26. Поясните смысл парадокса а. Смита о воде и алмазе. Как предлагал разрешить этот парадокс к. Менгер?
Парадокс А. Смита: почему, несмотря на то что вода для человека Намного полезнее, чем алмаз, цена на алмаз намного выше?
Чем вызван этот парадокс?
Вспомним, что блага, удовлетворяющие второстепенные потребности (алмазы, золото, бриллианты), сравнительно редки. По сравнению с благами, удовлетворяющими насущные потребности (водой, хлебом, одеждой), они менее важны для потребителя, их полезность ниже. И тем не менее цена алмаза или золота по сравнению со второй группой благ намного выше.
Чем это объясняется?
Тем, что конкретная полезность благ обусловливается соотношением между их реальным количеством и потребностью в этих благах. Алмаз по сравнению с наличием источников воды крайне редок, и ценность его оказывается высокой. Это не полезность вообще, а конкретная полезность блага. Данное различие вытекает из понятия субъективной полезности, введенной австрийской школой (К. Менгером, Е. Бем-Баверком) в отличие от объективной оценки полезности на основе трудовой теории стоимости классиков (А. Смита, Д. Рикардо).
По мнению представителей австрийской школы, к оценке полезности следует подходить как бы с двух сторон. Одно дело общая полезность (хлеба, алмазов, бензина) в соответствии с их свойствами и приносимой ими пользой, другое дело полезность конкретного товара, в котором нуждается данный потребитель.
Конкретная полезность первого кувшина воды весьма высока. Если нет хотя бы одного кувшина воды, можно истомиться от жажды. Полезность пятого или шестого кувшина намного меньше: вода пойдет на полив цветов или на мытье пола. Предельная полезность убывает по мере насыщения потребности.
На цену (и на спрос) влияет именно предельная полезность. Если воды много, цена ее снижается; если алмазы редки, их чрезвычайно мало, цена алмазов взлетает вверх.
Проблема, связанная с парадоксом стоимости алмаза и воды, послужила одной из предпосылок анализа проблемы предельных величин. Стремясь найти ответ на вопрос, почему самые нужные человеку блага отнюдь не самые ценные, один из основателей австрийской школы Карл Менгер (1840–1921) приходит к выводу, что ценность зависит от субъективной оценки людей, которые наиболее высоко ценят относительно наиболее редкие товары и услуги.
Менгер предложил составить шкалу различных благ в соответствии с их конкретной полезностью. Такая шкала полезностей получила название «таблица Менгера» (табл. 1).
Вертикальный ряд показывает различные способы употребления тех или иных благ (А, В, С – разные блага, удовлетворяющие три разные потребности, например А – потребность в хлебе, В – потребность в сыре, С – потребность в бананах).
Цифры обозначают постепенное снижение конкретной потребности по мере увеличения запаса благ. Они выражают также неодинаковую остроту потребностей в благах.
Таблица1. Таблица Менгера
А | В | С |
10 | 9 | 8 |
9 | 8 | 7 |
8 | 7 | 6 |
7 | 6 | 5 |
6 | 5 | 4 |
Допустим (как это следует из первой колонки табл. 1), ценность или полезность блага А – буханки хлеба – равна: первой – 10 усл. ед., второй – 9 усл. ед., третьей – 8 усл. ед. и т.д. Подобным образом снижается полезность сыра: первой порции – 9 усл. ед., второй – 8 усл. ед., третьей – 7 усл. ед. и далее по убывающей (вторая колонка). Так же убывает предельная полезность бананов (третья колонка).
Если мы хотим определить предельную полезность пятого банана, то согласно таблице Менгера она равна 4 усл. ед. Предельная полезность четвертой порции сыра соответствует 6 усл. ед.
Соизмерение различных значений потребностей, выбор подлежащих удовлетворению потребностей в зависимости от имеющихся средств, определение приоритетности потребностей составляют, по словам Менгера, «именно ту часть экономической деятельности людей, которая более всякой другой занимает их умы, оказывает наибольшее влияние на их экономические стремления».
