Совокупное предложение.
Феликс:
Предложение на потребительском рынке.
Предложение - то кол-во товаров, которое готовы продать продавцы, производители при данном состоянии рынка. Предложение может не совпадать с производством: если конъюнктура плохая (низкие цены), то производители продают только часть продукции, остальное про запас.
Характеристики предложения:
1. Объём;
2. Структура;
3. Динамика.
Типы предложения:
1. индивидуальные;
2. Рыночные;
3. Совокупные.
Чтобы увеличить предложение, нужно увеличить производство; чтобы увеличить производство, нужно увеличить факторы производства.
Виды предложения по Маршаллу:
1. Предложение в мгновенном периоде - обеспечивается при неизменных факторах производства;
2. Предложение в коротком периоде - характеризуется быстрым изменением переменных факторов;
3. Предложения в длительном периоде - меняются все факторы (переменные и постоянные).
Предложение меняется под влиянием ряда факторов (модель Курно - кривая спроса и предложения на одном графике):
1. Цена - больше, предложение больше;
а) Ориентация на выгоду (получение дохода) - увеличение цены позволяет получить больший доход, поэтому производитель стремится увеличить выпуск продукции;
б) Базовый производитель активизирует своё производство;
в) Притягательный (психологический) эффект - более высокая цена увлекает психологически производителя, заставляя его больше производить;
г) Приток новых производителей в связи с ростом цены;
д) Эффект предельных издержек - по малой цене может продавать только тот, кто может производить продукцию с такими низкими издержками. Чем больше цена, тем больше могут быть издержки - разница между ценой и издержками и есть прибыль. Каждый следующий товар производится с большими предельными издержками, отсюда будет предлагаться только по более высокой цене;
е) Когда растёт цена, подключаются малопроизводительные фабриканты;
ж) Излишек продавца (производителя), выгода продавца (производителя) - цена растёт, а предельные издержки остаются неизменными. На графике получается треугольник, образуемый точками A (ниже на кривой предложения), B (выше на кривой предложения) и C (прямой угол). Если увеличивается предложение (точка C переходит в точку C1 - правее), то площадь треугольника ABC1 увеличивается по сравнению с площадью ABC - увеличивается прирост прибыли.
2. Совершенствование технологии производства - предложение перемещается направо;
3. Снижение издержек производства - предложение увеличивается;
4. Поиск дешёвых источников сырья, энергии, рабочей силы;
5. Инвестиции - растут, увеличивается предложение; Строятся новые заводы (фабрики) - предложение сокращается.
Совокупное предложение.
!Совокупное предложение -- агрегированный показатель, конкретный для страны; тот валовой продукт, к-ый при данной коньюнктуре рынка собственники-производители предлагают для продажи.
Совокупное предложение лежит на стороне пр-ва, его объём зависит от экономических параметров (прежде всего от ВВП иили ВНП).
Совокупное предложение формируется на базе МК параметров.
Совокупное предлоение имеет сходную конфигурацию с микроэкономическим предложением. Но есть отличия -- сложная конфигурация:
1. Горизонтальный отрезок на графике -- "Кейнсианский отрезок";
2. Промежуточный (восходящий) отрезок -- слева направо, снизу вверх;
3. Вертикальный отрезок (классическая вертикаль).
Почему совокупное предложение имеет такую конфигурацию?
Экономика выходит из кризиса -- наращивается пр-во при постоянной цене (плате) за ресурсы.
В периоды кризиса в общ-ве накапливаются ресурсы -- трудовые (безработица ), неиспользованное сырьё, незадействованные пр-венные мощности и проч. Пока они имеются, каждый обладатель стремится их предложить на любых условиях продать: безработным быть тяжело, зерно лежит, теряет кондицию...
Но как только пр-во достигает точки Q1 (точка перехода горизонтали к восходящей), свободных ресурсов хватать перестаёт и вступают в действие те же самые законы, что на индивидуальном рынке -- закон возрастания предельных издержек, поэтому каждая следующая товарная единица оказывается дороже, чтобы её произвести, нужны более дорогие ресурсы.
Отсюда пр-во будет наращиваться только при возмещении издержек (пр-во растёт и цена растёт).
Потом какое-то время рост цены стимулирует рост пр-ва, пока восходящая линия не кончилась, и пр-во достигло точки Q2 (переход восходящей к вертикали).
На вертикальном отрезке пр-во увеличено быть не может: ресурсов больше нет. А накопленные средства есть. Отсюда конкуренция за продавца ("Продаю тому, кто больше предложит").
Таким образом, возрастание цены стимулирует увеличение предложения до точки Q2, где дальнейший рост пр-ва невозможен пр причине отсутствия ресурсов.
Кроме цены есть и неценовые факторы воздействия на совокупное предложение: под их действием оно перемещается либо направо (пр-во растёт, цены сокращаются), либо налево (пр-во сокращается, цены растут).
Неценовые факторы:
а) Технический прогресс -- совершенствование техники, внедрение научных достижений...
