8.7. Бухгалтерский учет
Учет движения денежных средств. Составной частью финансового менеджмента является бухгалтерский учет стоимости всех производственных и торгово-закупочных операций, реализации наличных и безналичных финансовых расчетов, начисления и выплаты заработной платы, исчисления налогов и перечисления их в бюджет, составления бухгалтерского баланса и других бухгалтерских отчетов, контроль расходования денежных средств.
Текущие финансовые результаты фирмы за отчетный период отражаются в отчете о доходах и расходах.
Пример 8. Рассмотрим упрощенный отчет о доходах и расходах условного издательства «Пилигрим» за 2001 и 2002 гг. в млн. руб.
| 2002 | 2001 |
Амортизация оборудования | 1 | 1 |
Выручка от реализации (без НДС) | 381,3 | 326,55 |
Итого доходов | 382,3 | 327,55 |
Заработная плата | 6 | 5 |
Выплата ЕСН | 2,1 | 1,75 |
Расходы на авторское вознаграждение | 40 | 32 |
Расходы на типографские материалы | 144 | 125 |
Расходы на типографские услуги | 130 | 110 |
Расходы на приобретение оборудования | 0,5 | 0,1 |
Реклама (с налогом) | 6 | 6 |
Транспортные расходы | 12 | 10 |
Прочие расходы | 5 | 3 |
Итого расходов | 345,6 | 290,85 |
Прибыль за год | 36,7 | 36,7 |
Анализ примера показывает, что по сравнению с 2001 г. в 2002 г. фирма «Пилигрим» снизила рентабельность по доходу c 11,2 до 9,6%. Это связано с тем, что расходы выросли на 18%, а доходы – только на 16%. Следовательно, относительный прирост дохода на рубль прироста затрат (маржинальный доход) равен 99 коп., т.е. прирост дохода меньше прироста расхода.
Бухгалтерский баланс. Предприниматель, используя значения стоимости входных и выходных ресурсов за определенный период, может получить представление о прибыли, но это не устраняет проблем, возникающих в связи с отсрочкой платежей и с разновременностью использования ресурсов. В связи с тем что бухгалтерский баланс привлекает для составления не только денежные средства, но и все имущество фирмы в стоимостном выражении, он дает гораздо более точный учет всех составляющих финансовых ресурсов фирмы, принимающих не денежную форму.
В бухгалтерском балансе показывается стоимость на определенный момент времени всех ресурсов фирмы, входящих в ее имущество: денежных, материальных, нематериальных. Состав бухгалтерского баланса, источники и регламент его составления рассматриваются в курсе бухгалтерского учета, в нашем пособии мы затронем только понятия, принципиально важные для предпринимателя.
Как уже было сказано в теме 2, все ресурсы фирмы, которыми она распоряжается, образуют ее активы, все источники финансирования формируют ее пассив (на практике пассивную часть баланса принято иногда называть капиталом и обязательствами фирмы). Баланс является инструментом внутреннего информирования и контроля, внешнего представления информации (например, для инвесторов, кредиторов, налоговых органов).
Пример 8а. Рассмотрим упрощенный баланс издательства «Пилигрим» на конец 2002 и 2001 гг.
Баланс на конец года (млн. руб.)
| 2002 | 2001 |
АКТИВ |
|
|
I. Внеоборотные активы |
|
|
Основные средства с учетом амортизации | 5 | 6 |
II. Оборотные активы |
|
|
Денежные средства в кассе | 0,5 | 0,4 |
Денежные средства в банке | 2 | 1 |
Краткосрочная дебиторская задолженность | 33 | 25 |
Запасы готовой продукции | 45 | 31 |
Незавершенное производство | 23 | 15 |
Запасы полиграфических материалов | 3,5 | 0 |
Малоценные товары | 0,1 | 0,1 |
Итого активы | 112,1 | 78,5 |
ПАССИВ |
|
|
III. Капитал и резервы |
|
|
Уставный капитал | 25 | 25 |
Нераспределенная прибыль | 56,1 | 34,5 |
IV. Долгосрочные обязательства |
|
|
Долгосрочные кредиты | 25 | 14 |
V. Краткосрочные обязательства |
|
|
Краткосрочные кредиты | 6 | 5 |
Итого пассив | 112,1 | 78,5 |
Анализ примера показывает, что по сравнению с 2001 г. фирма «Пилигрим» снизила в 2002 г. рентабельность за счет увеличения своей кредиторской задолженности почти на 64%. Снизилась оборачиваемость оборотных средств, следовательно, возрос объем незавершенного производства, запасов полиграфических материалов и дебиторской задолженности. Обратите внимание, что нераспределенная прибыль помещена в пассивную часть баланса, так как она принадлежит не фирме, а ее учредителям и, следовательно, является обязательством фирмы перед ее владельцами. Нераспределенная прибыль характеризует реинвестируемую долю прибыли. Какая-то ее часть может быть представлена денежными средствами, но основную часть составят приобретенные фирмой активы. Активы фирмы, образованные из уставного капитала, инвестированного в фирму, сформированы из обязательств фирмы перед ее учредителями, и поэтому уставный капитал также показывается в пассиве баланса.
Нераспределенная прибыль и капитал фирмы образуют чистую стоимость фирмы. Однако реальная стоимость фирмы может отличаться от ее чистой стоимости, так как она определяется рыночной ситуацией и рыночными ценами. Дело в том, что стоимость основных фондов (например, автомобилей) определяется в балансе по документам на их приобретение, рыночная стоимость может быть гораздо ниже. К тому же есть риск, что часть дебиторов не вернут долги фирме.