Ценность товаров в рыночной экономике, по Менгеру, обусловливается не количеством трудовых затрат, не издержками, а предельной полезностью. Ее определяет предельная единица товара. От ее полезности зависит и полезность предшествующих единиц товара. Предельная полезность, таким образом, зависит от уровня полезности и степени редкости товара.
- История экономических учений
- Предисловие
- Программа курса «История экономических учений»
- 1. Введение. Предмет и задачи курса
- 2. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль античности и средневековья
- 3. Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы
- 4. Классическая школа политической экономии
- 5. Австрийская школа. Теория предельной полезности
- 6. Формирование неоклассической школы. А. Маршалл. Дж. Б. Кларк
- 7. Лозаннская школа. Концепция экономического равновесия
- 8. Историческая школа. Взгляды молодой исторической школы
- 9. Американский институционализм
- 10. Экономические учения социалистов-утопистов
- 11. Экономическая теория к. Маркса
- 12. Распространение марксизма в россии. Опыт создания политической экономии социализма
- 13. Развитие экономических концепций социал-демократии
- 14. Дж. М. Кейнс: теория эффективного спроса
- 15. Неокейнсианство и посткейнсианство. Теории экономического роста
- 16. Экономические концепции монетаристов. М. Фридмен
- 17. Неоклассический синтез. Борьба и синтез направлений в экономической теории
- 18. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство
- 19. Современный институционализм
- 20. Шведская (стокгольмская) школа
- 21. Экономическая теория предложения. Теория рациональных ожиданий
- 22. Теории внешней торговли
- 23. Экономические взгляды м. И. Туган-барановского
- 24. Ведущие представители отечественной экономической мысли (20-30-е гг.)
- 25. Отечественная экономико-математическая школа. Л.В. Канторович: линейное программирование
- 26. Отечественная экономическая мысль в послевоенный период
- 27. Проблемы и теории переходной экономики
- Вопросы и ответы
- 1. Каков предмет курса «История экономических учений»?
- Литература
- 2. Чем полезен курс «История экономических учений» ? Каково его место в системе экономических знаний?
- Литература
- 3. Под влиянием каких факторов трансформируются взгляды и концепции экономистов?
- Литература
- 4. Экономическая мысль в Древнем Риме и Древней Греции – общее и различия.
- Литература
- 5. Как решает проблему «справедливой цены» Аристотель в дошедшем до нас трактате?
- Литература
- 6. Фома Аквинский о «справедливой» цене и богатстве.
- Литература
- 7. Установление прав и норм хозяйственных отношений в Русской Правде.
- Литература
- 8. Назовите отличительные черты меркантилизма – одной из первых экономических школ.
- Литература
- Литература
- 10. В чем смысл и значение «Экономической таблицы»-ф. Кенэ?
- Литература
- 11. По мнению меркантилистов, положительный торговый баланс способствует умножению богатства нации. Насколько справедливо данное утверждение?
- Литература
- 12. Что предлагал и. Т. Посошков в «Книге о скудости и богатстве»?
- Литература
- 13. Прокомментируйте афоризм у. Петти «Труд есть отец богатства, а земля – его мать».
- Литература
- 14. Почему мы и сегодня обращаемся к классикам, к работам а. Смита, д. Рикардо, Дж. С. Милля?
- Литература
- 15. Каковы источники роста богатства в соответствии со взглядами а. Смита, д. Рикардо?
- Литература
- 16. В труде а. Смита можно найти не одну, а несколько концепций стоимости. Обрисуйте эти концепции.
- Литература
- 17. Что имел в виду а. Смит, формулируя положение о «невидимой руке» экономических законов?
- Литература
- 18. Назовите принципы, которые а. Смит предлагал положить в основу системы налогообложения.
- Литература
- 19. По мнению д. Рикардо, главная задача экономической науки – определить законы, управляющие распределением продукта между основными классами. Как решал Рикардо эту задачу?
- Литература
- 20. С именем д. Рикардо связывают создание теории ренты. Как обосновывает он процесс образования ренты?
- Литература
- 21. Сравните принцип относительных издержек д. Рикардо с принципом абсолютных издержек а. Смита (во внешней торговле).