б) Удешевление ресурсов;
в) Сокращение налогов...
Равновесие здесь достигается в точке пересечения совокупного спроса и совокупного предложения (если чертить их на одном графике).
В точке равновесия на ТОВАРНОМ РЫНКЕ -- равновесный спрос, равновесное предложение, равновесные цена и объём пр-ва.
Особенности по сравнению с индивидуальным рынком:
1. Когда равновесие устанавливается на Кейнсианской горизонтали, его изменение сопровождается ростом пр-ва при постоянной цене;
2. Когда равновесие устанавливается на восходящем отрезке, и цена, и объём пр-ва возрастают;
3. На классической вертикали равновесное пр-во остаётся тем же, изменяется только цена.
Эффект "храповика".
Модель:
Равновесие установилось в точке Q1.
Спрос уменьшился, следовательно объём пр-ва тоже сократился.
Но! Цена не сокращается, оставаясь на горизонтали Кейнса, а пр-во может снизиться до нуля, т.е. с незначительным снижением цены пр-во может снизится очень существенно.
Почему цена не снижается?
Есть соответствующие эффекты:
1. Рабочие не соглашаются на снижение зарплаты -- важнейший компонент издержек пр-ва остаётся на прежнем уровне;
2. Профсоюзы поддерживают рабочих, что ещё больше укрепляет их позиции;
3. Предприниматели тоже не хотят терять прибыль. Отсюда прибыль, как компонент издержек, тоже не уменьшается;
4. Собственники капитала тоже не хотят терять доход;
5. Землевладельцы не соглашаются на меньшую арендную плату.
Все эти факторы в совокупности и приводят к тому, что издержки пр-ва практически не снижаются.
- Вопросы к экзамену по экономике 2006г.
- Ответы к экзамену 2006г.
- Доходы и их источники.
- Глава 12. Рыночный механизм формирования доходов и проблем социальной
- Модель ad-as.
- Издержки производства.
- I. Сущность и структура издержек производства.
- II. Виды издержек производства.
- III. Значение издержек производства и пути их снижения.
- IV. Издержки производства и внешние факторы
- Заработная плата.
- Кредит и его формы.
- Формы безработицы.
- Параметры макроэкономики.
- Сущность, цели и механизмы макроэкономики.
- Денежная политика.
- Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика
- Глава 11. Денежно – кредитная система, государственный бюджет.
- Потребление и сбережение.
- Макроэкономическое равновесие.
- Совокупный спрос и совокупное предложение.
- Модель “Совокупный спрос — совокупное предложение”
- Признаки и виды макроэкономического равновесия.
- Мультипликатор и акселератор.
- Эффект мультипликатора-акселератора
- Макроэкономические индикаторы.
- Макроэкономические пропорции.
- Модели реализации макроэкономического равновесия.
- Модели равновесия Кенэ, Маркса и Сэя.
- Классическая модель оэр Особенности взглядов классиков
- Общие постулаты
- Графическая интерпретация
- Макроэкономика и экономическая безопасность.
- 11.4. Социальная политика
- Модели равновесия Вальраса, Кейнса и Леонтьева.
- Кейнсианская модель оэр Основные постулаты
- Анализ равновесия потреблений и сбережений.
- Графическое представление
- Анализ равновесия инвестиций и сбережений
- Уровень инвестиций и процентная ставка
- Графическое представление
- Макроэкономическое регулирование.
- Типы макроэкономического регулирования.
- Экономика и человек.
- Государственное и рыночное регулирование экономики.
- Цели грэ.
- Экономическая политика.
- Сущность и виды инвестиций.
- Макроэкономическая нестабильность.
- Инструменты и механизмы государственного регулирования экономики.
- Средства грэ.
- Сущность и функции финансов.
- Факторы, влияющие на нестабильность финансового положения России
- Финансовая система и бюджетно-налоговая политика.
- Модель is-lm.
- Типы циклов.
- Формы заработной платы.
- Экономически активное население.
- Критерии заработной платы.
- Максимизация прибыли.
- Процент.
- Сущность и причины безработицы.
- Фискальная политика.
- Исчисление внп.
- Сущность и типы экономического роста.
- Сущность и типы экономического роста
- Модели экономического роста
- Кривая производственных возможностей – многофакторная модель экономического роста
- Национальное богатство.
- Типы и виды инфляции.
- Измерители инфляции.
- Ущерб от инфляции.
- Прибыль.
- Денежное равновесие.
- Сущность инфляции.
- Роль инвестиций в экономике.
- Борьба с безработицей.
- Динамика инвестиций.
- Изменения места и роли государственного сектора и его причины.
- Приватизация.
- Цикличность экономического роста.
- Глава 9. Цикличность развития рыночной экономики .
- Циклические колебания экономического роста. Теории экономических циклов.
- Экономика и природа.
- Макроэкономический кругооборот.
- Совокупное предложение.
- Типы экономической политики государства.
- Меры борьбы с инфляцией.
- Факторы роста государственного сектора.
- Границы роста дохода государства.