Для анализа бухгалтерского баланса важна группировка его статей. В активной части выделяются активы, которыми пользуются более года (стоимость основных средств, долгосрочная дебиторская задолженность, доли в дочерних организациях, инвестиции). В зарубежной терминологии такие статьи группируют в постоянные активы. Остальные активы (деньги в кассе, деньги на расчетном счете, краткосрочные депозиты, стоимость запасов, краткосрочная дебиторская задолженность) объединяются в текущие активы.
Кредиты, подлежащие возврату в течение года и меньше (например, долги поставщикам), объединяются в пассивной части в текущие обязательства, более года – в долговременные обязательства. Нераспределенная прибыль и уставный капитал образуют собственные средства (или средства акционеров) фирмы.
Основа баланса – это соблюдение равенства:
Активы = Обязательства.
Используя вышеприведенную терминологию, получаем балансовое уравнение в виде
Постоянные активы+ | Текущие активы= | Собственность акционеров+ | Долговременные обязательства+ | Текущие обязательства |
(ПА) | (ТА) | (СА) | (ДО) | (ТО) |
Теперь необходимо выделить оборотный капитал ОК, который равняется чистым текущим активам, т.е. текущим активам за минусом текущих обязательств:
ОК = ТА – ТО.
- 3.1. Особенности книжного рынка
- Раздел I
- 1.1. Сущность и виды предпринимательской деятельности
- 1.2 Что такое предпринимательство
- 1.3 Внешняя и внутренняя среда предпринимательства
- 1.4. Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле
- 1.5 История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России
- 1.6 Современные тенденции предпринимательской деятельности
- 1.7. Проверьте себя
- Что такое предпринимательство?
- Тема 2. Психология и культура предпринимательства
- 2.1 Книжное дело как культурный и деловой процесс
- 2.2 Профессионализм и деловая активность
- 2.3. Деловая репутация в бизнесе
- 2.4. Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы
- 2.5 Психология предпринимателя
- 2.6. Культура предпринимателя
- 2.7. Деловая этика и деловой этикет
- 2.8 Проверьте себя
- Раздел II
- Тема 3. Экономика предпринимательства
- 3.1. Особенности книжного рынка
- 3.2 Законы спроса и предложения
- 3.3 Циклы воспроизводства
- 3.4 Основной и оборотный капитал
- 3.5 Источники пополнения капитала
- 3.6 Доход, издержки, прибыль
- 3.7. Факторы, влияющие на получение прибыли
- 3.8. Регулирующая роль цены
- 3.9 Цена равновесия
- 3.10 Проверьте себя
- Тема 4. Правовые формы предпринимательства
- 4.1. Форма собственность как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности
- 4.2. Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела
- 4.3. Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле
- 4.3.1. Индивидуальное предпринимательство.
- 4.3.2 Коллективное предпринимательство
- 4.3.2.1 Товарищество (партнерство)
- 4.3.2.2. Корпорации
- 4.3.2.3. Производственные кооперативы
- 4.3.2.4. Унитарные предприятия
- 4.3.3. Объединения фирм.
- 4.3.4. Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).
- 4.4. Малое и среднее предпринимательство
- 4.5. Документы правового регулирования предпринимательства
- 4.6. Виды договоров
- 4.6.1. Авторский договор.
- 4.6.2. Договор купли-продажи.
- 4.6.3. Договор подряда
- 4.6.4. Заем и кредит (ст. 807-823).
- 4.6.5. Договор комиссии (поручение продажи).
- 4.7. Проверьте себя
- Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью
- Тема 5. Организация управления фирмой
- 5.1. Типы структур управления. Выбор структуры управления
- 5.2. Организация управления предпринимательской деятельностью
- 5.3. Система подготовки и принятия решений
- 5.4. Маркетинг в предпринимательской деятельности
- 5.5. Работа с персоналом
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Проверьте себя
- Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле
- 6.1. Планирование и его виды
- 6.2. Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия
- 6.3. Бизнес-план фирмы
- 6.4. Проверьте себя
- Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы
- 7.1. Источники информации в предпринимательской деятельности
- 7.2. Информационные технологии
- Для авторов и литературных агентств:
- 7.3. Проверьте себя
- Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности
- Тема 8. Финансы в книжном деле
- 8.1. Финансовые ресурсы и их источники
- 8.2. Система финансовых расчетов. Наличные операции
- 8.3. Безналичные операции
- 8.4. Налогообложение предпринимательской деятельности
- 8.5. Управление оборотным капиталом и прибылью
- 8.6. Инвестиции
- 8.7. Бухгалтерский учет
- 8.8. Расчет безубыточности
- 8.9. Ценообразование
- 8.10. Экспресс-анализ финансового состояния
- 8.11. Проверьте себя
- Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле
- 9.1. Товарные запасы книжной торговли
- 9.2. Организация сбыта товарной продукции
- 9.3. Планирование реализации и товарного покрытия
- 9.4. Выбор партнера. Организация договорного процесса
- 9.5. Действия по организации поставок
- 9.6. Логистика управления материальными потоками
- 9.7. Проверьте себя
- Раздел V. Создание фирмы и ее становление
- Тема 10. Этапы организации фирмы 1
- 10.1. Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача
- 10.2. Исследования рынка
- 10.3. Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности
- 10.4. Организационный бизнес-план
- 10.5. Расчет стартового капитала
- 10.6. Учреждение и регистрация фирмы
- 10.7. Стадии развития фирмы
- 10.8. Проверьте себя
- Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности
- 11.1. Предпринимательский риск и его виды
- 11.2. Пути и методы снижения риска
- 11.3. Информационная безопасность фирмы
- 11.4. Коммерческая тайна и ее защита
- 11.5. Служба безопасности фирмы
- 11.6. Проверьте себя