- Литература
- 22. В чем вы видите основную заслугу а. Смита и д. Рикардо – основоположников классической школы политической экономии?
- Литература
- 23. Дж. С. Милль предполагал написать обновленный вариант «Богатства народов». В какой мере удалось ему осуществить замысел?
- Литература
- 24. Прокомментируйте проблему, выдвинутую т. Мальтусом в его известном труде. Как трактуется она в современных условиях?
- Литература
- Литература
- 26. Поясните смысл парадокса а. Смита о воде и алмазе. Как предлагал разрешить этот парадокс к. Менгер?
- Литература
- 27. Одним из первых высказал идеи, вошедшие составной частью в теорию предельной полезности, немецкий экономист г. Госсен. Его именем названы два закона; в чем их существо?
- Литература
- Литература
- 29. Поясните существо «теории, альтернативных издержек» ф. Визера.
- Литература
- 30. Что такое неоклассическая школа? Чем она отличается от классической школы?
- Литература
- 31. В чем заключается принцип экономического равновесия, обоснованный а. Маршаллом?
- Литература
- 32. Дайте общую характеристику экономической системы а. Маршалла.
- Литература
- 33. Как согласно концепции Дж. Б. Кларка распределяется доход между производственными факторами?
- Литература
- 34. Проблема национального дивиденда в экономической теории благосостояния а. Пигу.
- Литература
- 35. Поясните существо модели общего экономического равновесия л. Вальраса.
- Литература
- 36. Какие выводы можно сделать исходя из модели общего экономического равновесия л. Вальраса?
- Литература
- 37. Раскройте смысл и практическую значимость «оптимума Парето».
- Литература
- 38. Какие идеи обосновывал ф. Лист в книге «Национальная система политической экономии»?
- Литература
- 39. Почему представителей исторической школы принято относить к нетрадиционному направлению в экономической науке?
- Литература
- 40. М. Вебер об идеальных типах хозяйства и роли протестантской этики в развитии капитализма.
- Литература
- 41. Поясните смысл идеи, выдвинутой т. Вебленом:«институты – основа экономического поведения».
- Литература
- 42. В чем состоит основная идея труда у. Митчелла «Экономические циклы: Проблема и ее постановка»?
- Литература
- 43. В чем существо теории недопотребления, выдвинутой с. Сисмонди?
- Литература
- 44. Охарактеризуйте экономические взгляды Сен-Симона – представителя социально-утопического направления.
- Литература
- 45. В чем состоят исходные положения экономической тeoрии к. Маркса?
- Литература
- 46. Проблемы социальной справедливости и равенства в трактовке к. Маркса.
- Литература
- Тема 5.
- 47. К. Маркс: теория прибавочной стоимости.
- Литература
- 48. Э. Бернштейн: экономический реформизм и предпосылки социализма.
- Литература
- 49. Особенности развития экономической мысли в России (во второй половине XIX – начале XX в.).
- Литература
- 50. Эволюция экономических взглядов г. В. Плеханова.
- Литература
- 51. Разработка экономических проблем в работах в. И. Ленина.
- Литература
- 52. В чем суть «теории экономического развития» и. Шумпетера?
- Литература
- 53. Поясните смысл концепции «спонтанного»порядкам ф. Хайека.
- Литература
- 54. К. Каутский, р. Гильфердинг – теоретики «организованного капитализма».
- Литература
- 55. Что понимал Дж. М. Кейнс под эффективным спросом?
- Литература
- 56. От чего согласно теории Дж. М. Кейнса зависит динамика личного потребления и инвестиций?
- Литература
- 57. Поясните смысл «основного психологического закона» Дж. М. Кейнса.
- Литература
- 58. Что такое коэффициент мультипликации ? Какую роль он играет в теории Дж. М. Кейнса?
- Литература
- 59. В чем отличие концепции, выдвинутой Дж. М. Кейнсом, от предшествующих теорий?
- Литература
- 60. Поясните, в чем смысл идеи «неоклассического синтеза», выдвинутой п. Самуэльсоном.
- Литература
- 61. Как меняются формы рыночной конкуренции согласно теории «несовершенной конкуренции» Дж. Робинсон?
