проверьте себя
- Раздел V. Создание фирмы и ее становление
- Тема 10. Этапы организации фирмы 1
- 10.1. Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача
- 10.2. Исследования рынка
- 10.3. Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности
- 10.4. Организационный бизнес-план
- 10.5. Расчет стартового капитала
- 10.6. Учреждение и регистрация фирмы
- 10.7. Стадии развития фирмы
- 10.8. Проверьте себя
- Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности
- 11.1. Предпринимательский риск и его виды
- 11.2. Пути и методы снижения риска
- 11.3. Информационная безопасность фирмы
- 11.4. Коммерческая тайна и ее защита
- 11.5. Служба безопасности фирмы
- 11.6. Проверьте себя