- Литература
- 62. В чем отличие подхода к анализу «монополии и конкуренции» э. Чемберлина от концепции Дж. Робинсон?
- Литература
- 63. Существо и значение модели is–lm, предложенной Дж. Хиксом.
- Ставка процента
- Литература
- 64. Поясните смысл однофакторной модели р. Харрода и е. Домара.
- Литература
- 65. Какие функциональные связи отражает уравнение обмена и. Фишера?
- Литература
- 66. Количественная теория денег м. Фридмена: содержание, особенности.
- Литература
- 67. В чем заключается «денежное правило» м. Фридмена?
- Литература
- 68. В чем состоят монетаристские рецепты регулирования инфляции?
- Солодков в.М. Экономическая теория Милтона Фридмена // сша:экономика, политика, идеология. 1992. № 6. Фридмен м. Количественная теория денег. – м.: Мысль, 1989. – Гл. 4.
- 69. Поясните смысл кривой и эффекта а. Лаффера.
- Литература
- 70. Какие выводы следуют из теории рациональных ожиданий?
- Литература
- 71. В чем существо теории общественного выбора Дж. Бьюкенена?
- Литература
- 72. Поясните существо и концепцию «техноструктуры и индустриальной системы» Дж. К. Гэлбрейта.
- Литература
- 73. Постиндустриализм и общество «третьей волны» (д. Белл и э. Тоффлер).
- Литература
- 74. Как предлагает решать проблему «внешних эффектов» р. Коуз?
- Литература
- 75. Становление шведской школы: анализ макроэкономической динамики.
- Литература
- 76. Модель взаимодействия экономических и социальных переменных г. Мюрдаля.
- Литература
- 77. Теория экономических порядков в. Ойкена: основные положения и выводы.
- Литература
- 78. Экономическая концепция и реформа л. Эрхарда.
- Литература
- 79. Г. Беккер: экономический подход к анализу неэкономических сфер деятельности.
- Литература
- 80. В чем смысл концепции нулевого экономического роста?
- Литература
- 81. Каковы предпосылки, из которых исходят концепции внешнеэкономических отношений?
- Литература
- 82. Поясните связь издержек с факторными преимуществами в теории э. Хекшера–б. Олина.
- Литература
- 83. Какую роль в теории конкурентных преимуществ играет выдвинутое м. Портером положение о «национальном ромбе»?
- Литература
- 84. Экономические взгляды с. Ю. Витте.
- Литература
- 85. М. И. Туган-Барановский: проблемы методологии и теории политической экономии.
- Литература
- 86. Анализ аграрных отношений и семейного крестьянского хозяйства в трудах а. В. Чаянова.
- Литература
- 87. Теория больших циклов н. Д. Кондратьева: обоснование, практическая значимость.
- Литература
- 88. Л. Н. Юровский: концепция рыночного равновесия и финансовой стабилизации.
- Литература
- 89. Создание российской экономико-математической школы. Работы в. К. Дмитриева, е. Е. Слуцкого.
- Литература
- 90. «Тектология» а. А. Богданова: применение системного подхода.
- Литература
- 91. Л. В. Канторович: разработка теории линейного программирования.
- Литература
- 92. Научные школы в отечественной экономической науке 50 – 90 гг.
- Литература
- 93. Трансформация идей «государственного социализма»: дискуссии послевоенного периода.
- Литература
- 94. Проблемы и теории переходной экономики.
- Литература
- 95. Экономические теории и экономическая политика.
- Литература
- Приложения
- Направления и школы экономической мысли
- Известные экономиты Кейнсианцы
- Монетаристы
- Неолибералы
- Институционалисты
- Экономисты-социологи
- Неординарные теоретики
- Марксистская школа
- Экономисты Восточной Европы
- Отечественные школы
- Учебники, хрестоматии, пособия.
- Эволюция взглядов на предмет экономической науки
- Приложение 5 теории образования прибыли
- Приложение 6 становление экономической мысли в россии
- Приложение 7 история экономической мысли: именаи даты
- Названия и даты выхода трудов экономистов, упомянутых в схеме 1
- Вместо заключения
- Содержание
- История экономических учений в вопросах и ответах